ЭССЕ
статья на тему

Семакова Юлия Игоревна

  «Психология в образовании: вчера, сегодня, завтра». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Психология в образовании: вчера, сегодня, завтра».

  Педагог - психолог должен, обучая, видеть  в обучаемом не только    личность, т. е. человека наделенного своими особыми психическими свойствами, познающего и преобразующего мир и занимающего определенное место в обществе,  но и индивидуум    (в переводе с латинского «неделимое»),  обладающего сплавом врожденных и приобретенных качеств.      

  Личность – продукт развития индивидуума находящегося в человеческом обществе, вступая с ним в те или иные отношения. Целенаправленная, осмысленная деятельность педагога «распределяет», в какой-то мере, отношения в деятельности с окружающим миром, определяя и укрепляя связь между отношениями со сложившимися у человека окружающим миром и  поколениями.

  Богатство и широта личности показывает широту и богатство его связей с жизнью. Полководец Суворов был разносторонне образованным человеком, тонким ценителем поэзии, философии, да и сам он отлично владел пером. Композитор Бородин был профессором химии. Эйнштейн играл на скрипке и зачитывался романом Достоевского. Чехов с увлечением занимался медициной и был квалифицированным врачом. И много других можно привести примеров.

  Но чтобы не заблудиться в море интересов, увлечений, желаний и приплыть к нужному «берегу», нужно знать какой именно «берег» привлекает. Точнее говоря, направляет развитие  личности цель жизни. Цель жизни – это, ну скажем желание стать механиком, строителем, поваром, получить диплом с отличием, или всего-навсего завести почтового голубя. По цели в жизни человека можно судить  о ценности личности. Важно, чтобы поставленная человеком цель не была узколичной, а имела бы объективную ценность, чтобы общество было заинтересовано в ее достижении. Определение цели, стремление к идеалу во многом зависит от личности педагога.

    Личность всегда развивается под влиянием тех конкретно – исторических условий, в которых живет человек.

  «Вчера» в СССР, знания психолога – педагога, обладающего педагогической моралью, «отдающего сердце детям» (В. А. Сухомлинский), вводили своих воспитанников в мир познания окружающей действительности, помогали овладевать знаниями, побуждать умственные способности и утверждать  благородные чувства, воспитывать гражданское достоинство, веру в доброе начало в человеке, беспредельную преданность  Родине, чувство дружбы.

  Прекрасным примером в этом отношении может служить и судьбы воспитанников выдающегося советского педагога А. С. Макаренко. Ребята, приходившие в колонию правонарушителями, выходили из нее через несколько лет активными и убежденными строителями новой жизни. В корне менялось их отношение к действительности. Воспитанникам  педагоги  открывали перспективы в жизни человека.  Способствовали приобретению у воспитанников не узколичной, а имеющая объективную ценность, в котором общество было заинтересованно. Но в основе педагогических успехов А. С. Макаренко во многом являлся личный пример как образец для подражания. Заслуженный учитель РСФСР  В. Тверский : «Красота личного обаяния Макаренко очаровывала, нравилась, заражала. Все стремились ему подражать. Поэтому люди отказывались от дурного тона, отрешались от претензий на выражение благодарности им лично и учились радоваться успехам других».

  «Сегодня», в нашей демократической стране превалируют западные ценности. То, что раньше казалось важным и ценным, сегодня представляется совсем в ином  свете. Современная Россия представляет собой «плавание корабля в океане  без ориентиров».  Сегодня идеология  развития,  это, по сути, в основном  примитивное общество потребителя, усиленно навязываемое  нам «друзьями» с запада. Кроме погони за материальными благами не предлагают  ничего, что хоть как- то могло противостоять их «ценностям» (однополые союзы, право сильного, политика двойных стандартов,  и др.).  Лозунг общества потребления «успевай пользуйся во благо всем, что можешь получить, не задумываясь каким  способом», к сожалению, не дает возможности индивидууму превращаться в человеческую личность.   Идеология развития нашего государства еще не выработана окончательно и пока не будет национальной идеи, поддерживаемой большинством нашего народа, трудно педагогу воспитывать, обучать подрастающее поколение.  В Советском Союзе педагогика была  идеологизирована и разночтения пресекались, но общество  нацелено было на построение коммунистического общества.

  «Завтра», Россия, как великая держава, где президент страны В. В. Путин провозгласил такую идеологию как патриотизм,  должна сплотить общество, где большая роль отводится педагогу.

  Педагог – психолог должен ставить перед собой задачу  для становления человека – личности освоение «первичных» человеческих чувств; сострадание, переживания боли за чужую боль.  Воспитывать личность, которому должны быть присущи: моральный долг, совесть, достоинство и честь (что не возможно малокультурному и недостаточно умственно развитому); подчинять свои личные чувства  другим, более возвышенным;  иметь призвание, чтобы с максимальной и для общества и лично для себя раскрыть творческие способности.

Я, как  педагог – психолог, учитывая характер, темперамент, способности обучающегося, должна  помогать: воспитывать  в каждом  чувство оптимизма и уверенности; уметь осознавать свои достоинства и недостатки; помочь развить внутреннюю потребность в самосовершенствовании, та самая потребность, которая не дает нам успокоится, бездействовать.  Как  мы помним  у  Н. Заболоцкого:

  Не позволяй душе лениться,

  Чтоб в ступе воду не толочь,

  Душа обязана трудиться,

  И день и ночь!

  Она  рабыня и царица,

  Она работница и дочь,

  Она обязана трудиться

  И день и ночь, и день и ночь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Моя педагогическая деятельность"

Удивительный это дом - школа! Здесь всё перемешалось: детство и зрелость, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. Школа живёт жизнью, где, как в капле воды отражаются все процессы, происходящие в о...

Эссе на тему "Такт и терпение - первое правило преподавателя"."

Совсем недавно моей профессией стало преподавание спец. дисциплин. Много лет, работая бухгалтером, я даже предположить не могла, что когда-нибудь придётся расстаться с романтикой бухгалтерского учёта ...

Эссе "Моя педагогическая профессия"

Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель ф...

Эссе

Эссе на тему: "Учительница первая моя"...

Эссе на тему «Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании»

Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж     Эссе на тему«Личностно-ориентированныйподход в профессиональномобра...

эссе по проблемам профтехобразования

Мне хочется акцентироваться на том, чем предопределяя свой выбор молодые люди  выбирая профессию, должны знать и быть уверенны в завтрашнем дне: – это уровень заработной платы, – это пе...

Эссе на тему: "Мое педагогическое кредо"

В данной статье описаны смыслы, ценности и приоритеты моей профессиональной деятельности....