«Решение задач с помощью системы Кумир»
план-конспект урока

Фазылова Екатерина Андреевна

Тема: «Решение задач с помощью системы Кумир»

          Цель урока: комплексное применение полученных знаний по программированию в среде Кумир при решении задач.

Задачи урока

Образовательные:

  • закрепить знания о структуре программы в среде Кумир и основных операторов программы
  • закрепить структуру линейного, условного и циклического операторов
  • формировать умения комплексного применения знаний по программированию в среде Кумир при решении задач

Развивающие:

  • развитие логического мышления, познавательных и исследовательских способностей обучающихся;
  • формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное;
  • развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса к изучаемому предмету;
  • развитие у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);        
  • воспитание ответственности за выполненную работу, умения принимать самостоятельные решения;

Тип урока: урок решения задач, закрепление материала с применением современных компьютерных технологий

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока:  решение задач

Методы: исследование, частично поисковый.

Обеспечение урока:

  • ПК для демонстрации материала, мультимедийный проектор и экран,
  • правила по ТБ и работы в кабинете информатики и информационных технологий.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Решение задач
  4. Итог урока.
  5. Постановка домашнего задания.

Основные понятия:

  • Линейный, условный и циклический алгоритм;
  • полное, неполное и многократное ветвление
  • простые и составные условия.

учащиеся должны знать: 

  1. основные этапы решения задач по программированию,
  2. структуру программы,
  3. основные операторы программы,
  4. алгоритмы решения задач;

учащиеся должны уметь: 

  1. работать в среде программирования Кумир;
  2. писать программы линейной алгоритма,  полного, неполного и многократного ветвления, циклического;
  3. соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

Программное обеспечение: Кумир, Power Point, Smart Notebook 10.

Презентация по данной теме: Задачи по программированию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc895 КБ
Binary Data urok2.notebook2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Решение задач с помощью системы Кумир»

        Цель урока: комплексное применение полученных знаний по программированию в среде Кумир при решении задач.

Задачи урока:  

Образовательные:

  • закрепить знания о структуре программы в среде Кумир и основных операторов программы
  • закрепить структуру линейного, условного и циклического операторов
  • формировать умения комплексного применения знаний по программированию в среде Кумир при решении задач

Развивающие:

  • развитие логического мышления, познавательных и исследовательских способностей обучающихся;
  • формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное;
  • развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса к изучаемому предмету;
  • развитие у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);        
  • воспитание ответственности за выполненную работу, умения принимать самостоятельные решения;

Тип урока: урок решения задач, закрепление материала с применением современных компьютерных технологий

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока:  решение задач

Методы: исследование, частично поисковый.

Обеспечение урока:

  • ПК для демонстрации материала, мультимедийный проектор и экран,
  • правила по ТБ и работы в кабинете информатики и информационных технологий.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Решение задач
  4. Итог урока.
  5. Постановка домашнего задания.

Основные понятия:

  • Линейный, условный и циклический алгоритм;
  • полное, неполное и многократное ветвление
  • простые и составные условия.

учащиеся должны знать: 

  • основные этапы решения задач по программированию,
  • структуру программы,
  • основные операторы программы,
  • алгоритмы решения задач;

учащиеся должны уметь: 

  • работать в среде программирования Кумир;
  • писать программы линейной алгоритма,  полного, неполного и многократного ветвления, циклического;
  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

Программное обеспечение: Кумир, Power Point, Smart Notebook 10.

Презентация по данной теме: Задачи по программированию

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Дежурный, кого сегодня нет на уроке, назовите их.

2. Актуализация знаний (проверка усвоения изученного материала).

        Сегодняшний наш урок мы начнем с высказывание французкого философа Джона Пойа

«Решение задач — специфическое достижение разума, разум же особый дар, которым наделен человек».

        Но сегодня мы с вами будем решать необычные задачи. Условия задач мы будем брать из сказок, русской и зарубежной литературы, а также из стихотворения в системе программирования Кумир.  Как вы уже знаете, среда программирования Кумир представляет собой  школьный алгоритмический язык, который состоит из различных процедур и функций. Также, Кумир является аналогом среды программирования Паскаль, с которой вы познакомитесь на последующих курсах. И вы, как будущие специалисты, должны уметь составлять различные виды программ на языках программирования. Система Кумир является первой, доступной средой программирования, с которой вы познакомились, но  ее функции и структуры вам будут необходимы и в дальнейшем.  На предыдущих уроках мы с вами изучили многие виды алгоритмов в данной среде  – линейный, условный, циклический а также алгоритм полного, неполного и многократного ветвления.

        И прежде, чем мы с вами перейдем к решению задач, повторим ранее изученный материал (задания 1-11).

        Вывод: Итак, мы с вами подготовились к решению задач, выполнив предложенные вам здания, вспомнив структуру, обозначения, алгоритм записи на языке ШАЯ., и весь этот теоретический материал нам сейчас пригодиться в нашей практической деятельности при решении задач.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вашему вниманию предлагается задача №1.

        Кто помнит русскую народную сказку «Лиса и волк», в которой лиса выкидывала рыбу из саней у мужика, который вес ееё домой.

Внимательно посмотрите на доску и прочитайте условие  задачи.

        Итак, чтобы решить данную задачу, сначала необходимо выбрать вид алгоритма, с помощью которого мы будем решать эту задачу. Как вы думаете, какой это будет вид?

        Ученик: Это полное ветвление и цикл пока, так как в данной задаче указано время – это 10 минут.  

        Учитель: Верно, для этого нам потребуется блок схема полного ветвления, в котором использованы две ветви, да и нет. А теперь необходимо выяснить, какую переменную мы обозначим для времени, какую для вычисления суммы, а какая переменная будем счетчиком.  

Ученик: Вывод. В данной задаче были рассмотрены и представлены 2 вида алгоритмов – циклический, а именно цикл пока.

Вывод: Итак, для решения данной задачи нам потребовалось 2 алгоритма: условный и циклический, в частности алгоритм цикла «пока». Также, в данной задаче, представлены 2 вида переменных – целый и вещественный, видны условия окончания и условия продолжения, а также счетчик, в виде переменной i.

Эту задачу можно решить математически, используя формулу суммы n-го члена геометрической прогрессии, где знаменателем является q – счетчик количества времени, а первый член прогрессии равен 1, так как в условии указано время – 10 минут.

А теперь представляю вашему вниманию фрагмент из рассказа писателя Валентина Распутина «Василий и Василиса». Алгоритм решения данной задачи и ее структуру нам представит Давлятов Парвис.  

        Задача №2. "... Для Василисы все лентяи делятся на 3 категории:

1) просто лентяй - или лентяй начинающий;

2) лодырь - лентяй с опытом и со стажем;

3) отик - неисправимый лентяй.

        Третью категорию отик не заслужил и Василиса знает, что она не справедлива к нему, но поворчать ей надо ..."

         В. Распутин "Василий и Василиса"

В данной задаче представлены 3 условия:

1) просто лентяй - или лентяй начинающий;

2) лодырь - лентяй с опытом и со стажем;

3) отик - неисправимый лентяй.

        Так как в условии задачи указано, что третью категорию отик не заслужил, следовательно 3-е условие можно опустить. Так как у нас осталось 2 условия, следовательно нам необходимо использовать структуру условного оператора, где условием будет проверка на вопрос лентяй?, а ответом 2 вывода – да или нет.

Переходим к блок-схеме. Любой алгоритм начинается со служебного слова начало, которое изображается в виде геометрической фигуры овал. Далее, условие записываем в виде ромба, согласно ШАЯ, после этого указываем 2 варианта действий тела программы.

Если да, то действие 1 - просто лентяй - или лентяй начинающий, если нет - лодырь - лентяй с опытом и со стажем. Далее окончание программы – служебное слово конец в геометрической фигуре овал.

А теперь посмотрим реализацию данной задачи в системе программирования Кумир.

Эту же задачу можно решить и другим способом, изменив при этом блок условия «лентяй» на «лодырь». При этом получим следующую блок-схему и ее реализацию в среде Кумир.

Вывод: Итак, в данной задаче были наглядно представлены алгоритмы полного ветвления, где в зависимости от условия выполнялись 2 тела действия. Также были представлены 2 способа решения задачи с изменением блока условия.

Следующую задачу из произведения марка Твена «Том Сойер», ее алгоритм и блок-схему нам представит Гизатуллин Руслан.

Конечно, я могла бы предложить вам выполнить ее самостоятельно, но если вы обратили внимание, каждая из двух представленных задач отличается друг от друга типом, видом и структурой. Мы только начинаем знакомиться с подобным материалом на уроках информатики и поэтому решаем ее вместе, вы и я.    

Давайте составим алгоритм покраски забора.

Подойти к левому краю забора.

Покрасить одну доску.

Шаг вправо на ширину доски.

Покрасить одну доску.

Шаг вправо на ширину доски.

Покрасить одну доску…

Т.к. мы не знаем, сколько досок в заборе, мы не можем завершить составление алгоритма. Да и тетя Полли никогда не считала доски в заборе, она просто сказала: «Будешь красить, пока забор не кончится». Блок-схема алгоритма покраски забора выглядит так:

Пока забор не кончился, повторять:

        покрасить одну доску

        шаг вправо на ширину доски

Конец цикла.

Эта запись означает, что исполнитель сначала проверяет, выполняется ли условие (забор не кончился?). Если да, то совершаются действия (последовательность этих действий называют телом цикла), после этого условие проверяется снова и т.д. Если условие не выполняется, то исполнитель переходит к действию, записанному после строки Конец цикла.

Вывод: В данной задаче явно представлен цикл пока, с условиями окончания и продолжения. Условием окончания является завершение покраски забора, а условием продолжения – пока забор не кончится. Далее, в условии продолжения представлены два тела действия, 1 – покраска забора, 2 – шаг вправо на ширину доски, что является счетчиком в данной задаче.

Реализацию данной задачи в среде программирования Кумир вы разработаете дома.

А теперь прослушаем стихотворение башкирского поэта Мустая Карима

        Задание №4. Прослушайте стихотворение и составьте блок схему условного оператора

"Все завершил. Покончил с мелочами,

И суета осталась позади...

И вот сейчас с рассветными лучами

Птиц выпускаю из своей груди.

Идущие на бой во имя чести!

Вам - первый дар, всем прочим не в укор:

Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье

Орел могучий крылья распростер.

Те, кто в пути! Вам - бодрыми усталым -

Шлю журавля сквозь ветер в ранний час...

кукушку чтобы долго куковала,

Больные, выпускаю я для вас.

 Влюбленные! К вам соловей, неистов,

Рванулся - петь все ночи напролет.

Томящиеся врозь! Вам голубь чистый

К надеждам старым новые несет.

Отчаянных, и робких, и недужных -

Всех одарю я, всех вас птицы ждут...

Нет только ничего для равнодушных,

Пускай без птиц - как знают, так живут...

Все завершил. Покончил с мелочами,

И суета осталась позади...

И каждый день с рассветными лучами

Птиц выпускаю из своей груди. "

Учитель: Прослушав данное стихотворение вы заметили, что в нем перечислены категории людей и ассоциирующие с ними птицы. Следовательно, если у нас перечислены 2 типа, то к какому виду алгоритма мы можем отнести данную задачу?

Ученик: данное стихотворение относится к виду многократного ветвления, так как в нем представлены 2 категории, т. е. в данной задаче можно использовать оператор выбора.

Учитель: Совершенно верно, а теперь рассмотрим данный тип задачи и ее реализацию более подробно.

А теперь переходим к практической части нашего урока. На слайде вам предоставлен кроссворд и его вопросы.

Общий вывод: Сегодня на уроке мы рассмотрели возможности использования ШАЯ, языка блок – схем, а также среды программирования Кумир для решения задач.

А решение задач, по словам французского философа Джона Пойа – «специфическое достижение разума, разум же – особый дар, которым наделен человек». На небольшом примере решения данных задач, мы еще раз убедились, в неограниченных возможностях использования персонального компьютера. Владея компьютерной грамотностью, компьютер можно использовать не только ради развлечения, а развивать свой разум, которым наделен человек.

В современном мире информатики существует множество различных систем программирования, таких как Паскаль, Делфи, C++, Cи шарп, Вэсик, ФриБэйсик, Кубейсик, Ява скрипт, Ява итак далее, и овладев основами работы в системе Кумир, структура которой разработана на ШАЯ, вы научитесь работать в них, создавая в дальнейшем различные продкуты в виде сайтов, приложений, проектов и так далее.

А для этого развивайтесь. проявляйте научный интерес ко всему новому, что происходит в мире информатики!

Домашнее задание.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса.

– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса.

– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  1. Богомолова О.Б. Логические задачи.

– М.: Лаборатория базовых знаний, 2007

  1. Зорина Е.М. ГИА 2013. Информатика: тематические тренировочные задания:

9 класс. – М.: Эксмо, 2012

  1. Степаненко О.В. Разработка цифровых образовательных ресурсов во Flash: практикум. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  2. Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники.

– М.: Просвещение, 2005

7.  Система программирования КуМир www.infomir.ru

8. Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Информатика. КуМир.

– Саратов: Лицей, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.

ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...

урок КВН"Производная и её применение при решении задач."

Урок проводитс я в 10 классе или на 1 курсе СПО, рассчитан на 2 часа. Цель урока привлечь интерес к математике. Проводится в нетрадиционной форме; в форме КВН....

Статья : "Решение задач по химии с помощью метода системного анализа"

Научить обучающихся решать задачи по химии - одна  из наиболее сложных проблем. Это  объясняется тем, что невозможен общий алгоритм, овладение которым гарантировало бы решение любой задачи. ...

Методическая разработка урока "Решение задач с помощью электронных таблиц"

Методическая разработка урока по информатике «Решение задач с помощью электронных таблиц»...

Определение задач паллиативной помощи, тактики сестринской помощи.

Практическое занятие к ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. В данном материале предложен учебный материал и таблица для самостоятельного заполнения студентами....

Из книги "Нейросети и математика".Вопрос к математикам (и не только) по решению задачи из ТВ системами искуственного интеллекта.

Задача 3. Два охотника одновременно и независимо стреляют в кабана. Известно, что первый охотник попадает в цель с вероятностью р = 0,8, а второй - с вероятность 0,4. Кабан убит, и в нем обнаружена од...