Адаптация первокурсников 27.11.2017г.
материал на тему

МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное  учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум имени А.П. Байкузова»

 

 

 

 

 

Доклад на тему «Адаптация первокурсников»

 

 

 

 

 

Преподаватель: Чугунова С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Адаптация молодого человека в среднем специальном учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности.

Одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания.

Т.И. Попова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде ссуза следующие стадии:

- начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

- стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

- аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

- ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.

Обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде является той целью, которая определяет содержание соответствующих педагогических задач. Выделим систему последовательных и взаимосвязанных шагов:

- изучение личностных особенностей первокурсников;

- выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь;

- анализ и обобщение полученных данных;

·подготовка на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленных на оптимизацию адаптационного периода;

- проведение круглого стола с участием  зам. директора  по воспитательной работе;

- включение в учебное расписание студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого проводятся разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам;

- организация и проведение методических семинаров с кураторами первых курсов по освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах в рамках кураторского часа;

- индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей;

- подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и планирование работы на будущее.

Адаптация студентов младших курсов к обучению  будет более успешной, если  организовать индивидуализированную самостоятельную работу с использованием новых информационных технологий с учетом личностных особенностей и возможностей студентов, относящихся к различным уровням адаптации, включающую подготовку к лекции и проработку лекционного материала, выполнение практических и творческих заданий, взаимопроверку и самоконтроль результатов обучения. Наличие электронных учебников, пособий, электронных библиотек, тестов, выхода в глобальную сеть облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствует совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать различные, современные теоретические подходы к психолого-педагогическим проблемам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.

Социальная адаптация – как приспособление человека к условиям социальной среды – предполагает:

1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

2. адекватную систему отношений и общения с окружающими;

3. способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

4. способность к самообслуживанию и самоорганизации;

5. изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, в ходе которого возможно как наиболее эффективное формирование, так и наиболее вероятная утрата здоровья. Интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения, экологическое неблагополучие, социально-экономическая нестабильность – все это предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам, определенное напряжение которых связано с морфологической, функциональной и вегетативной нестабильностью организма подростка. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации, что может стать пусковым механизмом различных патологических процессов.

Постоянно меняющаяся действительность, нестабильность нравственных ориентации в обществе, нестойкость семейных отношении, неоправданные ожидания, часто разрушенные представления о человеческом счастье, а иногда и иллюзорные представления о своем будущем – все это формирует целых комплекс психологических проблем у развивающейся личности студента.

Очень часто мы сталкиваемся с неумением выстраивать межличностные отношения, что приводит к нетерпимости, агрессивности, либо к аутоагрессивности, вплоть до формирования психосоматических расстройств, что можно проследить, наблюдая количество пропусков занятий по болезням самого разного вида.

Молодой человек часто не может адекватно воспринимать учебную ситуацию, требования преподавателей. Снижается эффективность обучения, появляется неудовлетворенность собой, своим успехом, формируется тип неудачника, страдальца, жертвы. А увеличение количества времени, уделяемое учащимся формальному обучению, заставляет сужать сферу интересов. что, в свою очередь, ведет к тому, что в дальнейшем молодой специалист может оказаться в узком профессиональном «коридоре».

Эмоциональная незрелость, инфантильность, неуверенность в своих возможностях, нераскрытый творческий потенциал при неблагоприятных жизненных поворотах могут привести к нервно-психическим расстройствам. Молодые люди, приехавшие учиться из другой местности, оказываются оторванными от родителей, от привычного уклада семьи.  В связи с вышесказанным представляется важным создание специальных условий, направленных на личностную и социальную адаптацию первокурсников и профилактику дезадаптации, коррекцию отношений в системе студент-ССУЗ-коллектив; развитие креативности студента. Для этого необходимо проводить групповую работу, индивидуальное оказание помощи студентам в решении бытовых и личностных проблем, направленные на введение молодого человека в новую социально-психологическую роль.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи в силу неустойчивости ее социального положения, неустоявшегося мировоззрения, подвижности системы ценностей.

Студенческая молодежь во все времена отличалась от других социальных групп молодежи своей социальной активностью. За ней закрепился приоритет в духовном и интеллектуальном развитии. Однако сегодня лишь условно можно утверждать это.

Наиболее ответственным и одновременно недостаточно изученным специалисты считают этап адаптации.

Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или малоэффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в ССУЗ. Поэтому процесс адаптации к обучению в ССУЗ-е  можно рассматривать как явление, имеющее множество аспектов. Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента.

Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности - адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

 

 

Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

2.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.

3.Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.

4.Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - С. 82-83.

5. Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации. М., 2000.

6.Карабанов А.А., Погорелко А.Н., Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов // Известия Института инженерной физики. - 2010. - № 15. - С. 21-23.

7.Попова Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов  // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2007. - № 2-2. - С. 53-57.

8.Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 54-56.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervokursnikov.docx66.65 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация молодого человека в среднем специальном учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности.

Одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания.

Т.И. Попова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде ссуза следующие стадии:

- начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

- стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

- аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

- ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.

Обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде является той целью, которая определяет содержание соответствующих педагогических задач. Выделим систему последовательных и взаимосвязанных шагов:

- изучение личностных особенностей первокурсников;

- выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь;

- анализ и обобщение полученных данных;

·подготовка на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленных на оптимизацию адаптационного периода;

- проведение круглого стола с участием  зам. директора  по воспитательной работе;

- включение в учебное расписание студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого проводятся разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам;

- организация и проведение методических семинаров с кураторами первых курсов по освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах в рамках кураторского часа;

- индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей;

- подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и планирование работы на будущее.

Адаптация студентов младших курсов к обучению  будет более успешной, если  организовать индивидуализированную самостоятельную работу с использованием новых информационных технологий с учетом личностных особенностей и возможностей студентов, относящихся к различным уровням адаптации, включающую подготовку к лекции и проработку лекционного материала, выполнение практических и творческих заданий, взаимопроверку и самоконтроль результатов обучения. Наличие электронных учебников, пособий, электронных библиотек, тестов, выхода в глобальную сеть облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствует совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать различные, современные теоретические подходы к психолого-педагогическим проблемам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.

Социальная адаптация – как приспособление человека к условиям социальной среды – предполагает:

1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

2. адекватную систему отношений и общения с окружающими;

3. способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

4. способность к самообслуживанию и самоорганизации;

5. изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, в ходе которого возможно как наиболее эффективное формирование, так и наиболее вероятная утрата здоровья. Интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения, экологическое неблагополучие, социально-экономическая нестабильность – все это предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам, определенное напряжение которых связано с морфологической, функциональной и вегетативной нестабильностью организма подростка. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации, что может стать пусковым механизмом различных патологических процессов.

Постоянно меняющаяся действительность, нестабильность нравственных ориентации в обществе, нестойкость семейных отношении, неоправданные ожидания, часто разрушенные представления о человеческом счастье, а иногда и иллюзорные представления о своем будущем – все это формирует целых комплекс психологических проблем у развивающейся личности студента.

Очень часто мы сталкиваемся с неумением выстраивать межличностные отношения, что приводит к нетерпимости, агрессивности, либо к аутоагрессивности, вплоть до формирования психосоматических расстройств, что можно проследить, наблюдая количество пропусков занятий по болезням самого разного вида.

Молодой человек часто не может адекватно воспринимать учебную ситуацию, требования преподавателей. Снижается эффективность обучения, появляется неудовлетворенность собой, своим успехом, формируется тип неудачника, страдальца, жертвы. А увеличение количества времени, уделяемое учащимся формальному обучению, заставляет сужать сферу интересов. что, в свою очередь, ведет к тому, что в дальнейшем молодой специалист может оказаться в узком профессиональном «коридоре».

Эмоциональная незрелость, инфантильность, неуверенность в своих возможностях, нераскрытый творческий потенциал при неблагоприятных жизненных поворотах могут привести к нервно-психическим расстройствам. Молодые люди, приехавшие учиться из другой местности, оказываются оторванными от родителей, от привычного уклада семьи.  В связи с вышесказанным представляется важным создание специальных условий, направленных на личностную и социальную адаптацию первокурсников и профилактику дезадаптации, коррекцию отношений в системе студент-ССУЗ-коллектив; развитие креативности студента. Для этого необходимо проводить групповую работу, индивидуальное оказание помощи студентам в решении бытовых и личностных проблем, направленные на введение молодого человека в новую социально-психологическую роль.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи в силу неустойчивости ее социального положения, неустоявшегося мировоззрения, подвижности системы ценностей.

Студенческая молодежь во все времена отличалась от других социальных групп молодежи своей социальной активностью. За ней закрепился приоритет в духовном и интеллектуальном развитии. Однако сегодня лишь условно можно утверждать это.

Наиболее ответственным и одновременно недостаточно изученным специалисты считают этап адаптации.

Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или малоэффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в ССУЗ. Поэтому процесс адаптации к обучению в ССУЗ-е  можно рассматривать как явление, имеющее множество аспектов. Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента.

Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности - адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

2.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.

3.Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.

4.Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - С. 82-83.

5. Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации. М., 2000.

6.Карабанов А.А., Погорелко А.Н., Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов // Известия Института инженерной физики. - 2010. - № 15. - С. 21-23.

7.Попова Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов  // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2007. - № 2-2. - С. 53-57.

8.Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 54-56.


Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях колледжа

Разделы: Школьная психологическая служба


Осуществляемая ныне реформа образования требует новых подходов к обучению студентов в условиях работы колледжа. Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Под адаптацией мы понимаем процесс привыкания приспособления личности к новым условиям среды. Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в колледже должно включать ряд аспектов:

  • психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системы, принципиально отличающейся от форм и методов школы);
  • социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);
  • мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);
  • психофизический (предполагающий, приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.

По результатам диагностического исследования проведенного в ОГКУиПТ студенты на базе основной школы выбирают обучение в колледже, т.к. хотят самостоятельности - 23%, были неуспешны в школе - 30%, боятся ЕГЭ и того, что их аттестаты после одиннадцатого класса, будут значительно хуже - 20%, не хотят терять время в школе - 17%.

Студенты на базе 11 классов поступают в колледж в основном потому, что не поступили в ВУЗ, или имеют слабые знания, и в ВУЗ поступать было бесполезно -75%, и только 25% хотели поступить именно в данный колледж.

Анализ этих данных привел нас к необходимости создания программы психолого-педагогического сопровождения студентов первого года обучения, которая носит название “Адаптация студентов к обучению в колледже”.

Программа с одной стороны направлена на создание для первокурсников такой образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем. С другой стороны программа обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в рамках инновационного проекта Адаптация первокурсников к образовательной среде колледжа через комплексную бонус-игру “Банк Колледжа” Бонус-игра позволяет избежать основных трудностей адаптации и совместить усилия преподавателей и студентов при организации образовательного процесса.

Система управления Банком Колледжа подсказана самим названием игры. Банк Колледжа имеет генерального директора Банка, роль которого выполняет директор колледжа. Его основная функция — отслеживание денежных потоков и предупреждение инфляции. Заместитель директора по УМР определяет стратегию игры и играет роль заместителя генерального директора Банка. Заместители директора по УР, ВР, АХЧ становятся директорами отделений Банка, отвечающими за организацию игр по каждому направлению, поддерживают общую динамику игры. Заведующие отделениями, библиотекой, преподаватели, кураторы групп становятся руководителями отдельных подразделений и служащими Банка. В их функции входит организация отдельных мероприятий. Студенты становятся вкладчиками Банка.

Для оценки эффективности игры нами был выбран обобщенный показатель адаптации, состоящий из суммарных показателей его компонентов:

  • самостоятельность студентов в принятии решений, выборе способов, достижений результатов;
  • мотивация к образовательному процессу; 3.активность освоения среды;
  • коммуникативные умения;
  • удовлетворенность средой.

Каждый из компонентов оценивается по уровню проявления (высокий, средний, низкий). Для возможности проведения мониторинга каждому из уровней присвоено значение: высокий- 2, средний- 1, низкий- 0. При получении значения обобщенного показателя адаптации данные по каждому компоненту суммируются. Таким образом, максимальное значение обобщенного показателя может быть равно - 10, а минимальное - 0, Мы считаем, что студент полностью адаптирован к профессионально-образовательной среде колледжа, если его обобщенный показатель адаптивности будет не менее 5.

Целью программы “Адаптация студентов к обучению в колледже” является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов к учебной деятельности.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа служит:

  1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
  2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
  3. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
  4. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Работа рассчитана на первый год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.

  • Первый этап (сентябрь, октябрь) - предполагает оценку соматического и психологического статуса первокурсников, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже; социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду.
  • Второй этап (ноябрь, декабрь) - заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.
  • Третий этап (второй семестр) - предусматривает использование полученной информации для проведения семинаров, индивидуальных и групповых консультаций педагогов для предотвращения возникновения проблемных ситуаций в учебном процессе; коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам; консультаций и просвещения родителей студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде.

Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.

На каждом этапе работа ведется со студентами, преподавателями и родителями соответственно.

На первом, профилактическом, этапе со студентами проводятся тренинги знакомства, с целью скорейшего формирования сплоченных студенческих групп; комплексная бонус-игра “Банк Колледжа” с целью разработки студентом личной стратегии успешной адаптации, диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов, посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации, бывших абитуриентов к учебному процессу.

Преподаватели по результатам диагностики консультируются и им даются рекомендации по оптимизации процессов обучения.

Для родителей проводятся общеколледжные и групповые собрания с целью знакомства с психофизиологическими особенностями студентов 15-17 лет и роли родителей в процессе адаптации студента - первокурсника к новой среде.

На втором этапе осуществляется диагностика удовлетворенности студентов образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работай библиотеки, столовой, организацией досуга, отношениями в учебной группе и с группой в целом. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.

Данные психодиагностического исследования показали, что:

  • 45,7% студентов, принявших участие в психодиагностическом исследовании, имеют низкий уровень мотивации учения и профессионального самоопределения;
  • 38,8% студентов, показали недостаточность умений и навыков самостоятельного умственного труда;
  • 22,3% студентов, имеют ценностные ориентации, направленные на внеучебную деятельность;
  • 17,5% студентов, изменились условий труда, быта и отдыха;
  • 16,8% студентов, имеют сложные межличностные отношения в студенческой группе и с преподавателями.

Поэтому на педагогических консилиумах, которые проводятся по результатам диагностики каждой группы первокурсников, педагогам даются рекомендации и составляются вместе с педагогами программы работы по формированию мотивации учения, адекватному усвоению учебного материала всеми учащимися и меры помощи дезадаптированным студентам. Родители неадаптированных студентов консультируются по выявленным проблемам.

На третьем этапе педагогом-психологом осуществляется коррекционно-просветительская работа. Для студентов проводятся тренинги личностного роста, уверенности в себе, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение студенческих групп, классные часы, консультации студентов, педагогов, родителей. Для педагогов - семинары по проблемам мотивации, особенностям построения эффективного общения и проблемам целеполагания.

В январе - педагогические консилиумы по определению первичных результатов работы и корректировке программ развития студенческого сообщества первокурсников. В апреле - заключительная диагностика динамики позитивных изменений адаптивности студентов - первокурсников и выявление группы “риска”. По результатам диагностики проводятся педагогические консилиумы с целью подведения итогов работы по адаптации первокурсников к новой образовательной среде.

Такая комплексная работа в течение первого года обучения дает следующие результаты: количество студентов, не адаптировавшихся к новой образовательной среде на начало года составляет 20%-25% к концу года эти показатели снижаются до 6%-5%. Мы считаем эти результаты очень обнадеживающими, так как не адаптируются к новой образовательной среде колледжа к концу года только те студенты, которые имеют серьезные личностные проблемы и им требуется специализированная психотерапевтическая помощь.

Программа” Адаптация студентов к обучению в колледже” реализуется в ОГКУиПТ в течение трех лет, и стала неотъемлемой частью образовательной среды.

План мероприятий на период адаптации

Задачи работы

Содержание деятельности

Срок

Ответственные

1. Подготовка первокурсника к учебной деятельности

Диагностика личностных характеристик первокурсников

сентябрь

психолог

Классные и общеколледжные родительские собрания “Адаптация первокурсников к обучению”

сентябрь

кураторы?
психолог

Консультирование преподавателей, родителей по проблемам оказания психолого-педагогической помощи студентам в адаптационный период

в течение года

психолог

Оказание индивидуальной помощи студентам в период адаптации

в течение года

психолог,
педагоги

Посещение занятий с целью организации коллектива, адаптации первокурсников к учебному процессу

ежемесячно

методист, психолог

Определение степени удовлетворенности учебными предметами и образовательной средой в целом

ноябрь, апрель

психолог

2. Установление и поддержание социального статуса студента в новом коллективе

Социально-психологический тренинг знакомства

сентябрь

психолог

Изучение структуры межличностных отношений и психологического климата в группе первокурсников

ноябрь, апрель

психолог

Социально-психологический тренинг общения

декабрь

психолог

Консультирование преподавателей, родителей по проблемам общения, воспитания

в течение года

психолог,
кураторы

3. Формирование у студентов позитивных учебных мотивов

Изучение уровня мотивации учебной деятельности

ноябрь

психолог

Психологический тренинг уверенности в себе

декабрь,
январь

психолог

Профориентационные классные часы в группах нового набора

октябрь

кураторы

Психолого-педагогические консилиумы по выявленным проблемам

октябрь, ноябрь

 

Психолого-педагогические консилиумы по коррекции программ развития

январь, апрель

 

Бонус-игра “Банк Колледжа”

сентябрь-декабрь

 

4. Предупреждение и снятие у студентов психологического дискомфорта, связанного с учебной деятельностью

Обучение психологической само регуляции

в течение года

психолог

 

Индивидуальная работа со студентами, направленная на снятие состояния тревожности, агрессии и страхов

в течение года

психолог

Индивидуальная работа с дезадаптированными студентами и помощь социальному педагогу в работе со студентами, “группы риска”

в течение года

психолог


Активизация психолого-педагогической деятельности в процессе социально-профессиональной адаптации студентов

Р.К. Динмухамедова, 
Э.И.Гараева, 
ФГОУ СПО «Камский государственный автомеханический техникум»

  Одной из приоритетных задач современного образования является формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, одобренной Правительством РФ сказано: «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией…, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…».

  На сегодняшний день очень важно, насколько быстро, продуктивно и качественно смогут вчерашние выпускники школ адаптироваться к новым условиям обучения, к новой социальной ситуации развития, а также, адекватно использовать новые технологии в своей дальнейшей жизни. Большая часть современной молодежи не способна самостоятельно приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся деятельности.

К этим проблемам, относятся:

- снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи; 
- радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей; 
- безыдейность нового поколения; 
- негативное отношение к общественно полезной деятельности; 
- безнравственное и асоциальное поведение.

  Ослабление внимания в последнее десятилетие к проблеме воспитания личности подростка привело к таким негативным последствиям в их поведении, как рост алкоголизма, наркомании, агрессивности, насилия, цинизма, сексуальной распущенности, которые могут привести к потере ими человеческого достоинства. За этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей – тревожность, страх, неуверенность, одиночество.

  Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями учебного заведения.

  Таким образом, выявление трудностей , выступающих перед студентами на первом курсе и определение пути их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

  Одним из вариантов адаптации человека в обществе является его профессионализм, который выступает в качестве ценного ресурса для выживания и эффективной жизнедеятельности. Стремления к овладению профессией является одним из побуждающих факторов поступления выпускников школ в средние учебные заведения. Поступление в СУЗ сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу.

  Переход подростка в новую среду связан с появлением ряда общих педагогических проблем, проблема успеваемости обучающихся, сохранности контингента в группах, дисциплина и поведение студентов, неудовлетворение студентов выбором профессии.

  Адаптация студентов к обучению в ССУЗе представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов.

  В самом распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление к новой системе социальных условий, к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Социально-профессиональная адаптация - это «вхождение» в специальность и общество, т.е. овладение нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности.

В условиях социально-психологической адаптации студентам приходится осмысливать свою новую социальную роль – в процессе деятельности, общения, самосознания происходит преобразование их внутреннего потенциала за счет адаптационных механизмов: когнитивный (включает познавательные процессы), эмоциональный (эмоциональные состояния), практический, обуславливающий поведение студента в различных ситуациях практической деятельности.

Успешное вхождение человека в новую ситуацию, новые отношения, которые имеют место в процессе адаптации, во многом зависит, как от исходной мотивации, так и от изменения ее в реальной деятельности и поведении.

Речь идет о двух важных аспектах (факторах) адаптации студента – первокурсника.

Первый их них – адаптация к учебной деятельности (в данном случае речь идет о смене основных форм и методов обучения, усложнении содержания учебных предметов и др.).

  Второй фактор – это адаптация к новой социальной среде – учебной группе. Успешная адаптация в учебной группе выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, профессионального самоопределения личности, развитие индивидуальности, т.к. у 70 % первокурсников возникают трудности общении и, как следствие, трудности в адаптации к новым условиям жизни личностном развитии.

Целью адаптации первокурсников к процессу обучения является создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного вхождения студентов в учебную жизнь.

Задачи адаптации:

• проведение диагностики студентов – первокурсников с целью определения их адаптированности к процессу обучения; 
• проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся; 
• проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей и педагогов; 
• оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям; 
• координация действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.

Существует три формы адаптации студентов к условиям учебного заведения среднего профессионального образования:

1) адаптация формальная - познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим обязанностям; 
2) 
социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство группы и объединение этих групп со студенческим коллективом в целом; 
3) 
дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и методам учебной деятельности, имеющей профессиональную направленность.

Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:

1) объективному: успеваемость и посещаемость; 
2) 
субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и качеством выполняемой работы.

Основными проблемами адаптации студентов являются:

1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней; 
2) несформированность компонентов профессионально-личностной перспективы; 
3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно; 
4) недостаточная сформированность навыков самостоятельной деятельности; 
5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; 
6) коммуникативные барьеры.

Основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:

• Специфическое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. 
• Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того, чтобы студент был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. 
• Студенты с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

  Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Они порой идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.

  Адаптация продолжается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. Необходимо минимизировать издержки адаптационного периода обучения, повысить стрессоустойчивость студентов. В дальнейшем это должно положительно сказаться на психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в течение учебного года.

  Подростковый возраст – период эмансипации ребенка от родителей. Наибольший интерес оказывает поведенческая эмансипация – стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственного решения без внешнего руководства. Поведенческая эмансипация подростка часто становится причиной конфликтов в семье.

  Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому педагоги и классные руководители КГАМТ создают условия для последующего полноценного развития студента – первокурсника. Классный руководитель решает проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ, проживающих в разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.

  Классный руководитель реализует программу адаптации первокурсников к учебе, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.

  Работа преподавателей по адаптации первокурсников должна быть системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей учащихся) тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения, разрабатывают диагностические и коррекционные мероприятия.

  Для изучения процесса адаптации первокурсников была разработана система комплексной психолого-педагогической поддержки (группового сопровождения) студентов в процессе адаптации. Система состоит из обязательных психологических развивающих и диагностических процедур, проводимых в течение первого месяца обучения в качестве внеаудиторной работы.

В течение первого полугодия исследуется уровень социальной и профессиональной адаптации, уровень профессиональной и учебной мотивации; определение уровня выработки профессионально-важных качеств обучающихся.

В начале учебного года в группах 1 курса проводятся: анкетирование на тему (Адаптация в техникуме), диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в техникуме (Методика определения социальной адаптации человека А. Антоновского), уровень общительности (Методика оценки уровня общительности тест В.Ф. Ряховского). Для изучения межличностных отношений, групповой сплоченности и качества социально-психологического климата проводятся следующие методики: (Диагностика межличностных отношений в группе Т.Лири), (Опросник «Я среди людей» И.В. Дубровина), эффективной остается методика «Социометрия», позволяющая не только определить статус студента в группе, но также многообразие всех внутригрупповых сопровождений.

  Для изучения мотивации студентов 1 курса проводятся анкетирования на тему: (Мотивы поступления в техникум. Учебная мотивация). Введены дополнительные тестовые методики: (изучение профессиональных интересов, уровня самостоятельности, уровня воспитанности, эмоционального состояния студентов, изучение самооценки и уровня притязаний).

  Ежегодно для студентов 1 курса проводятся тренинги на сплочение: «Коммуникативно-двигательный адаптационный тренинг», «Будем знакомы», «Тренинг общения», «Тренинг саморегуляции психо-эмоциональных состояний»; проводятся тренинговые упражнения: «Мы группа», «Я-студент», «Будем знакомы», «Познай себя и сделай первый шаг», «Лабиринты общения», «Аплодисменты», «Это здорово».

  К примеру, такие классные часы, как «Здравствуйте, я – психолог!», «Я в мире взрослых» позволили познакомить студентов с работой социально-психологической службы КГАМТ и с психологическими особенностями подросткового периода. Беседы на такие темы, как «Экзамен на отлично», «Как справиться со стрессом», «Как сформировать желание учиться», «Развитие общительности», «Социально-значимые заболевания», «Преодоление неуспеваемости», «Вредные привычки» облегчили адаптацию студентов к новой социальной среде, подготовку к экзаменам.

  В качестве основных методов исследования успешности адаптации студентов на 1 курсе были определены: «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн), «Беспокойство, тревожность» (Тейлор), «Нервно- психологическое напряжение», «Социометрия» (Дж. Морено), САН (самочувствие, активность, настроение).

  Спрашивая первокурсников автомеханического техникума: "С чем новым непривычным, встречались вы на первом курсе?" - получили следующие ответы: "с иной, в отличие от школьной, организацией обучения" - 49,3%, "с большим объемом самостоятельной работы" - 39,0%, "с особенностями самостоятельной жизни в отрыве от семьи" - 20,2%, "с новыми для меня нормами студенческого коллектива" - 12,4%. Все эти факторы очень сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям жизни в техникуме. И от того, как вчерашний школьник или в особенности "иногородний студент", живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период, будет во многом зависеть качество его учебы.

Рассматривая вопрос, кто повлиял на выбор профессии, следует рассмотреть множество факторов:

1 фактор (45%)- влияние родителей, которые разными способами оказывают свое воздействие: родители направляют, настаивают на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вуза, определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при этом различны: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.)

2 фактор (30%)- влияние друзей и учителей. Под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение. 33% опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей.

3 фактор (17%)- структура интересов человека. Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда.

4 фактор (7%)- уровень умственных способностей. Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность принимать решения.

На основе практики и анализа научных исследований нами были разработаны рекомендации по работе со студентами групп нового набора:

1. Активизация деятельности по созданию благоприятного эмоционального климата на учебных занятиях в группах и техникуме, по сплочению коллектива; 
2. 
Оказание помощи студентам в нахождении своего места в коллективе сверстников, в решении конфликтных ситуаций; 
3. 
Создание «ситуации успеха»: поощрение проявления учебной и социальной активности, настойчивости, выдержки, самостоятельности; поддержка положительного настроя на взаимодействие. 
4. Дать возможность студентам проявить себя, самоутвердиться 
5. Педагогам использовать щадящий оценочный режим в сферах неуспеха; 
6. Активизировать внеаудиторную воспитательно-образовательную работу для создания благоприятных условий взаимодействия студентов с однокурсниками и преподавателями; 
7. Создать обстановку взаимопомощи и поддержки.

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации студентов - первокурсников, таковы:

• адекватность поведения; 
• вовлеченность студента в жизнедеятельность группы, техникума; 
• проявление способности к самоконтролю и соблюдению порядка, к общению с одногруппниками и преподавателями; 
• терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; 
• высокий интерес к будущей профессии, готовность к будущей практической работе.

При использовании данных рекомендаций необходимо учитывать индивидуальные особенности и возраст студентов, специфику учебной дисциплины, стиль педагогического взаимодействия.

  Все эти факторы требуют тщательного анализа в конкретных условиях. Неоспоримым остается следующее: успешная адаптация студентов к техникуму в современных условиях невозможна без комплексной психолого-педагогической работы, направленной на создание благоприятных социально-психологических и образовательных условий обучения и жизнедеятельности.

  В заключение необходимо подчеркнуть: что одна из важнейших задач администрации техникума, преподавательского состава, и, самое главное, классных руководителей – создание нашим первокурсникам, да и всем студентам, психологически благоприятной атмосферы для обучения и воспитания.

Список используемой литературы

1. Волошина Л., Шилова Ю. Проблемы адаптации студентов педколлежда. //Дошкольное воспитание. 2005. - №4. - С.112-114.

2. Петрова Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация. //Психологический журнал. 2003. - №3. – С.116-120.

3. Соловцова Е. Адаптация при обучении профессии. //Народное образование. 2004. - №9. –С.202-207.

4. Хасанов Н.Г. Педагогика среднего профессионального образования.- Наб. Челны,2005. – С.119-125. 

наверх

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Статьи / Возрастная психология

От автора: Исследования продолжаются...

Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

 Задача колледжа в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

 Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.

 Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.

 Каждому преподавателю учебного заведения из собственного опыта известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.

 В нашем колледже мы провели исследование, направленное на выявление уровень адаптации у студентов первых курсов, так же важна роль классного руководителя в процессе адаптации.

 Вопросы были составлены студентами 1 курса. Были поделены на блоки.

 I БЛОК – отношение к колледжу.

Вы поступили в колледж по собственному желанию? 97% - да. 3% - нет

Вы хотели бы вернуться в школу? 33%- да, 67% - нет

Вам нравится учится в колледже? 95% - да, 5% - нет

II блок Отношения с преподавателиями

Доступен ли вам материал, который объясняют преподаватели? 87%- да, 13% -нет

Вам нравится отношение преподавателей к вам? 87% - да, 13% - нет

Преподаватели повышают на вас голос или придираются к вам? 47% - да, 53% -нет

III отношения с классным руководителем

Считаете ли вы, что вашему классному руководителю на вас все равно? 27% - да, 73% - нет.

Обращаетесь ли вы за помощью у классному руководителю? 90% - да, 10% - нет

Хотели бы вы сменить классного руководителя? 25% - да, 75% нет

IV взаимоотношения с группой

У вас в группе есть друзья? 92% да, 8% нет

Хорошие ли у вас отношения с группой? 92% да, 8% нет

Вы делите группу на хороших и плохих? 27% да, 73% нет

Возникали ли у вас недопонимания с одногруппниками? 36% да, 64% нет

V Взаимоотношения со старшекурсниками

Старшекурсники конфликтуют с вами? 16% да, 84% нет

Чувствуете ли вы давление со стороны кого-либо, находясь в колледже? 14% - да, 86% нет.

 Анкета «Классный руководитель глазами студента»

 Минимальное количество баллов, которое можно набрать в данной методики – 24 балла. Показатели в пределах от 24 до 48, считаются минимальными.

Показатели располагающиеся в пределах от 49 до 71 считаются средними.

И показатели от 72 до 96 считаются высокими.

 В данной анкете 3 блока. 1 блок – отношения с группой. 2 блок – организация дел. 3 блок обобщающая характеристика.

 В 3 блоке требовался развернутый ответ на 3 вопроса.

1. какую роль классный руководитель сыграл в вашей жизни?

2. Назовите наиболее характерные черты вашего классного руководителя

3. Что бы вы хотели изменить в работе своего классного руководителя?

 Из наиболее интересных ответов ан вопросы.

На 1 вопрос - за этот период помогла встать на верный путь. Большую, играет роль наставника.

Самый частый ответ – никакую.

На 2 вопрос – добрая, умная, строгая, чуткая, умеет выслушать,

На 3 вопрос – разлюбить классные часы, чаще общаться со студентами.

И из крайности. Все или ничего.

 Так же за время с сентября по декабрь проводились тренинговые классные часы, которые были направлены на знакомство студентов друг с другом.

В каждой группе прошло минимум по 1 занятию, у некоторых и 2 и 3 тренинга по адаптации.

Успешная адаптация первокурсников как основополагающая профессионального выбора студентов.

Марчук Е.А.

Галай Н. В.

ГАОУ СПО Тольяттинский техникум технического

и художественного образования

г. Тольятти

dirik68@yandex.ru

«Нам предстоит научиться спокойно работать

в коллективе, в котором собраны дети

не только разных способностей, но и

с разными жизненными целями...»

С. Соловейчик

Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.

Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Процесс адаптации в техникум – это  процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы межличностных отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов в техникуме, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности на старших курсах.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

  • в новую социальную среду;
  • в учебно-познавательный процесс;
  • в новую систему отношений.

Бывшие школьники, поступающие в техникум, – только на пути к самоопределению. Часть из них осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На “базе” этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.

В нашу систему сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся. Зачастую это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали “результата”, менее способные, но часто с “клубком” психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.

Специфика процесса адаптации в ссузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и техникуме, что порождает своеобразный отрицательный эффект–дидактический барьер. Первокурсникам

не достает различных навыков и умений, которые необходимы в ссузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и  даже отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и колледже. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в техникуме:

  • Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
  • Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  • Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель –создавать для этого условия.

Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, преподаватель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное принятие решения. В противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на преподавателя или классного руководителя. Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем:  “Я и моя профессия”, “Я и моя группа”, “Я – студент” и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями техникума, преподавателями, студентами, со своей группой и руководителем группы. Студенты под руководством психолога проходят через систему тренингов. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.

В рамках адаптационного периода организуются различные занятия: экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.

Подготовка к “Неделе первокурсника” начинается в конце учебного года: утверждаются на административном совещании кандидатуры классных руководителей, проводится интенсивный семинар по организации воспитательного процесса в группе, моделирование взаимодействия с родителями, обсуждение недели первокурсника предыдущего набора, так как работа коллектива по социально-педагогической и психологической адаптации студентов к условиям обучения в техникуме на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы.

Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в техникуме, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы социально-педагогической, психологической адаптации студентов к условиям обучения  проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.

Технология диагностики включает: анкетирование и тестирование; индивидуальные собеседования;  организации учебно-воспитательного процесса; целевые посещения классными руководителями учебных занятий, целых учебных дней в группах;  педагогические советы, посвященные анализу процесса адаптации нового набора студентов; родительские собрания по темам: “Психологические и возрастные особенности студентов первого курса”, “Особенности обучения в техникуме”, «Условия успешной адаптации студентов первого курса».

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются: гуманное отношение к реальным трудностям студентов и оказание помощи в их преодолении; психологическое сопровождение образовательного процесса, с целью формирования общих и профессиональных компетенций; разумная сохранность контингента; формирование устойчивого интереса к избранной профессии; создание оптимальных условий для развития творческих способностей студентов, например, вовлечение в волонтерскую деятельность или участие в издании студенческой газеты “Ровесник” ; выработка учебных умений и навыков и ответственного отношения к учению; организация процессов воспитания и самовоспитания, например, через дисциплину “Введение в специальность”.

В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:

  • определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
  • осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
  • освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • осознание правильности сделанного профессионального выбора;
  • разработка программ достижения успеха.

На основе результатов анкетирования, экспресс-диагностики, социометрииопределены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;
  • неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.

Социально-психолго-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов. Приходя в техникум получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты  должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию и личностному росту. Иными словами те компетенции, которые определены ФГОСами. Поэтому работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в техникуме на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – основная социальная, психологическая и воспитательная задача для нашего коллектива.

Литература

1.   Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69

2.   Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004. – №8. –С. 67-76.

3.   Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982. – 192 с.

4.   Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии").

5.   Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.

6.   Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.

7.   Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004. – С.63-64.

Добавить комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в адаптации первокурсника

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...

Классный час "Адаптация первокурсников СПО"

Это увлекательное занятие поможет студентам первого курса узнать своих одногруппников поближе, познакомиться с ними, проанализировать свои ожидания от учебы в колледже, понять кто может помочь адаптир...

программа адаптации первокурсников

Главная задача начала любого учебного года - принять новичков. Я постаралась кратко отразить те направления работы по адаптации первокурсников, которые необходимы для конфортной среды каждого и обеспе...

Особенности социальной адаптации первокурсников

Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников....

Проблемы адаптации первокурсников

ВведениеЭкономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей с...

Программа «Успешная адаптация первокурсников».

Адаптация молодого человека в учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом за...

Адаптация первокурсников проживающих в общежитии техникума

Материал может использоваться кураторами, воспитателями, социальными педагогами...