Рабочая программа по ОДНКНР
рабочая программа на тему

Елена Дмитриевна Путилина

Целью предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" является формирование общечеловеческих ценностей, первоначальных представлений об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr_5-6_klassy.docx35.85 КБ
Файл 7_klass_odnknr.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной

культуры народов России


Оглавление

1.Пояснительная записка.                                                                                                                     3

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.                                                         4-6

3.Содержание учебного предмета.                                                                                                      7-9

4.Тематическое планирование.                                                                                                            10      


       

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5-6   классы составлена на основе :

  1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507;
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 7.9.32);
  3. ООП основного общего образования для 5-6 классов МБОУ Степная СОШ № 14 Целинского района Ростовской области;
  4. Учебного плана МБОУ Степная  СОШ № 14 на 2018-2019 учебный год;
  5. Годового календарного учебного графика школы на 2018-2019 учебный год;
  6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых для использования при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г»;
  7. Программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А. В. Поляков) - М., Вента-Граф, Москва, 2016) 

Программа кружка “ Основы духовно-нравственной культуры народов России ” разработана для учащихся 5-6 классов. Согласно календарному графику школы на 2018-2019 учебный год, программа будет выполнена за 33 ч.

Срок реализации программы 1 год.

Планируемые результаты освоения учебного  курса

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные: - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - различать культовые сооружения разных религий; - формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные: - рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; - кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные: - оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные: - анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя; сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
    известных личностей.
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
  • Работать с историческими источниками и документами.

Содержание учебного курса

РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.

Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.

Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России. Культура народа, рожденная религией.

Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.

Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.

Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.

Роль правил в жизни общества. Роль светской этики. Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.

Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.

Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.

Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.

Тема 8. В труде - красота человека.

Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.

Тема 9. Плод добрых трудов славен.

Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.

Тема 10. Люди труда.

Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.

Тема 11. Бережное отношение к природе.

Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.

Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.

Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.

Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.

Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.

Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.

Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.  Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.

Тема 17. Урок обобщения.

Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.

РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.

Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.

Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.

Тема 20. Духовная православная музыка.

Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.

Тема 21. Духовные святыни Орловского края.

Священномученник Иоанн Кукша. Православные монастыри и храмы Орловского края. Спасо-Преображенский Собор г. Болхова: мощи св. Георгия Коссова.  Духовные места г. Орла. Свято-Введенский женский монастырь: чудотворная икона Божией Матери Балыкинская. Троицкая церковь (усыпальница семьи Ермоловых).  Храм Богоявления: древняя чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кафедральный Соборе во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Святыни: чтимая Ахтырская икона Божией Матери, десница свт. Тихона Задонского.

Тема 22-23. Культура ислама.

Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.

Тема 24-25. Культура иудаизма.

Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.

Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.

Тема 26. Культурные традиции буддизма.

Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.

Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.

РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.

Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».

Тема 29. Хранить память предков.

Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.

РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.

Тема 30. Твое образование и интересы.

Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.

Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.

Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.

Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).

Тема 34 -35. Итоговые обобщения.

Календарно - тематическое планирование

Кол-во часов

Тема занятий

план

факт

Раздел 1. В мире культуры.

1-2

2

Величие многонациональной культуры России.

1.09  8.09

3

1

Человек – творец и носитель культуры.

15.09

4

1

Законы нравственности - часть культуры общества.

22.09

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

5

1

Береги землю родимую, как мать любимую.

29.09

6 -7

2

Жизнь ратными подвигами полна.

6.10  13.10

8

1

В труде - красота человека.

20.10

9

1

Плод добрых трудов славен.

27.10

10

1

Люди труда.

10.11

11

1

Бережное отношение к природе.

17.11

12-13

2

Семья- хранитель духовных ценностей.

24.11

01.12

14

1

Семья – первый трудовой коллектив.

08.12

15-16

2

Семейные ценности в разных религиях мира.

15.12

22.12

17

1

Урок обобщения.

12.01

Раздел 3. Религия и культура.

18-19

2

Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.

19.01

26.01

20

1

Духовная православная музыка.

02.02

21

1

Духовные святыни Орловского края.

09.02

22-23

2

Культура ислама.

16.02

02.03

24-25

2

Иудаизм и культура.

09.03

16.03

26

1

Культурные традиции буддизма.

06.04

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

27-28

2

Забота государства о сохранение духовных ценностей.

13.04

20.04

29

1

Хранить память предков.

27.04

Раздел 5.Твой духовный мир.

30

1

Твое образование и интересы.

04.05

31

1

Твоя культура поведения и нравственные качества

11.05

32-33

2

Диалог культур и поколений.

18.05

25.05

Всего 33 часа  



Предварительный просмотр:

Основы духовно – нравственной культуры народов России


Оглавление

1.Пояснительная записка.                                                                                                                     3

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.                                                         4

3.Содержание учебного предмета.                                                                                                      5

4.Тематическое планирование.                                                                                                            6      


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 7   класса составлена на основе :

  1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507;
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 7.9.32);
  3. ООП основного общего образования для 5-8 классов МБОУ Степная СОШ № 14 Целинского района Ростовской области;
  4. Учебного плана МБОУ Степная  СОШ № 14 на 2018-2019 учебный год;
  5. Годового календарного учебного графика школы на 2018-2019 учебный год;
  6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых для использования при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г»;
  7. Программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А. В. Поляков) - М., Вента-Граф, Москва, 2016) 

Программа кружка “ Основы духовно-нравственной культуры народов России ” разработана для учащихся 7 класса. Согласно календарному графику школы на 2018-2019 учебный год, программа будет выполнена за 33 ч.

Срок реализации программы 1 год.

Планируемые результаты освоения учебного  курса

Личностные результаты:  – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство  привязанности  и  любви  к  малой  родине, гордости  и  за  своё  Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);  – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;  –  проявление  гуманного  отношения,  толерантности  к  людям,  правильного взаимодействия  в  совместной  деятельности,  независимо  от  возраста,  национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;  –  стремление  к  развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических потребностей.  Универсальные учебные действия.  Познавательные:  – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;  –  сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;  – различать культовые  сооружения разных религий;  – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.  Коммуникативные:  – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;  –  кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).   Рефлексивные:   – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;  –  анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  правилами  коммуникации  и делового этикета.  Информационные:  –  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).  К концу обучения учащиеся научатся: •  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.  

•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.  •  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.  •  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.  •  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания  известных личностей.  •  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.  •  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.  

 

К концу обучения учащиеся смогут научиться: •  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.  •  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.  •  Работать с историческими источниками и документами.

 

Содержание учебного курса

Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства–12 ч.

Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения.

Культура России в XVII-XVIII веках. – 13 ч.

Смута - как сложный и противоречивый период в истории страны. Ее влияние на духовную сферу.

Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. – 18ч.

Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны.

Календарно - тематическое планирование

Кол-во часов

Тема занятий

план

факт

Раздел 1 Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства–12 ч.

1

1

Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения.

07.09  

2-3

2

Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа.

14.09 21.09

4

1

Начало многовековой дружбы между народами.

28.09

5

1

Иван Грозный

06.10

6 -7

2

Задачи народов Северного Кавказа по защите восточных рубежей страны

13.10  19.10

8

1

Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России.

26.10

9

1

Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль

09.11

10

1

Внутренний мир, духовность человека в XVI веке.

16.11

11

1

Основание города Ростова-на-Дону, его социально-экономическое, политическое, военное и духовное значение.

23.11

12

1

Итоговый или повторительный урок по разделу.

30.11

Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII веках. – 13 ч.

13-14

2

Династические, социальные, международные, экономические и другие причины смуты. Влияние смуты на внутренний мир человека.

07.12

14.12

15-16

2

Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди.

21.12

 28.12

17-19

3

Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму

11.01

18.01

25.01

20-21

2

Возникновение горнозаводской промышленности на Южном Урале. Ее значение для развития местного населения.

01.02

08.02

22

1

Почему современники назвали XVII век «бунташным»?

15.02

23-24

2

Восстание Степана Разина, его причины и последствия, влияние на сознание людей.

22.02

01.03

25-26

2

Быт и нравы допетровской России. Расширение культурных связей. Славяно-греко-латинская академия.

15.03

22.03

Раздел 3. Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. – 10 ч.

27-28

2

. Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны.

05.04

12.04

29

2

Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного единства народа.

19.04

30

1

Просвещенный абсолютизм – «золотой век» русского дворянства

26.04

31

1

Социальное движение на Южном Урале. Е.И. Пугачев

17.05

32-33

2

Пушкин А.С. - «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…».

24.05

31.05

Всего 33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...