Разработка интегрированных уроков по сольфеджио
методическая разработка на тему

Аверина Наталья Борисовна

Работа содержит разработку 5 уроков по  сольфеджио для учащихся 4 классов с включением элементов игры по слуху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_integrirovannyh_urokov_po_solfedzhio.docx81.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка интегрированных уроков по сольфеджио

для учащихся 4 класса

 с включением элементов игры по слуху

 

Актуальность развития навыка игры по слуху связана с широким практическим применением данного вида деятельности в процессе обучения, по окончании учащимися музыкальных учебных заведений, в профессиональной  музыкальной деятельности  (если таковая продолжается), повседневной жизни. Игра по слуху вовлекает широкие круги общества в процесс музицирования и таким образом способствует погружению в сферу музыкального искусства, что влияет на формирование высококультурного пространства в современном обществе.

Кроме того, этот вид деятельности развивает целый ряд специальных способностей, таких как музыкальный слух, интонирование, подбор аккомпанемента, связанный с целым комплексом знаний в данной сфере, координация, исполнительская моторика и т.д.

1 урок

Цель урока:

Подбор песни «Jingle bells», игра с транспонированием.

Задачи:  

  1. анализировать мелодическое строение песни;
  2. петь песню нотами в До мажоре,
  3. петь песню нотами с транспонированием в Ре, Фа, Соль мажор;
  4. играть в До мажоре;
  5. играть с транспонированием в Ре, Фа, Соль мажор.

Ход урока:

  1. Фронтальная работа. Анализ ступеневого строения песни по фрагментам с использованием столбицы. Пение ступенями по одному и вместе.
  2. Пение песни нотами в До мажоре нотами по одному фрагментами и вместе.
  3. Пение песни нотами с транспонированием по одному и вместе.
  4. Игра песни на фортепиано всеми учащимися по очереди в разных тональностях.

Результат:

Учащиеся представляют мелодическое строение песни «Jingle bells», поют и играют мелодию в До, Ре, Фа, Соль мажоре.

Методические указания учащимся для  организации их самостоятельной работы:

Играть песню «Jingle bells» в До, Ре, Фа, Соль мажоре, петь с нотами и словами.

2 урок

Цель урока:

Изучение буквенных обозначений звуков, аккордов на примере аккордов, используемых в песне «Jingle bells».

Задачи:  

  1. изучить буквенные обозначения звуков;
  2. изучить обозначения аккордов, используемых в песне: C, F, G, Dm, D, D7, G7;
  3. играть изученные аккорды в До мажоре.

Ход урока:

  1. Объяснение буквенных обозначений звуков в виде лекции с записью в тетрадь.
  2. Знакомство с обозначениями выше указанных аккордов.
  3. Игра изученных аккордов в До мажоре:

а) по карточкам каждым учащимся только правой рукой; бас – левой, аккорд в среднем регистре – правой;

б) учащиеся задают задания друг другу;

в) один учащийся играет, другие определяют вид.

Результат:

Учащиеся знают буквенные обозначения звуков, аккордов, используемых в данной песне. Играют эти аккорды двумя руками (бас – левой, аккорд в среднем регистре – правой) в До мажоре.

Методические указания учащимся для  организации их самостоятельной работы:

Играть изученные аккорды в До мажоре двумя руками (указанным выше способом).

3 урок

Цель урока:

Подбор аккордов к песне «Jingle bells».

Задачи:  

  1. слушать песню в исполнении преподавателя;
  2. подбирать бас изученных аккордов, опираясь на слуховое восприятие и аккордовые звуки мелодии;
  3. играть песню с басом  в До мажоре;
  4. петь песню с игрой аккордов и баса двумя руками.

Ход урока:

  1. У фортепиано дети слушают песню в исполнении преподавателя по фрагментам.
  2. Предлагают бас, опираясь на аккордовые звуки мелодии.
  3. Подбирают бас по слуху.
  4. Игра песни ансамблем: мелодия и бас.
  5. Игра песни по одному: мелодия и бас.
  6. Игра песни по одному: мелодия правой рукой, бас – левой.
  7. Пение песни с игрой двумя руками: бас – левой, аккорды в среднем регистре – правой.
  8. Результат:

Учащиеся знают, как подбирать аккорды к песне. Умеют это делать. Играют песню «Jingle bells» с аккордами.

Методические указания учащимся для  организации их самостоятельной работы:

Играть мелодию песни с басом. Петь песню с игрой двумя руками: бас – левой, аккорды в среднем регистре – правой.  

4 урок

Цель урока:

Познакомиться с типами фактур аккомпанемента, подобрать фактуру аккомпанемента к песне «Jingle bells».

Задачи:  

  1. изучить виды фактур: марш, вальс, бас аккорд в различных вариантах;
  2. выбрать подходящую фактуру к песне;
  3. освоить выбранную фактуру практически, т.е. в игре аккомпанемента к песне «Jingle bells».

Ход урока:

  1. Преподаватель знакомит учащихся с типами фактур, показывая карточки с ритмоформулами и играя.
  2. Учитель «накладывает» ритмоформулы на песню, дети выбирают.
  3. Варианты фактур аккомпанемента к песне «Jingle bells»:

  1. Играть выбранные ритмоформулы на гармонии аккордов песни по одному (один аккорд одним учащимся).
  2. Играть гармонию песни в данных фактурах по одному.

Результат:

Учащиеся изучили выбранные типы фактур аккомпанемента. Умеют играть сопровождение песни «Jingle bells» в этих фактурах.

Методические указания учащимся для  организации их самостоятельной работы:

Отрабатывать изученные виды фактур аккомпанемента на примере аккордов песни «Jingle bells». Играть аккомпанемент песни в выбранной фактуре.  Петь песню, аккомпанируя себе двумя руками.

 5 урок

 Цель урока:

Представить «концертное» исполнение песни «Jingle bells» в разных видах.

Задачи:  

  1. услышать исполнение мелодии песни в разных тональностях;
  2. услышать исполнение песни со словами с аккомпанементом в разных видах фактур разными учащимися в До мажоре;
  3. услышать ансамблевое исполнение песни: мелодия в верхнем регистре и аккомпанемент в До мажоре;

Ход урока:

  1. Учащиеся по одному играют мелодию песни в верхнем регистре в тональностях Ре, Фа, Соль мажор, преподаватель аккомпанирует.
  2. Учащиеся по одному (и вместе) поют песню, аккомпанируя себе.
  3. Учащиеся играют песню ансамблем: мелодия в верхнем регистре одним учащимся, аккомпанемент в определенной фактуре другим.

Результат:

Учащиеся научились исполнять песню «Jingle bells» индивидуально с пением и аккомпанементом в До мажоре, в ансамбле с игрой мелодии и аккомпанемента в До мажоре, мелодию песни в Ре, Фа, Соль мажоре с аккомпанементом учителя.

Методические указания учащимся для  организации их самостоятельной работы:

Повторять выученные варианты исполнения песни, сохранять в репертуаре.

Литература

  1. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва, 2004.
  2. Ядова И.Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано. Санкт-Петербург, 2005.
  3. Кехман А. Учитесь играть по слуху популярные песни и мелодии. Самоучитель для детей и взрослых. Т.1, Т.2. Самара, 2010.
  4. Лиманская Е.П. Я хочу играть без нот! Тетр. 1, 2, 3, 4. Самара, 1996.
  5. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. Москва, 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.

Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...

Методическая разработка интегрированного урока по теме: «Сахароза»

Интегрированный урок по химии посвящён теме "Сахароза"...

разработка интегрированного урока "построение изображения"

Практическая работа "Построение изображения в" собирающих линзах...

Методическая разработка интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара по теме: "Правовое государство: история и современность"

Данная разработка интегрированного урока проводится по дисциплинам "История" и "Обществознание"....

2018 год Методическая разработка интегрированного урока Тема: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов

Методическая разработка интегрированного урока по теме: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов.Актуальность интегрированного заняти...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

методическая разработка интегрированного урока по предметам русский язык и основы делопроизводства .Тема урока "Деловые бумаги".

Методическое обоснование урокаВ профессионально-техническом учебном заведении преподаватель любой общеобразовательной дисциплины должен быть готов интегрировать свой предмет с профессионально-теоретич...