Учебное занятие по "маленькой трилогии" Антона Чехова
план-конспект занятия на тему

Туз Наталья Владимировна

Методическая разработка посвящена "трилогии" Чехова. Занятие проходит в групповой форме, обучающиеся, работая с таблицами, анализируют рассказы, обобщают, делают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._p._chehov_-zanyatie.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

А. П.Чехов. Трилогия о «футлярной жизни»

Цель занятия: раскрыть идейное содержание рассказов «маленькой трилогии» Чехова, выявить особенности творческой манеры писателя.

1. Обучающие задачи: расширить и углубить представления обучающихся о личности Чехова, о проблематике его произведений,  помочь понять общий вывод писателя.
2. Развивающие: совершенствовать читательские умения, в том числе умения анализировать произведения, интерпретировать художественные детали, развивать творческое воображение и логическое мышление. 
3. Воспитывающие: вовлечь обучающихся в решение нравственных проблем, в том числе проблемы нравственного выбора.

Продолжительность: 2 часа

Вид учебного занятия: урок-размышление.

Тип занятия: урок обобщения, систематизации и закрепления изученного материала.

Формы работы: в группах, фронтальная, индивидуальная.

Ход учебного занятия:

Вступительное слово:

Три рассказа Чехова – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - образуют «маленькую трилогию», опубликованную в 1898 году в журнале «Русская мысль». По каким признакам  объединяют эти произведения? (общей темой ( «футлярной»), одинаковой композицией («рассказ в рассказе»), в них представлены одни и те же герои. Действие первого рассказа (обрамление) происходит в сарае старосты Прокофия, где пережидают дождь охотники Иван Иваныч и Буркин; действие двух других – по соседству, в имении Алехина, Софьине .)

 Сообщение темы и цели занятия. Постановка проблемного вопроса.

Эпиграф: «Что же мешает человеку быть человеком?» А. Чехов

К этому вопросу обратимся сегодня и мы, опираясь на «маленькую трилогию». Еще в начале 80-х гг, задумав роман, Чехов предполагал писать его в форме отдельных  рассказов, дать каждому рассказу свое заглавие, а весь роман назвать «Рассказы из жизни моих друзей».

 Работа в подгруппах: все студенты  делятся на 3 подгруппы, каждая получает таблицу с вопросами эвристического содержания. Студенты сообща  занимаются анализом ответов, заполняют таблицу, после чего каждый участник подгруппы отвечает на вопрос. После выступления идёт обобщающий вывод, заключительный вывод  делает преподаватель. На работу в подгруппах отводится 25-35 минут. В ходе занятия проводится физкультминутка.

Вывод № 1

Что такое «футляр»? (слово употребляется в прямом значении – вещи Беликова имеют каждая свой футляр.  Но этим писатель не ограничивается: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге». Уже в названии рассказа «футлярная тема» получает  развитие: вещи, циркуляры, страх перед начальством, «как бы чего не вышло», крах жизни и, наконец, идеальный футляр, который обретает герой – гроб.)

Есть ли у Беликова литературные предшественники или он исключительно чеховское создание?  (Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», главный герой которой «жил – дрожал и умирал - дрожал». Пискарь и Беликов имеют схожие черты, но и отличия. Щедринский герой, схоронясь в норке, заботился исключительно о своей утробе, но не посягал на свободу и жизни остальных – лишь бы его не трогали. Беликов же «наступает» на жизнь: на мальчиков-гимназистов, на коллег, на всю гимназию, на весь город, который он «держал в страхе целых 15 лет»!

 Почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее?  (Там, где властвует страх, там владычествует ничтожество! И страх этот почти невозможно изжить -  это страх перед начальством, страх погубить карьеру, потерять хотя и скромное, но стабильное жалованье. Это боязнь чего-то нового, боязнь стать свободным – а то «как бы чего не вышло!»)

В первом рассказе  футляр – это символ неспособности к жизни, страх перед ней, стремление загнать в него окружающих. (делаются записи в тетрадях)

Вывод № 2 Рассказ «Крыжовник»

Второй рассказ трилогии – «Крыжовник» - повествует о другом человеке. Если Беликов показан в трилогии как человек уже сфомировавшийся, то характер Николая Иваныча дается в развитии. История Чимши-Гималайского – это история оскудения души, духовная деградация.

Николай Иваныч, как и Беликов, достиг своего идеала. Все его мечты реализовались: он ест собственные щи, он помещик, у него собственный крыжовник. Он счастливый человек. Футляр в рассказе «Крыжовник» - это самодовольство собственника: это уже «не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». (делаются записи в тетрадях)

Иван Иваныч словно прозревает: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Иван  в определенной степени стремится быть таким «человеком с молоточком».

Можно ли сказать, что и Николай Иванович – человек в футляре?

Вывод № 3 Рассказ «О любви»

Несостоявшаяся жизнь. Дисгармония жизни. Алехин, «упустивший свое призвание и свое счастье», дисгармоничная жизнь Лугановичей, красивой Пелагеи, влюбившейся в человека, «совсем не подходившего ей по душевным качествам». Алехин и Анна Алексеевна полюбили, но, полюбив, боялись признаться в этом сами себе, прятали свои чувства, и оба были несчастливы. «Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть тайну нам же самим». Название рассказа звучит иронично. Действительно, в нем много говорится о любви, но нет самой любви, она спрятана и от самих героев. Алехин и Анна  сами обрекают себя на муку, тем самым губят себя. Героиня тоже «думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына… И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких несчастий?»  У Анны расстроены нервы, она раздражительна и глубоко несчастна. Как тут не вспомнить жену Николая Иваныча, которая зачахла в доме у «футлярного» человека! Лишь расставаясь с любимой женщиной навсегда, он «признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все, что мешало любить…». Алехин побоялся выйти из своего футляра

Футляр в рассказе «О любви» - это стремление загнать внутрь себя чувство, это надругательство над собственной душой. (делаются записи в тетрадях)

И самое печальное то, что Алехин, в отличие от Беликова и Николая Иваныча, понимает, что так жить невозможно, но сделать ничего не может: не освободиться ему никогда от этого «футляра», не расколоть скорлупы, не вырваться из душных рамок забот об имении и душевного одиночества.

Заключительное слово преподавателя:

Главная мысль, которая объединяет три рассказа и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова, - это мысль о том, что человек должен быть свободен от предрассудков,  он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым. «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» Именно так звучит главный посыл Антона Чехова.

Рефлексия:

 Могут ли встретиться нам «футлярные» люди?  Можно ли помочь человеку, нравственно погибающему в  футлярной жизни и как? Как вы оцениваете работу своей подгруппы?

Сам Чехов и был таким «человеком с молоточком», напоминающим человеку о его ответственности за жизнь. Антон Чехов сказал, что «жить в футляре» недостойно человека. А вот как жить достойно – каждый должен решить сам. Каким быть – достойным или презренным, свободным или зависимым, гражданином или обывателем, глупым или разумным, злым или добродушным – человек определяет сам. Друзья, нравственный выбор стоит за каждым, важно правильно его определить, не сбиться с хорошей и доброй жизненной тропы. Такова проза жизни, а завершим мы сегодняшние размышления поэзией:

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по белу свету отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть путь этот неведом.

Иди, мой друг, всегда дорогою Добра! (Л. Полякова)

Изучив творческий путь А. П. Чехова, прочитав его «маленькую трилогию», поразмышляйте над системой вопросов.

Подгруппа № 1 Рассказ «Человек в футляре»

Эвристические вопросы

Содержательные ответы

1.Раскройте смысл сюжета первого рассказа трилогии.

2. Какова система персонажей (Кто они? Чем занимаются, каковы их жизненные убеждения?)

3. Как Чехов изображает процесс духовного оскудения человека?

4. Почему жители города всего боятся?

5. Как вы понимаете слово «беликовщина»? Исчезла ли «беликовщина» со смертью учителя?

6.Почему в финале автор говорит: «Да, он достиг своего идеала»? О каком идеале идёт речь?

7.Во что были одеты учителя гимназии во время похорон Беликова? О чем повествует эта деталь?

8. В чем смысл заглавия рассказа? Возможно ли разрушить такой футляр?

Изучив творческий путь А. П. Чехова, прочитав его «маленькую трилогию», поразмышляйте над системой вопросов.

Подгруппа № 2 Рассказ «Крыжовник»

Эвристические вопросы

Содержательные ответы

1.С чего начинается повествование данного  рассказа?

2. Какова  жизненная позиция чиновника Чимши-Гималайского?

О чем он мечтает?

3. Что стало с героем, когда он добился цели? Изменился ли человек?

4. Как звучал призыв, обращённый рассказчиком к собеседникам? Процитируйте!

5. Как проявляется «футлярное существование» в «Крыжовнике»?

6. Как вы понимаете цитату Чехова: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа»?

7. Каково ваше личное мнение о таком герое?

8. В чем смысл заглавия рассказа?

Изучив творческий путь А. П. Чехова, прочитав его «маленькую трилогию», поразмышляйте над системой вопросов.

Подгруппа № 3 Рассказ «О любви»

Эвристические вопросы

Содержательные ответы

1.Рассказ  «О любви» - это на самом деле повествование, посвященное любовной тематике? Дайте развёрнутый ответ.

2. Как живёт, о чем мечтает главный персонаж Алёхин?

3. Как ведут себя любящие сердца?

4. К какому выводу пришёл герой после разлуки?

5. В чём идейный смысл рассказа?

6.Почему люди опускаются морально, гибнут духовно?

7.Какое впечатление производят чеховские «футлярные люди»?

8.Почему А. Чехов поднимает философскую проблему  - проблему человеческого счастья? Для чего? Какой вывод может сделать современная молодёжь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ) по междисциплинарному курсу МДК.03.01 Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Данная работа имеет форму методической разработки занятия для студентов третьего курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по теме «Отражение в учете суммы начисл...

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...