Роль риска в образовательном процессе.
статья на тему

Парамонова Марина Александровна

В образовательном процессе риски существуют и роль их очень важна. Основная задача педагога -  управление рисками, т. е.  их предупреждение.

 

В системе дополнительного образования первым я бы назвала риск потери контингента (обучающихся). Одним из критериев эффективности деятельности учреждения дополнительного образования является критерий сохранности контингента. Если в системе общего образования обучающиеся обязаны посещать уроки, то в дополнительном образовании дети приходят в учреждение по собственному желанию, по желанию посещают занятия.

Предупреждение этого риска строится на профессионализме педагога. Очень важно правильно подбирать форму проведения занятий, образовательные методы и приемы, форму общения с обучающимися, учитывать интересы и запросы детей, их возможности,  т. е. осуществлять личностный и индивидуальный подход. Применять методы стимулирования, поощрения, повышать самооценку обучающихся. Своевременно выявлять проблемы обучения и производить корректировку образовательной программы.  

 

Существует риск неординарных ситуаций, особенно, если  в объединении занимаются дети «группы риска» (дети, стоящие на внутришкольном учете, учете КДН, дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Предупреждение этих рисков строится на профилактической работе педагога: проведение инструктажей по технике безопасности, проведение воспитательных мероприятий, направленных на усвоение норм  социальной этики (правила поведения), бесконфликтного общения, формирования здорового образа жизни, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.  Своевременное проведение педагогом инструктажей по пожарной безопасности, дорожной безопасности, антитеррористической безопасности и чрезвычайных ситуаций, изучение правил поведения и техники безопасности при участии в массовых мероприятиях, общественных местах.

К рискам неординарных ситуаций я бы отнесла риски межличностного общения. В детском объединении возможны конфликтные ситуации между обучающимися, обучающимися и педагогом, родитель-педагог-ученик. Чтобы избежать их, необходимо поддерживать доброжелательные отношения, проявлять неравнодушие к проблемам детей, родителей. Проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива: приглашать на мероприятия родителей, совместно проводить экскурсии, походы, детские праздники.

  

Существует риск нанесения вреда здоровью как физическому, так и психическому. Предупреждение этого риска – правильное распределение физической нагрузки, учет физиологии, возраста ребенка. Психологические перегрузки связаны у некоторых детей с неуверенностью в себе. В образовательном процессе необходимо использовать методы поощрения и одобрения, хвалить детей даже за маленькие  победы, создавать для каждого ситуацию успеха, повышать уровень самооценки.

 

Риск имеет место при разработке авторской образовательной программы, когда прежние типовые программы утратили эффективность, а новые не апробированы, не внедрены в социальную практику, что порождает неясность, нечеткость, размытость.

 

 Профилактика этого риска – изучение нормативной документации, современных требований к разработке авторской программе, обобщение передового педагогического опыта, постановка четких ориентиров на ожидаемые результаты.

 

Существуют экономические риски, но управляют ими руководители.

 

Если педагогу не удалось предотвратить какую-нибудь ситуацию, то для её разрешения необходим только педагогический, компетентный подход, по необходимости, с привлечением специалистов учреждения, и по решению руководства, специалистов других ведомств.   ( В соответствии с Российским законодательсьвом)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль межличностных отношений в образовательном процессе

Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса....

Роль концертмейстера в успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении педагогического колледжа

Данная работа рассматривает различные области концертмейстерской деятельности в образовательном процессе педпгогического колледжа....

Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения

Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному  станда...

Презентация "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"

Презентация к докладу  "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"...

Роль самостоятельной работы в образовательном процессе

Статья: "Роль самостоятельной работы в образовательном процессе"...

Роль мотивации и психологически-комфортной атмосферы в коррекционно-образовательном процессе

Статья, в которой раскрывается значимость и ведущая роль мотивации в коррекционно-педагогическом процессе, семейных отношениях между родителями и детьми. Рассмотрены способы установления психологическ...

Алгоритм действий участников образовательного процесса в ситуации суицидального риска и в постсуицидальный период

Причины возникновения суицидальных мыслей. Алгоритм действий участников образовательной организации в случае выявления обучающихся группы суицидального риска...