Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социально-правовых знаний»
рабочая программа на тему

Токарева Наталия Николаевна

Программа учебной адаптационной дисциплины разработана в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Программа адаптационной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования или профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptivnaya_tokareva.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное                                  профессиональное образовательное учреждение

«Техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы социально-правовых знаний

Тамбов

2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социально-правовых знаний» разработана на основе  «Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утвержденные Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М.Золотарева 20 апреля 2015 г. N 06-830вн;

Организация-разработчик: ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»

Разработчики:Токарева Н.Н., преподаватель


Содержание

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

1.1. Область применения программы

Программа учебной адаптационной дисциплины по профессии   Штукатур, маляр строительный, Изготовитель художественных изделий из бересты, выжигальщик по дереву разработана в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

 Программа адаптационной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих адаптированную образовательную программу профессионального образования или профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки рабочих:

Дисциплина входит в  адаптационный учебный цикл дисциплин. Адаптационная дисциплина, формирующая способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья, и предназначается для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Необходимость освоения данной дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов основывается на высокой значимости овладения ими способностью к непрерывному самообразованию и профессиональному саморазвитию в течение всей жизни, адаптации к изменяющимся жизненным и профессиональным условиям, способностью к согласованным позитивным действиям и активному толерантному общению в коллективе при сформированном у них адекватному отношению к своим индивидуальным психофизическим особенностям. Освоение данной дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов также значимо в отношении формирования у них адекватной гражданской позиции, знания, а при необходимости, защиты своих законных прав.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • результате изучения основы социально-правовых знаний обучающийся-инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен:

знать/понимать:

- нормы закона, относящихся к правам инвалидов;

- правовые механизмы  защиты своих гражданских прав в различных жизненных и профессиональных ситуациях;

-  необходимость согласованных позитивных действий в коллективе, активного стиля общения и взаимодействия в совместной социокультурной и профессиональной деятельности;

-        основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов;

-        правовые   основы   Гражданского, Трудового, Семейного кодексов РФ, относящиеся к правам инвалидов;

-        правовые основы реабилитации инвалидов;

-        правовые   гарантии   инвалидам   в области социальной защиты и образования;

-        функции органов труда и занятости населения

уметь:

  • адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям;

  • использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности;

  •  адекватно относиться к своим индивидуальным психофизическим особенностям;

  • защищать свои законные права;

  • использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  учебной  и  будущей

профессиональной деятельности;

-        отстаивать свою гражданскую позицию.

Владеть:

- культурой мышления, способностью к

обобщению, самоанализу, рефлексии;

- навыками поиска необходимой информации

для эффективной самоорганизации учебной и

профессиональной деятельности;

- навыками формирования временной

перспективы будущего: личных целей, планов

профессиональной деятельности и выбора путей

их достижения;

- основными правилами и технологиями выбора

профессии.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов; самостоятельной работы обучающегося - 18 часов, практических - 6 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы сорциально-правовых знаний»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа учащихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

1

Раздел 1 Социальная и профессиональная адаптация.

4

Социальная и профессиональная адаптация.

Содержание учебного материала

2

1-2

Способности и успешность деятельности.

Самостоятельная работа: 

составить лист самопрезентации

2

Практическое занятие

2

3-4

Свойства личности при выборе профессии

Раздел 2. Раздел 2. Основы социально-правовых знаний.

2

1

Раздел 2. Основы социально-правовых знаний.

Содержание учебного материала

2

5-6

Социализация человека в сферах деятельности, общения самопознания.

Самостоятельная работа

Вопросы для самоконтроля: назовите стороны социализации, какие процессы происходят в деятельстной сфере социализации, что такое самосознание т.д.

1

2

7-8

Понятие социальной адаптации

Самостоятельная работа:

Составить схему «Стадии социальной адаптации»

2

2

9-10

Социальные нормы, социальные роли

11

Практические занятия

Мои социальные роли

2

12

Самостоятельная работа:

Составить презентацию: традиции Древней Руси

2

1

13

Критерии удовлетворенности общением.

14

Психологическая совместимость в коллективе

1

Самостоятельная работа:

Моделирование и разрешение  конфликтных ситуаций

2

2

15-16

Социальное взаимодействие  

17

Повторение: общение как средство восприятия людьми друг друга.

1

18

Контрольная работа

1

2

19,20

Конвенция ООН о правах инвалидов.

2

Самостоятельная работа:

проект: реализация беспрепятственного доступа инвалидов к информации.

4

21

Гражданский кодекс РФ о правах инвалидов

2

22

Семейный кодекс РФ о правах инвалидов

1

23

24

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Самостоятельная работа: комментированное чтение статей ГК РФ, СК РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

4

25

Повторение

26

Контрольная работа

27

28

Медико-социальная экспертиза

2

Самостоятельная работа:

презентациия «Социальная модель инвалидности»

1

29

30

Реабилитация инвалидов

2

Самостоятельная работа:

Презентация Особенности социализации детей-инвалидов.

1

31

32

Трудоустройство инвалидов

2

Самостоятельная работа:

Доклад обеспечение гарантий трудовой занятости инвалидов.

2

33-34

Практическое занятие:

Реализация беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры

2

Самостоятельная работа:

комментированное чтение ФЗ «О социальной защите прав инвалидов» ст.15

1

35-36

зачет

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Выбор методов обучения обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Материально-техническое обеспечение дисциплины помимо стандартного оборудования и технических средств обучения включает и специальные средства обучения:

  • лекционная аудитория (кабинет) - мультимедийное оборудование, электронные увеличители для удаленного просмотра (для студентов с нарушениями зрения), мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха);
  • учебная аудитория (кабинет) для практических занятий (семинаров) -учебные рабочие места, раздаточный материал в доступном формате, портативные электронные лупы;
  • библиотека - рабочие места с персональными компьютерами для обучения работе с электронным каталогом, электронными библиотеками, поисковыми системами сети Интернет;

учебная аудитория (кабинет) для самостоятельной работы

-стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушениями зрения; рабочее место с персональным компьютером с выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой или альтернативными устройствами ввода и управления компьютером для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. Изд-во Питер, 2017. - 624 с.
  2. Психолого-педагогический практикум. Под ред. В. А. Сластенина. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2015. — 223 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2016.-376 с.
  4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
  5. Конвенция о правах инвалидов. Равные среди равных. М.: Алекс, 2008. - 112с.
  6. Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения. Учебное пособие. – М; Форум. 2018
  7. Инвалиды: К независимой жизни. М.: РООИ «Перспектива, 2000. -278с.

Дополнительные источники:

  1. Учебные деловые игры. Учебник для вузов. М.:ВЛАДОС, 2015. - 303 с.
  1. Мальханова И.А. Деловое общение. М.: Академический Проект, 2017. -224 с.
  2. Немов, Р.С. Психология. Психодиагностика. М. : Владос, 2001. - 640с.
  3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 704 с.
  4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация. М: «Академия», 2015.-496 с.
  5. Мудрик  А.В. Основы  социальной  педагогики.  М.:  Изд. центр «Академия», 2016. - 208с.

Интернет-ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия – http://ru.wikipedia.org.
  2. Справочно-правовые системы: Гарант, Консультант Плюс. htp://www.consultant.ru
  3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru
  4. Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru

5.        Сайты, содержащие теоретический и практический материал для
подготовки к семинарским занятиям и различным формам контроля, в том числе, тестовым:

http://www.syntone.ru/libraru/psytests/content/236.html

http://test.fjlljw.ru/

http://www.samslam.net/hsychology/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

осуществлять осознанный профессиональный выбор и траекторию собственного профессионального обучения

Проведение тематического  тестирования, устный опрос

планировать и составлять временную перспективу своего будущего, ставить задачи профессионального и личностного развития самообразования:

Поисковые методы, постановка

познавательных задач с учетом

индивидуального опыта и особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

осуществлять самопрезентаци

Поиск информации, устный опрос, проведение тематического тестирования

осуществлять правильный выбор стратегии взаимодействия и принятие ответственности за результаты деятельности коллектива;

практические занятия

адаптироваться в новых аспектах учебы и профессиональной организации, адекватно
оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с
ее учетом;

практические занятия

толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, состояния.

практические занятия

использовать    права    инвалидов адекватно законодательству в различных жизненных и профессиональных ситуациях;

обращаться в надлежащие органы за необходимой помощью;

составлять необходимые документы гражданско-пр

практические занятия

Обучающийся должен знать:

механизмы социальной и профессиональной адаптации;

устный опрос

основы и сущность профессионального самоопределения и профессионального развития

устный опрос

современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью.

устный опрос. тестирование

основополагающие международные документы относящиеся к правам инвалидов;

правовые   основы   Гражданского, Трудового, Семейного кодексов РФ, относящиеся к правам инвалидов;

устный опрос

комментированное чтение

правовые основы реабилитации инвалидов;

правовые   гарантии   инвалидам   в области социальной защиты и образования;

устный опрос

функции органов труда и занятости населения

Устный опрос. тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио

Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной  дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...