Организация театральных игр как средство формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками в старшем дошкольном возрасте
статья по теме

Грязнова Зульфия Хабибрахмановна

В статье раскрываются вопросы организации театральных игр как средства формирования готовности к совместной деятельности сосверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация театральных игр как средство

формирования готовности к совместной деятельности со

сверстниками в старшем дошкольном возрасте

З.Х.Грязнова

ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

Одним из принципов построения современного дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте является развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых[3].

Сообщество сверстников — благоприятная среда для развития ребенка. В детской группе создаются уникальные условия для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками в разных видах деятельности. Л.С.Выготский считал, что именно в совместной деятельности ребенка со сверстниками и со взрослыми формируются все специфические человеческие психические процессы [1].

Сегодня дошкольники испытывают серьезные трудности в общениисо сверстниками. Многие дети не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Исследования показывают, что у некоторых дошкольников наблюдается отсутствие интереса к сверстникам, чувство совместности, сопереживание, они не желают с ними играть, выполнять совместные задания и общаться. Поэтому, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, готовности к совместной деятельности у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как один из способов решения социально-педагогических проблем.

Под совместной деятельностью подразумевается такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого участника.

В ряде работ совместная деятельность рассматривается как сотрудничество, и определяется как один из способов межличностного взаимодействия, характеризуемый объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Начальные навыки совместной деятельности складываются в старшем дошкольном возрасте. На этой ступени детства, во взаимоотношениях детей начинает формироваться готовность к совместной деятельности. Одной из потребностей ребенка этого возраста становится общение и стремление к совместным действиям со сверстниками. И. Л. Рудовскаяговорит о том, что дети, взаимодействуя между собой в совместной деятельности, учатся распределять обязанности, согласовывать свои действия, уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата и для сотрудничества друг с другом[2].

Формировать готовность к совместной деятельности, решать многие проблемные ситуации, преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе позволяют театральные игры.

Театральные игры – это игры, направленные на развитие театральных навыков и навыков актерского мастерства; это упражнения, этюды, составляющие основу театрального тренинга, направленные не столько на приобретение исполнительских умений и навыков, сколько на «развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умению общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях» [4:6].

Роль театральных игр в развитии дошкольника изучают многие отечественные педагоги, например М.И.Чистякова, Н.Ф. Сорокина, Л.Г.  Миланович. В программе  Э.Г.Чуриловой«Арт-фантазия» один из разделов посвящен театральной игре. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры [4].

Рисунок 1- Виды театральных игр (Э.Г.Чурилова)

Общеразвивающие игры направлены на развитие внимания и наблюдательности, воображения и фантазии, учат ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывают смелость и находчивость, формируют умения согласовывать свои действия с партнерами. Примерами таких игр являются: «Есть или нет?», «Что ты слышишь?», «Внимательные матрешки», «Кто во что одет?»

Специальные театральные игры развивают главным образом воображение и фантазию. По мнению Э.Г. Чуриловой  это, прежде всего игры, этюды и упражнения, которые готовят детей к действию в сценических условиях, в предлагаемых обстоятельствах, то есть в придуманной ситуации.

Среди театральных игр можно выделить игры направленные на взаимодействие партнеров: «Дружные звери»,«Одно и то же по-разному»,«Король»,«День рождения», «Слепец и поводырь».

Э.Г.Чурилова  разработала методические рекомендации по проведению театральных игр. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать сжатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.Детей желательно делить на несколько команд. Роль ведущего во многом играх может выполняться ребенком. Автор рекомендует выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, искать иголку.

Таким образом, готовность к совместной деятельности закладываются у детей старшего дошкольного возраста, в силу ихвозрастных особенностей. Для формирования совместной деятельности со сверстниками необходимо создавать организационные и педагогические условия. Одним из таких условий может являться организация театральных игр.

Библиографический список

1.        Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

2.        Рудовская И. Л. Влияние совместной деятельности на развитие сотрудничества у детей 5-го года жизни  / - В сб.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. -  М., 1968, С. 43-47.

3.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – С. 9

4.        Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: учебное пособие / Э. Г. Чурилова. – М.: Издательство «Владос», 2003. – С. 4-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

ВКР: Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкольном возрасте

В  выпускной квалификационной работе по теме: "Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкол...

ВКР: Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное обучение по теме выпускной квалификационной работы "Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошколь...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена  на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навы...

Статья на тему «Формирование компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте средствами игры»

Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной. Особенно острой эта проблема станов...