Значение технических средств наглядности в учебном процессе.
статья на тему

Стрепетова Ольга Анатольевна

     Наглядность — не самоцель, а средство обучения. Она применяется  тогда, когда имеющийся запас знаний, представлений не дает студентам возможности образовать новые представления и понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Значение технических средств наглядности в учебном процессе.

ГПОУ «Анжеро- Судженский горный техникум»

О.А. Стрепетова, преподаватель
strepetowaolga@mail.ru

Наглядность – это метод обучения, основанный на показывании изучаемых предметов или их моделей.

     Необходимость достижения эффективности и качества работы на каждом участке жизни нашего общества  целиком относятся и к учреждениям среднего профессионального образования.

     XXI век добавил новые грани к образу специалистов среднего звена.

     В этих условиях обеспечить формирование творчески мыслящих, всесторонне подготовленных к жизни и практической деятельности, нравственно зрелых специалистов становится первоочередной задачей.

       В наше время научно-технического прогресса, когда техника и технология производства должны совершенствоваться, особенно возрастает потребность в людях, имеющих высокую профессиональную подготовку и общую культуру, творчески мыслящих, способных самостоятельно ставить и решать принципиально новые технические задачи. Поэтому одной из важнейших целей обучения в учреждениях СПО является формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, развитие технического мышления. Здесь открывается большое поле деятельности учебных кабинетов обеспечивающих проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации.

     Каждый преподаватель для улучшения качества обучения проводит занятия, где в той или иной мере использует различные средства наглядности. Поэтому необходимо, чтобы наглядное пособие удовлетворяло следующим требованиям:

- должно быть одновременно и одинаково видимо всем студентам в аудитории;

- должно обладать высококачественным оформлением;

- модели должны быть просты по конструкции, удобны для установки, перемещения.

     Инженерная графика – это совокупность способов и средств представления, преобразования и хранения графической информации об объектах, процессах и явлениях, рассматриваемых в инженерном деле.

       Наглядность раздаточного материала хороша на начальном этапе графического обучения (карточки-задания, образцы работ, модели, учебные таблицы, листы-задания).

     Изучая  общепрофессиональную дисциплину «Инженерная графика», где принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с принципом наглядности, применение технических средств наглядности повышает интерес студентов к черчению.

     На занятии преподаватель может представлять   средства наглядности студентам различными способами:

  1. детали в натуре;
  2. изображение деталей, получаемые при помощи проекционной аппаратуры;
  3. объемные наглядные пособия (геометрически фигуры);
  4. графические изображения (схемы, диаграммы, чертежи).
  5. модели;
  6. технические рисунки, эскизы и плакаты, используемые при обучении дисциплины.

    Выбор средства наглядности во многом зависит  от методики и техники его использования на занятии.

     Учебный процесс по дисциплине «Инженерная графика» качественно изменился,  вместо  привычных всем карандаша,  линейки и ватмана студенты на занятиях работают со специализированным программным обеспечением. Чертежи и схемы выполняются на компьютерах,  легко поддаются редактированию и отображаются на экранах мониторов.

     Применение технических средств наглядности становятся неотделимой частью учебного процесса по черчению там, где технические средства применяются регулярно, грамотно, способствуют повышению результативности и качества обучения, где есть преподаватели увлеченные своим делом, где обучение – это  творчество.  К техническим средствам наглядности относится не только компьютер и видеопроектор, а также  специально созданные дидактические электронные материалы и пособия: видеозаписи, кинофильмы,  презентации, тесты.

       Например: презентации, как технические средства наглядности - наглядные пособия, помогают преподавателю при чтении лекций по графическим дисциплинам. Основой таких лекций является набор электронных слайдов, передающий на экран всю графическую информацию. Студентам интересны наглядные красочные изображения, они осваивают материал быстрее и лучше запоминают содержание. При изложении материала с помощью электронной презентации время лекции и практического занятия используется эффективно. Преподавателю не надо изображать решение какой-либо задачи у доски, ведь всю последовательность решения можно поместить на отдельных слайдах. Например, в разделе «Графическое черчение» - последовательность выполнения деления окружности и  построения сопряжений и т.д. В разделе «Машиностроительное черчение» - порядок выполнения технических рисунков сложных деталей, сборочных чертежей, чертежей деталей, эскизов деталей, схем и т.д. Кроме того, слайды могут заменить плакаты, таблицы при изображении достаточно объёмной графической информации. В отличие от традиционных видов наглядных средств электронные презентации могут быть не только использованы в процессе чтения лекции по «Инженерной графике», но и предложены студентам на электронных носителях, а также установлены на специальном сервере учебного заведения для свободного доступа студентам.

         В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства наглядности.

     Наглядность — не самоцель, а средство обучения. Она применяется  тогда, когда имеющийся запас знаний, представлений не дает студентам возможности образовать новые представления и понятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе

Данный доклад посвящен использованиею возможностей компьютерных средств в процессе обучения по спецдисциплинам, курсовому и дипломному проектированию специальности 151901 "Технология машиностроения" в...

Использование прикладных программных средств (ППС) в учебном процессе.

Наименование ППС, успользованных в работе: 1)УМК «Живая география» версия 2.0.:а) «Школьная геоинформационная система» - Институт новых технологий КБ «Панорама»б) «Цифровые географические карты» ...

Методическое пособие для педагогов: «Современные наглядные средства в учебном процессе»

В методическом пособии представлены наглядные методы обучения в целостном учебном процессе, рассмотрены принципы наглядности и их реализация, охарактеризована дидактическая классификация наглядных мет...

Круглый стол: «Использование мультимедийных средств обучения в учебном процессе».

Сценарий круглого стола в рамках проведения педагогической мастерской...

Мастер - класс "Интерактивная доска как средство усиления наглядности изложения учебного материала и повышение эффективности обучения"

Мастер - класс для преподавателей с целью познакомить с приемами работы с интерактивной доской....

Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности учебного процесса

Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса. Эта задача решается  также через усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплин...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...