Разнообразие ансамблевой коллективной игры.
статья

В рамках обучения музыкальной школы невозможно охватить широкий спектр многообразия видов ансамблевой игры, однако можно создать небольшие и даже  стабильные коллективы участников. Это могут быть: обычные ученические дуэты (фортепиано-солист); артистический коллектив может быть представлен большинством участников класса, обучающихся на одном инструменте; также возможно создать усложнённый коллектив участников из разных инструментальных групп; ну и конечно же – школьный оркестр.

Несмотря на кажущуюся простоту и иллюзии, которые испытывают ученики поначалу – можно не доучить, можно спрятаться по звуку за «плечо друга», сравнительно более простые партии относительно сольных – игра в ансамбле наоборот, требует более отточенных навыков игры, отсутствия права на ошибку, отличного умения владеть инструментом. Успешное звучание произведения зависит от каждого участника ансамбля, синтез особенностей каждого исполнителя с коллективом. Наиболее частые заблуждения учеников связаны с их привычкой сольного исполнения, тогда как в ансамбле важны: синхронность, динамическая согласованность, одинаковость штрихов, отсутствие «хвостов» звука, однородность темпов и ритмов, дружное понимание музыкального жанра и манеры игры и конечно же непозволительность фальшивых нот. Любые музыкально-технические недочёты, попытки слушать только себя и не слушать ансамбль в целом, или небрежное отношение к партии могут привести к отсутствию слаженности и синхронности.

Игра в ансамбле, помимо музыкального развития, воспитывает ответственность перед коллективом, дисциплинированность, пунктуальность, а также умение откликаться на эмоциональные состояния других соратников. Даже менее подготовленные в исполнительском плане учащиеся с удовольствием втягиваются в коллективное творчество, более активно занимаются своими партиями, поскольку дух соревновательности и коллективная оценка позволяют ощутить всё возложенную ответственность. В таком случае необходимо подобрать партию, с которой менее подготовленный ученик сможет справиться, зачастую это решается авторскими аранжировками преподавателя.

Часто возникающие сложности по причине разного развития чувства ритма создают также некоторые сложности, ведь ощущение метроритма – основополагающий, фундаментальный элемент ансамблевой игры. Ученик, чувствующий себя более слабым, тянется к более сильным в ритмическом отношении и тем самым быстрее развивается и более успешно формируется, что впоследствии помогает ученику и в сольных выступлениях.

Также следует отметить, что коллективная игры способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха, в гораздо большей степени, чем сольное исполнительство. Это и гармонический, мелодический, полифонический слух, умение держать свою партию с правильной нюансировкой, штрихами, фразировкой и характером. Мелодический слух позволяет исполнять свою партию в соответствии с общим замыслом произведения. Гармонический слух воспитывается путем активного слушания и потребностью уловить многоголосие и аккордовую вертикаль. Обучение навыку слышать свою партию в звучании всего коллектива, умение слушать, и при этом не сбиваться, партнера по ансамблю, умение слышать полифонию отдельных голосов в своей партии и партии партнера – требует максимальной концентрации и отчета. Постепенно приобретается навык исполнять свою партию свободно, корректировать звук и характер исполнения в соответствии с общими, стремясь к созданию единого группового звучания.
полифонический слух так как в ансамблевых произведениях часто встречаются элементы и подголосочного, и контрастного, и имитационного видов полифонии. Естественным образом ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию. Также игра в ансамбле требует внимания к точному выполнению штрихов, где любое отклонение от общих штрихов нарушает целостность ансамбля и мешает партнерам, и, самое важное, наносит ущерб выразительности исполнения.

Подводя итог всему выше сказанному, хочу отметить, что игра в ансамбле является одной из важнейших составляющих процесса музыкально-творческого развития ученика музыкальной школы. Она поддерживает их интерес к обучению, учит умению хорошо слушать музыку и активно участвовать в создании целостного ансамбля, развивает артистизм, стрессоустойчивость и творческий подход исполнению.

 

Список использованной литературы

Готлиб А. Основы ансамблевой техники,  изд. «Музыка», Москва, 1971

Готлиб А. Первые уроки ансамбля, изд. «Музыка», Москва, 1965

Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, Гос. муз. изд-во. 1958

Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле, М., Советский композитор, 1979

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Санкт-Петербургская детская школа искусств № 37"

Разнообразие ансамблевой коллективной игры.

В рамках обучения музыкальной школы невозможно охватить широкий спектр многообразия видов ансамблевой игры, однако можно создать небольшие и даже  стабильные коллективы участников. Это могут быть: обычные ученические дуэты (фортепиано-солист); артистический коллектив может быть представлен большинством участников класса, обучающихся на одном инструменте; также возможно создать усложнённый коллектив участников из разных инструментальных групп; ну и конечно же – школьный оркестр.

Несмотря на кажущуюся простоту и иллюзии, которые испытывают ученики поначалу – можно не доучить, можно спрятаться по звуку за «плечо друга», сравнительно более простые партии относительно сольных – игра в ансамбле наоборот, требует более отточенных навыков игры, отсутствия права на ошибку, отличного умения владеть инструментом. Успешное звучание произведения зависит от каждого участника ансамбля, синтез особенностей каждого исполнителя с коллективом. Наиболее частые заблуждения учеников связаны с их привычкой сольного исполнения, тогда как в ансамбле важны: синхронность, динамическая согласованность, одинаковость штрихов, отсутствие «хвостов» звука, однородность темпов и ритмов, дружное понимание музыкального жанра и манеры игры и конечно же непозволительность фальшивых нот. Любые музыкально-технические недочёты, попытки слушать только себя и не слушать ансамбль в целом, или небрежное отношение к партии могут привести к отсутствию слаженности и синхронности.

Игра в ансамбле, помимо музыкального развития, воспитывает ответственность перед коллективом, дисциплинированность, пунктуальность, а также умение откликаться на эмоциональные состояния других соратников. Даже менее подготовленные в исполнительском плане учащиеся с удовольствием втягиваются в коллективное творчество, более активно занимаются своими партиями, поскольку дух соревновательности и коллективная оценка позволяют ощутить всё возложенную ответственность. В таком случае необходимо подобрать партию, с которой менее подготовленный ученик сможет справиться, зачастую это решается авторскими аранжировками преподавателя.

Часто возникающие сложности по причине разного развития чувства ритма создают также некоторые сложности, ведь ощущение метроритма – основополагающий, фундаментальный элемент ансамблевой игры. Ученик, чувствующий себя более слабым, тянется к более сильным в ритмическом отношении и тем самым быстрее развивается и более успешно формируется, что впоследствии помогает ученику и в сольных выступлениях.

Также следует отметить, что коллективная игры способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха, в гораздо большей степени, чем сольное исполнительство. Это и гармонический, мелодический, полифонический слух, умение держать свою партию с правильной нюансировкой, штрихами, фразировкой и характером. Мелодический слух позволяет исполнять свою партию в соответствии с общим замыслом произведения. Гармонический слух воспитывается путем активного слушания и потребностью уловить многоголосие и аккордовую вертикаль. Обучение навыку слышать свою партию в звучании всего коллектива, умение слушать, и при этом не сбиваться, партнера по ансамблю, умение слышать полифонию отдельных голосов в своей партии и партии партнера – требует максимальной концентрации и отчета. Постепенно приобретается навык исполнять свою партию свободно, корректировать звук и характер исполнения в соответствии с общими, стремясь к созданию единого группового звучания.
полифонический слух так как в ансамблевых произведениях часто встречаются элементы и подголосочного, и контрастного, и имитационного видов полифонии. Естественным образом ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию. Также игра в ансамбле требует внимания к точному выполнению штрихов, где любое отклонение от общих штрихов нарушает целостность ансамбля и мешает партнерам, и, самое важное, наносит ущерб выразительности исполнения.

Подводя итог всему выше сказанному, хочу отметить, что игра в ансамбле является одной из важнейших составляющих процесса музыкально-творческого развития ученика музыкальной школы. Она поддерживает их интерес к обучению, учит умению хорошо слушать музыку и активно участвовать в создании целостного ансамбля, развивает артистизм, стрессоустойчивость и творческий подход исполнению.

Список использованной литературы

Готлиб А. Основы ансамблевой техники,  изд. «Музыка», Москва, 1971

Готлиб А. Первые уроки ансамбля, изд. «Музыка», Москва, 1965

Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, Гос. муз. изд-во. 1958

Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле, М., Советский композитор, 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная игра- дело коллективное!

Статья посвящена делу сплочения группы в процессе театральной постановки, театральной деятельности в целом....

«Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения учащихся начальных классов».

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных н...

Тестовые задания к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне» 2021г

Тестовые заданияпо темам «Знакомство с синтезатором»,«Основы музыкальной грамоты»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Основы ансамблевой игры ...

Перечень учебно-методического комплекса к дополнительной общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне» 2021г

Перечень учебно-методического комплексак дополнительной общеразвивающей программе«Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне»2021г...

Творческие задания к пьесам по разделу «Работа над репертуаром» к общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне» 1 год обучения 2021г

Творческие задания к пьесам по разделу «Работа над репертуаром»к общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне»1 год о...

Творческие задания к пьесам по разделу «Работа над репертуаром» к общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне» 2 год обучения

Творческие задания к пьесампо разделу «Работа над репертуаром»к  общеразвивающей программе«Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне»2 год обучения2021...

Тестовые задания по разделу «Работа над репертуаром» к общеразвивающей программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне»2021г

Тестовые задания по разделу «Работа над репертуаром»к общеразвивающей программе«Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне»2021г...