Воспитание креативной личности на учебных занятиях
статья на тему

   Креативное мышление - основа профессионально-педагогической деятельности. В статье рассмариваются компоненты творческого потенциала педагога и предлагаются формы работы по их развитию у студентов педколледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st._vospitan._tvorch_lichnosti.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание творческой личности на учебных занятиях

Черменева С.И

   Необходимость подготовки специалистов к творческому профессиональному труду обосновывается многими учеными - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, С.Т. Шацкий,   В.А. Канн-Калик, В.А. Крутецкий, творческим характером деятельности современного специалиста, неповторимостью ситуаций, в которых ему приходиться действовать.

Педагогическая деятельность по своей сути является потенциально творческой. Очень важно, чтобы она на практике являлась таковой, так как эффективность труда по воспитанию детей  в решающей степени зависит от присутствия в ней компонентов творчества.

    Творчество педагога представляет собой систему качеств, которые обеспечивают возможность успешного решения  профессиональных задач.

Структура творческого  потенциал педагога  складывается из следующих компонентов

  1. Профессионально-творческая направленность личности, которая складывается из социальных установок убеждений, потребностей и интересов личности, мотивации к творческому труду, проявляется, прежде всего, в желании творчески выполнять дело.
  2. Креативность - способность личности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, вносить новизну. Характерным показателями креативности является умение видеть проблему, способность к анализу и синтезу идей, способность к импровизации.
  3. Инициативность или способность к самостоятельным начинаниям. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем это требует простое соблюдение  общепринятых норм. Инициатива – это форма сверхнормативной активности личности. Развитее инициативности в педагогической деятельности важно потому, что увлечь за собой может неординарная личность, интересная тем,  что постоянно проявляет творческую активность, предлагает увлекательные перспективы.
  4. Профессиональная наблюдательность. Известный психолог Л.В Занков подчеркивал,  что для полноценного развития личности важно, чтобы студенты получали знания об окружающем мире не только через чтение и выполнение практических заданий, но и  благодаря своим непосредственным наблюдениям. А.А. Леонтьев утверждал, что развитие коммуникативных умений, способность понимать других людей основывается на профессиональной наблюдательности.  Психологи указывают на связь наблюдательности с умение выдвигать гипотезы, формирование чувство такта.
  5. Импровизация - способность специалиста быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу,  без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции. Отличительным признаком импровизации является способность принимать решение без непосредственной подготовки. В педагогической деятельности часто встречаются ситуации когда специалист, осуществляя запланированное встречается с иной, чем предполагалось педагогической ситуацией, непредвиденными усложнениями деятельности. И ему быстро требуется оценить обстановку, перекомпановать материал, найти верные действия.

       Психолого-педагогический цикл наук способствует воспитанию профессионально-творческой  личности, так как и содержание и  рекомендуемая методика  преподавания способствуют вышеуказанных качеств личности. На своих занятиях  по воспитанию творческой личности можно использовать следующие приемы работы.

По воспитанию Профессионально-творческой  направленности будущего педагога:

  1. Формирование педагогических знаний, которые способствуют  мотивации к педагогическому творчеству
  2. Убеждение в значимости  профессионального творчества в педагогической профессии
  3. Положительные примеры педагогической работы из практики, опыта воспитательной работы колледжа,  педагогической литературы

По  развитию   Креативности у студентов актуальны такие приемы как -

  1. Составление планов  воспитательных мероприятий, где формируется умения   синтезировать теоретических знаний с  изученным опытом и личным педагогическим творчеством
  2. Разработка и защита эскизов демонстрационного и раздаточного наглядного материала к воспитательным мероприятиям, материала атрибутики летнего оздоровительного лагеря, где развивается художественно-дидактическое творчество.
  3. Формулировка педагогических выводов и предложений по совершенствованию микропреподавания творческой  подгруппы, ответов студентов, творческих заданий, что формирует умение видеть проблему только со своей точки зрения, способствует развитию аналитко-синтетической стороны мыслительной деятельности будущего педагога.

С целью воспитания Инициативности -

  1. Поощрение творчества в выполнении заданий, ответах студентов.
  2. Элементы соревнования, которые проявляются в конкурсах на лучшую педагогическую идею, дидактическое пособие, методическую разработку.
  3. Выполнение педагогических поручений

По развитию  профессиональной  наблюдательности целесообразны следующие  приемы

  1. Демонстрация видеофильмов, где студенты наблюдают за проведением воспитательных мероприятий со стороны, перенимают положительное  и учатся, если можно сказать, на чужих ошибках
  2. Работа с  литературой по подготовке материала для методических папок, что способствует  анализу педагогического опыта в литературе.
  3. Наблюдение и анализ работы микрогруппы по апробации конспекта воспитательной работы, теоретическое обоснование выбранных приемов, объяснение их целесообразности.

По формированию Импровизации актуальны

  1. Микропреподавание, в процессе которого развивается педагогическая техника, навыки       культуры общения, воспитывается педагогический такт.
  2. Решение педагогических ситуаций, где нужно предложить несколько вариантов  принять решения,  определить верный, дать    теоретическое объяснение выбору приемов
  3. Выполнение  заданий по разработке и апробированию творческих приемов воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере
  1. импровизация сказки на новый лад
  2. тематические концерты
  3. конкурсы песен,  поделок, отрядной атрибутики (название, девиз, речевка).
  4. игротека и др.

      Таким образом, комплекс приемов работы на занятиях по развитию всех составных педагогического творчества способствует его воспитанию   у  будущего специалиста. Поскольку личность представляет собой динамичную, постоянноизменяющуюся, самосовершенствующуюся систему для развития ее творческого потенциала студентов немаловажную роль играет среда, в которой осуществляется процесс обучения:  требовательность и доброжелательность,  единство требований и психологический комфорт,  создание условий по реализации педагогических задач являются немаловажными показателями для  воспитания личности будущего педагога.

Материалы к презентации

1. Воспитание творческой личности на учебных занятия

2. Компоненты творческого  потенциала педагога  

  1. Профессионально-творческая направленность личности
  2. Креативность 
  3. Инициативность 
  4. Профессиональная наблюдательность. 
  5. Импровизация

Профессионально-творческая направленность

  1. Формирование педагогических знаний,
  2. Убеждение
  3. Положительные примеры

4. Креативность

  1. Составление планов  воспитательных мероприятий
  2. Разработка эскизов демонстрационного и раздаточного наглядного материала
  3. Формулировка педагогических выводов и предложений

5. Инициативность

  1. Поощрение проявления творчества
  2. Элементы соревнования
  3. Выполнение педагогических поручений

6. Профессиональная наблюдательность

  1. Демонстрация видеофильмов
  2. Работа с  литературой
  3. Наблюдение и анализ работы микрогруппы

7.Импровизация

  1. Микропреподавание
  2. Решение педагогических ситуаций
  3. Выполнение творческих  заданий
  1. импровизация сказки на новый лад
  2. тематические концерты
  3. конкурсы песен,  поделок, отрядной атрибутики (название, девиз, речевка).
  4. игротека и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная песня, как средство воспитания творческой личности

Влияние народной песни на развитие и становление личности ребенка...

План-конспект учебного занятия по МДК 02.04 "Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом"

План - конспект учебного занятия по ПМ. 02. ,  МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом на тему«Музыка в системе искусств. Значение музыки в жи...

Воспитание культуры личности

Материал  представляет собой доклад на педагогическом совете о духовно-нравственном воспитании личности обучающегося...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...