Тема практического занятия: ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
план-конспект урока на тему

Сабанова Наталья Архиповна

МДК «Теоретические основы обучения  в начальных классах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_no2._.word_.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:             ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Цель: участники имеют представление о проектном обучении как технологии, ориентированной на компетентностное обучение.

 Форма  проведения: семинар-практикум в технике «зигзаг».

Обеспечение: компьютер, проектор, экран; компьютерная презентация по теме «Метод проектов»; информационные материалы по теме семинара; демонстрационная доска.

Ход семинара

1. Информационный этап.

  Проектное обучение в современной образовательной системе занимает все более и более приоритетные позиции. Хотя, по сути дела, верным будет и другое суждение: «Все новое - это хорошо забытое старое»; ведь в 20-30-х годах в российских школах широко использовался метод проектов. Его применение было нацелено на развитие ученика, вместе с тем метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы. Впрочем, чиновников от образования устраивала идея принятия ученика как объекта обучения, своего рода «винтика» системы. Американская же система образования уже в те далекие годы по достоинству оценила несомненные достоинства метода проектов и стала широко внедрять его в образовательную практику. Шло время, и метод проектов вернулся в российские школы. Почему? В чем плюсы проектного обучения? Как эффективно использовать метод проектов в образовательной практике? Как, наконец, разработать и провести проект? Прежде чем мы начнем искать ответы на поставленные вопросы, давайте обратимся к истории возникновения проектного обучения.

Достаточно четко метод проектов оформился в 20-е годы в США. В России метод получил резонанс после издания брошюры В. X. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе системы лежат следующие идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана самим;
  • деятельность строится не в русле учебного предмета, т. е. носит надпредметный характер;
  • опора на сиюминутные увлечения детей;
  • истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения.

Основатели системы выдвинули лозунг «Все из жизни, все для жизни», поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Один из теоретических последователей метода проектов как системы Карл Фрей позже выделил 17 отличительных черт проектного обучения, среди которых назовем такие:

  • участники проекта берут проектную инициативу от кого-либо из жизни;
  • участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

     - они развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

- участники проекта организуют себя на дело, они информируют друг друга о ходе работы, вступают в дискуссии и т. д.

Иначе говоря, использование проектного метода в обучении предполагает определенную, воспроизводимую в разных ситуациях систему действий его участников, что выводит метод на уровень технологии и повышает его образовательный статус.

Рассмотрим основные положения проектной технологии (участникам семинара предлагается компьютерная презентация по теме изучения с комментариями ведущего).

Содержание презентации дало нам общее представление о сути проектного обучения. Вместе с тем логично и целесообразно рассмотреть некоторые аспекты более подробно.

Итак, обратите внимание на доску:

Знаем

    Хотим узнать

Узнали

Давайте определим, что мы знаем по теме исходя из вступительного слова ведущего и текста презентации (участники называют известные им сведения и факты, а ведущий записывает их в первую колонку).

Что хотим узнать? (очевидно, участники скажут, что им хотелось бы подробнее узнать о системе действий учителя и учащихся на разных этапах проведения проекта, об алгоритме формирования у учащихся проектных умений. Ведущий заносит их во вторую колонку).

Таблица принимает следующий вид (вариант):

Знаем

Хотим узнать

Узнали

-        определение метода проекта;

-        зачем нам нужен метод проектов;

-        взаимосвязь с другими методами личностно -ориентированного  подхода;

-        методы, используемые в проектной деятельности;

-        уровни проблемности;

-        типологию проектов;

-        этапы проекта;

-        критерии внешней оценки проекта

-        о системе действий
учителя и учащихся на
разных этапах проведения проекта;

-        об алгоритме форми
рования у учащихся
проектных умений

     •        Дня того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы

воспользуемся приемом взаимообучения. Участники делятся на 2 группы, причем каждому присваивается номер: 1 или 2. Разделим материал, подлежащий изучению, на 2 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за 1-ю часть, вторые - за вторую. Сформируем группы: для этого все первые номера образуют 1-ю группу, все вторые номера - 2-ю группу. Каждая группа изучает свою порцию учебного материала и готовится к ее объяснению остальным участникам семинара. Время работы в группах первого состава—15 минут.

  • (Все участники собираются вместе и формируют пары.) Образуйте пары таким образом, чтобы в каждой были участник с номером 1 и участник с номером 2. Задача каждого участника пары состоит в том, чтобы дать информацию по своей порции учебного материала, т. е. научить друг друга. Время выполнения задания -20 минут.
  • (Все участники вновь собираются в одной аудитории для проведения рефлексивной стадии.) Переходим к третьей колонке нашей таблицы: «узнали». Запишите, какую информацию вы получили из запрашиваемой во 2-й колонке, причем располагать ответы надо параллельно соответствующим вопросам 2-й колонки, а прочую информацию (спросить о которой раньше просто не пришло в голову) надо расположить ниже.
  • Возможны вопросы, которые остались без ответа, это дает возможность продолжить работу на следующем семинаре.
  • Задание для всех участников: составьте синквейн по теме «Проектное обучение» (задание выполняется в парах или группах. Участники читают составленные ими синквейны, которые являются быстрым, но сильным инструментом для рефлекторования, синтеза и обобщения понятий и информации).

Подробно см.: Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. -М., 1999; Шамова, Т. И., Давыденко, Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001; Меняева, И. Н. О методе проектов // Педагогическая мастерская. - 2004. -№ 4; Проектное обучение - что это? // Методист. - 2004. - № 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Алгоритм формирования проектной деятельности

В процессе выполнения учебного проекта, как правило, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного учения. Продвижение по маршруту познавательной деятельности происходит в результате проведения рефлексии (личной и групповой) на всех этапах проекта. Эффективность же продвижения в свою очередь зависит от степени сформированности умений проектной деятельности. В школьный период формируются предметные, надпредметные (общеучебные) и специальные (проектные) умения. Подчас одно и то же умение может относиться в какой-то период к предметным, затем к общеучебным, и даже к специальным. Например, умение делать устное сообщение формируется первоначально как предметное умение на уроках чтения, затем закрепляется и развивается на других предметах, т. е. становится общеучебным, а затем при использовании на этапе презентации в учебном проекте - специальным. Таким образом характеризуется степень универсальности умения при использовании учащимся.

Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так, на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе вычленения проблемы - элементы проблематизации (аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы для ее последующего рассмотрения и решения). При формулировании цели проекта необходимо владеть умениями целеполагания, при планировании деятельности в рамках проекта - умениями составлять план и т. д.

Проектные умения дифференцируют по уровням сложности:

  • базовый уровень;
  • продвинутый уровень;
  • высший уровень.

Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. В проектном обучении могут быть дифференцированно поставлены высокие цели (для отдельных учащихся или групп учащихся), цели продвинутого уровня (для большинства учащихся), базовые цели (для всех учащихся). Рассмотрим проектные умения по уровням сложности.

№  п/п

Проектное умение

Уровни сложности

 базовый

   продвинутый

высший

1

2

3

4

5

1

Проблематизация

- формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему

-        выделить и сформулировать проблему из множества проблем

-        рассмотреть проблему
под разными углами
зрения

-        сформулировать проблему с определенной
позиции

-        произвести сужение
проблемы путем офани-
чения пространства и
(или) времени в ситуации,
породившей проблему

- из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную. Обосновать выбор

2

Целепола-гание

-        формули
ровать цель
деятельности
по заданному
результату

-        формули
ровать цель
деятельности
по решению
проблемы

-        выбирать главную цель
из нескольких,

установив
их взаимосвязь. Обосновать выбор

-        провести уточнение
цели с учетом имеющихся средств ее достижения

-        распределение общей
групповой цели между
членами группы

-        ранжировать
цели по срокам
достижения, по
масштабам пред
полагаемых
результатов, по
принадлежности (личные,
групповые)

-        сделать сужение и расширение цели

3

Планирование

- формулировать задачу, исходя из формулировки цели

-        планировать поэтапное
достижение цели

-        формулировать задачи
и предполагаемые результаты для каждого
этапа

-        планировать распределение деятельности между членами группы и
ставить задачу каждому
из них по получению определенных результатов

- составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков, исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов

- выполнять графическое представление этого планирования

4

Рефлексия и самоанализ

-анализ

результата по
практической
важности

-анализ результата по
соответстию цели

-рефлексия
поставлен
ной задачи и
личных возможностей
ее решения

-        анализ результата по
социальной значимости

-        анализ результата по
степени решения проблемы

-        рефлексия результатов
решения проблемы

- анализ результата по оптимальности затрат

Для успешной разработки и проведения проекта учащимся необходимо владеть следующими общеучебными умениями, которые в ходе выполнения проекта становятся специальными (проектными):

  1. Мыследеятельностные умения: выдвижение идеи, проблема-тизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и ее формулировка, выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  2. Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчета.
  3. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию.
  4. Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск в сети Интернет, отбирать нужную информацию на бумажных и электронных носителях.
  5. Информационные: структурировать информацию, выделять главное, принимать и передавать информацию, представлять ее в печатном и электронном виде.

Формирование умений проектной деятельности происходит в процессе выполнения проектов, а также на специальных занятиях, ориентированных на их становление.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

1. Разработка проектного   задания

1.1   Выбор   темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель       предлагает учащимся     совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель   участвует   в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2       Выделение подтем    в    темы проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую

Учитель       принимает участие в обсуждении с   учащимися    подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль)

1.3     Формирование      творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4      Подготовка материалов  к  исследовательской работе:    формулировка     вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает      задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших    и    средних    классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться     могут    в командах   с   последующим обсуждением классом

1.5   Определение форм выражения    итогов  проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5.  Австралия.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»...