Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность продовольственного сырья"
рабочая программа на тему

Рабочая программа входит в раздел учебного плана "Дополнительные учебные дисциплины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-bezopasnost_pishchevogo_syrya.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебной дисциплины  

«Безопасность продовольственного сырья»

2017

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                       стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ                                                                                                   3

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ                                                                 7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ                                     8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ                                               29

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ                                              32


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Безопасность продовольственного сырья

1.1. Область применения программы

Учебная программа  (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 19.01.17 Повар ,кондитер и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1  Формирование компетенций, направленных на использование в практической работе знаний о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания

ПК 1.2. Оценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах.

 Программа  может быть использована:

 В дополнительном профессиональном образовании профессии повар, официант, бармен,  по программе    повышения квалификации и переподготовки.

  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» является формирование компетенций, направленных на использование в практической работе знаний о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания.

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области продовольственной безопасности связана как со структурой потребляемых пищевых продуктов, ее соответствия физиологическим нормам, так и охраной внутренней среды организма человека от попадания с пищей различных токсикантов химического и биологического происхождения.

В результате изучения дисциплиныобучающиеся должны знать:

  • основные принципы формирования и управления качеством продовольственных товаров;
  • обеспечение контроля качества продовольственных товаров;
  • о загрязнении продовольственного сырья и пищевых продуктов ксеноибиотиками химического и биологического происхождения;
  • загрязнение микроорганизмами и их метаболитами;
  • загрязнение химическими элементами;
  • загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве и животноводстве;
  • радиоактивное загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • диоксины – опасные загрязнители пищевых продуктов;
  • контроль за использованием пищевых добавок;
  • способы детоксикации.

уметь:

ориентироваться в научной и методической литературе по тематике курса,

критически осмысливать и анализировать материалы по тематике курса, публикуемые в периодической научной и научно-популярной литературе.

оценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы:

всего – 54    часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –   54 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;

самостоятельной работы обучающегося  18 часов;

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ

Результатом освоения учебной программы является овладение обучающимися умениеоценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Формирование компетенций, направленных на использование в практической работе знаний о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания

ПК 1.2.

 Оценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК  2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,  определенных руководителем.

ОК  3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять  текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести  ответственность за результаты  своей работы.

ОК  4.

Осуществлять     поиск    информации,     необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК  5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК  6.

Работать в  команде,  эффективно  общаться  с  коллегами, руководством, клиентами.

ОК  7.

Готовить   к  работе  производственное   помещение   и поддерживать его санитарное состояние.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Тематический план учебной программы

Кодыпрофессиональныхкомпетенций

Наименования учебной программы

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

ОП. 04.

Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания.

54

36

20

               18

Всего:

54

36

20

18

3.2. Содержание обучения по программе

Наименование разделов рабочей программы

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, творческие проекты.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание

3

Тема1.

Качество продовольственных товаров и           обеспечение его контроля

1

Критерии обеспечения продовольственной безопасности в России.

Качество продовольственных товарови обеспечение его контроля.

1

2

Практические занятия

2

2

1

Контроль качества продовольственных товаров, различные уровни.

1

2

2

Классификация вредных и посторонних веществ в сырье, питьевой воде и продуктах питания

1

2

Содержание

4

2

Тема 2.

Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов

химического и биологического происхождения

1

Охрана продуктов питания от чужеродных химических загрязнителей

1

2

2

Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья

1

2

Самостоятельная работа

(подготовить доклад)

Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов ксенобиотиками химического и биологического происхождения. Классификация чужеродных веществ и пути их поступления в продукты

1

Практические занятия

2

1

Меры токсичности веществ

1

2

2

Использование неразрешенных красителей, консервантов, антиокислителей

1

2

Содержание

3

2

Тема 3. Загрязнение химическими элементами

12

Опасность отравления,меры профилактики

Токсичные элементы

2

2

Самостоятельная работа(подготовить реферат)

Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов

химического и биологического происхождения

1

Практические занятия

1

Меры токсичности веществ

1

Содержание

3

2

Тема 4.

Загрязнение микроорганизмами и их метаболитами

1

Пищевая интоксикация

1

2

Самостоятельная работа:(подготовить реферат)

«Загрязнение химическими элементами»

2

Практические занятия

2

Ботулизм

2

Содержание

2

2

Тема 5

Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве

1

Пестициды

Нитраты, нитриты

1

2

Самостоятельная работа:(подготовить реферат )

Загрязнение антибиотиками, гормонами и другими веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве:

3

Практические занятия

1

1

Удобрения

1

Содержание

4

2

Тема 6

Загрязнение антибиотиками, гормонами и другими веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве

1

Антибиотики

2

Самостоятельная работа

Подготовить реферат на тему:

«Загрязнение антибиотиками, гормонами и другими веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве.

2

Практические занятия

2

1

Транквилизаторы

1

2

Антиоксиданты

1

Содержание

2

2

Тема 7

Загрязнение диоксинами и полициклическими ароматическими углеводородами

1

Диоксины

Полициклические ароматические углеводороды

1

2

Самостоятельная работа

Подготовить доклад на тему:

Антиалиментарные факторы питания. Метаболизм чужеродных соединений

1

Практические занятия

1

Канцерогенные ПАУ

1

Содержание

3

2

Тема 8

Радиоактивные загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов.

1

Источники радиоактивности

Воздействие радиации на организм человека

1

2

Практические занятия

2

Три этапа радиационного поражения клетки.

Важнейшие факторы предотвращения накопления радионуклидов в организме людей.

1

1

Содержание

4

2

Тема 9

Антиалиментарные факторы питания

Метаболизм

чужеродных соединений

1

Ингибиторы пищеварительных ферментов

1

2

Самостоятельная работа

1.Подготовить доклад по теме:

« Алкалоиды»

2.Подготовить презентацию по теме: « Антивитамины»

3

Практические занятия

3

Алкалоиды

Антивитамины

1

2


Содержание

5

2

Тема 10

Пищевые добавки: классификация, гигиенические пищевых продуктов

Виды фальсификации

1

Пищевые добавки

Самостоятельная работа

Подготовить доклад по теме

«Пищевые добавки: классификация, гигиенические принципы нормирования и контроль за применением»

2

3

Практические занятия

3

1

Цифровая кодификация пищевых добавок

3

Содержание

2

2

Тема11

Фальсификация пищевых продуктов

Виды фальсификации

1

Виды фальсификации: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная, информационная.

Характеристика товара подверженнаяфальсификации.

1

2

Самостоятельная  работа

подготовить сообщение:

Фальсификация пищевых продуктов. Виды фальсификации»

2

Практические занятия

1

1

Признаки  количественной, стоимостной фальсификации

Способы и средства качественной фальсификации

1

Дифференцированный зачет

1

Итого

54


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов ксенобиотиками химического и биологического происхождения. Классификация чужеродных веществ и пути их поступления в продукты

Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов

 химического и биологического происхождения

Загрязнение химическими элементами

Загрязнение антибиотиками, гормонами и другими веществами и соединениями, применяемыми в животноводстве:

Радиоактивные загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов. Загрязнение диоксинами и полициклическими ароматическими углеводородами:

Антиалиментарные факторы питания. Метаболизм чужеродных соединений

Пищевые добавки: классификация, гигиенические принципы нормирования и контроль за применением

Фальсификация пищевых продуктов. Виды фальсификации

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета  специальности

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;  
  • электронные учебно-наглядные пособия;
  • дидактический материал;
  • плакаты, таблицы
  •     комплекты раздаточной документации по предметам;
  •     комплекты учебно-методической документации;
  •     наглядные пособия по специальности повар, кондитер

Технические средства обучения:

  • компьютеры, принтер, сканер, проектор, программное обеспечение для группы СПО, комплект учебно-методической документации.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • Весы электронные.
  • Инвентарь для отработки каждой темы «в комплекте».
  • Холодильник.
  • Посуда в ассортименте

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику на предприятиях общественного питания (кафе, рестораны, закусочные, столовые) города Нижневартовска.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 1. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. – 2-е изд. перераб. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун–та, 2009. – 448 с.

2. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и  экспертиза продовольственных товаров. – 3-е изд. испр. и доп. –   Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун–та, 2008. – 556 с.

3.Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078–01 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы). – М.: ИНФРА – М, 2009. – 216 с.

  4.Пищевая химия / Нечаев А.П., Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А. и др. Под ред. А.П. Нечаева. – СПб.: ГИОРД, 2001. – 592 с.

5.Донченко Л.В., Надыкта В.Д. Безопасность пищевого сырья и продуктов питания. – М.: Пищевая промышленность, 2009. – 352 с.

6.Нечаев А.П, Кочеткова А.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.: Колос, 2010. – 256 с.

7.Безвредность пищевых продуктов / Г.Р. Робертс, Э.Х. Март, В.Дж. Сталтс и др. – М.: Агропромиздат, 2006. – 287 с.  

8.Росивал Л., Энгст Р., Соколай А. Посторонние вещества и пищевые добавки в продуктах. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 2008.- 264 с.

9.Донченко Л.В., Надыкта В.Д. Безопасность пищевой продукции. – М.: 2009

Интернет-ресурсы:

  1. http://fish-cookery.net/
  2. http://basturma.nov.ru/
  3. http://www.vlastvkusa.ru/
  4. http://www.vypechka.ru/
  5. http://www.osushi.ru/
  6. http://www.det-diet.ru/

Дополнительные источники:

1. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни / В.И. Покровский, Г.А. Романенко, В.А. Княжев и др. – Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2009. – 344 с.

2.Федеральный и региональный аспекты государственной политики в области здорового питания: Тезисы международного симпозиума. – Москва,2010г

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Перед  началом  разработки  ОПОП образовательное учреждение должно   определить  ее  специфику  с  учетом   направленности  на удовлетворение   потребностей   рынка   труда   и   работодателей, конкретизировать конечные  результаты обучения  в виде  компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные  виды  профессиональной  деятельности, к  которым готовится  обучающийся,    должны   определять   содержание    его образовательной    программы,   разрабатываемой   образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет   право   использовать   объем   времени,   отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые  дисциплины  и  модули   в  соответствии  с  потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано   ежегодно   обновлять  основную  профессиональную образовательную    программу  с   учетом   запросов  работодателей, особенностей  развития региона, науки, культуры, экономики,  техники, технологий и социальной сферы  в рамках,  установленных  настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано  в  рабочих  учебных  программах  всех  дисциплин  и профессиональных модулей  обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано  обеспечивать  эффективную  самостоятельную  работу обучающихся  в  сочетании  с   совершенствованием  управления  ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано  обеспечивать  обучающимся  возможность  участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

групповых  дискуссий и  т.п. в  сочетании с  внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика  проводятся   образовательным  учреждением  при  освоении обучающимися    профессиональных    компетенций    в    рамках профессиональных    модулей    и    могут    реализовываться    как концентрированно  в  несколько  периодов,  так,  и рассредоточено, чередуясь  с  теоретическими  занятиями  в рамках  профессиональных модулей.

Цели и задачи,  программы и  формы  отчетности  определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться  в  организациях, направление деятельности которых  соответствует профилю  подготовки обучающихся.

Аттестация  по  итогам  производственной практики  проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

Должны иметь среднее профессиональное   или   высшее    профессиональное  образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Учебные дисциплины предшествовать освоению данного профессионального модуля.

  1. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
  2. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
  3. Техническое оснащение и организация рабочего места
  4. Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания.
  5. Калькуляция блюд кондитерских и кулинарных изделий.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1

Формирование компетенций, направленных на использование в практической работе знаний о требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания

Практическое задание

ПК 1.2.

Оценивать степень опасности чужеродных веществ химического и биологического происхождения в пищевых продуктах.

 Программа  может быть использована:

В дополнительном профессиональном образовании профессии повар, официант, бармен,  по программе    повышения квалификации и переподготовки.

Практическое задание

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

демонстрация интереса к будущей профессии в процессе работы и приобретения знаний умений и навыков.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,  определенных руководителем.

выбор и применение методов и способов решения поставленных профессиональных задач на производстве.

Соблюдение технологического процесса при приготовление блюд из профессионального модуля: Приготовление блюд из овощей и грибов

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять  текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести  ответственность за результаты  своей работы.

оценка эффективности и качества выполнения того или иного задания на предприятиях общественного питания;

Осуществлять текущей инструктаж в процессе работы.

Бракераж готовых блюд

Осуществлять     поиск    информации,     необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные данные.

Новая информация: рецепты.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

работа на профессиональном оборудование при отработки профессионального модуля.

Умение пользоваться холодильным оборудованием  (витринами) в процессе приготовления блюд согласно профессионального модуля: Приготовление блюд из овощей и грибов

Работать в  команде,  эффективно  общаться  с  коллегами, руководством, клиентами.

взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Осуществлять текущей инструктаж в процессе работы.

Готовить   к  работе  производственное   помещение   и поддерживать его санитарное состояние.

подготовка рабочего места и соблюдение техники безопасности во время работы.

Умение организовать рабочее место в соответствие с профессиональным модулем, и соблюдение техники безопасности в процессе эксплуатации оборудования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Организация хранения и контроль запасов сырья"

Рабочая программа учебной дисциплины "Организация хранени я и контроль запасов сырья" для студентов специальности 260807 "Технология продукции общественного питания"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ПМ.02 Продажа продовольственных товаров 100701.01 Продавец, контролер-кассир

Рабочая программа учебной и производственной практик ПМ.02 Продажа продовольственных товаров составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО с учетом рекомендаций и ОПОП СПО по профессии 100701.01 П...

Рабочая программа учебной практики ПМ.04 Выполнение работ по профессии продавец продовольственных товаров для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа профессионального модуля - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с ФГОС Ш поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ И СЫРЬЯ» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовая подготовка

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Организация храненияи контроль запасов и сырья»       для специальности19.02.10 «Технология продукции общественного питани...

рабочая программа учебной практики ПМ.02 "Продажа продовольственных товаров"

рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 "Продажа продовольственных товаров"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 02 Основы товароведения продовольственных товаров

ОП 02 Основы товароведения продовольственных товаров для професии 43.01.09...