статья на тему: Использование ИКТ в профессии преподавателя
статья на тему

Итина Раиса Евгеньевна

В данной статье раскрывается актуальность использования ИКТ в профессии преподавателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в профессии преподавателя СПО

Итина Р.Е.

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды»

Критерии эффективности деятельности преподавателя профессионального образования, учитывают не только показатели учебной деятельности обучающихся на соответствие содержанию и качеству подготовки выпускников требованиям ФГОС СПО. В обязательные критерии педагогической деятельности входят:

  1. Образовательные достижения обучающихся;
  2. Сформированность профессиональных и информационно- технологических компетенций обучающихся;
  3. Профессиональные достижения преподавателя;
  4. Круг полномочий преподавателя;
  5. Ориентированность преподавателя на практическую и самостоятельную составляющую содержания образования, обеспечивающую формирование компетенций;
  6. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности;
  7. Осуществление мини исследований;
  8.  Степень проектирования содержание образования;
  9. Самодиагностика и самооценка профессиональной деятельности;
  10.  Профессиональное развитие и содержание портфолио преподавателя;
  11.  Признание высокого профессионализма преподавателя обучающимися и их родителями;
  12.  Использование инновационных образовательных технологий;
  13.  Обобщение опыта работы преподавателя, наличие авторских публикаций, выступления в СМИ и поддержка функционирования сайта ОУ;
  14.  Организация деятельности обучающихся по профилактике правонарушений;
  15.  Реализация социокультурных проектов;
  16.  Реализация программ дополнительного образования;
  17.  Работа по повышению условий безопасности в образовательном учреждении;
  18.  Общественная деятельность преподавателя.

В целях соответствия требованиям профессионального стандарта, преподавателю СПО необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучая не только новейшие достижения в области профессиональной педагогики, этики и психологии профессионального образования, но и быть компетентным в областях инженерной психологии и эргономики, IT- технологиях, профессиональном менеджменте и маркетинге.

Одним из ведущих направлений деятельности преподавателя профессионального образования становится освоение технологии проектирования занятий теоретического и практического обучения. Внедрение практико-ориентированных педагогических проектов в учебный процесс рассматривается как необходимое условие активизации всех участников образовательного процесса.

Информационные технологии на разных этапах урока

1. Организационный этап. На этом этапе   поясняются цель и содержание последующей работы, где  показываются слайды с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами педагога и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает педагог.

3. На этапе систематизации и закреплении материала с целью лучшего запоминания и четкого структурирования педагог делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у студентов в памяти как яркий образ и помогает педагогу стимулировать познавательную активность студентов. Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе со студентами, владеющими разной степенью освоения учебного материала.

 ИКТ  можно использовать  на всех  типах   уроков :

  • Изучения новых знаний  и  формирования новых  умений;
  • Практические  и лабораторные работы;
  • Уроки обобщения   и систематизации  изученного;
  • Контроль  и  коррекция знаний  и  умений;
  • Комбинированные  уроки;
  • Деловые игры, викторины, конференции;
  • Творческие отчеты,    виртуальные   экскурсии,  поисковая работа;

Проблема организации самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения стала одной из актуальных в современном образовании. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы обучающегося: аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентом на учебном занятии и под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Учебные пособия не в полной мере содействуют успешной организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, поэтому педагоги вынуждены прибегать к дополнительным средствам готовым или разработанным самостоятельно в рамках учебно-методических комплексов, преподаваемых дисциплин. В условиях интенсивно развивающейся информатизации общества одним из эффективных методов организации самостоятельной работы как аудиторной, так и внеаудиторной является использование информационно- коммуникативных технологий (ИКТ). Под информационно-коммуникативными технологиями понимаются информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникаций. Использование ИКТ при организации самостоятельной деятельности дает ряд преимуществ: - возможность дистанционного обучения и контроля; - автоматизирует организацию самостоятельной деятельности; - способствует расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории; - развивает творческий подход к решению поставленных проблем; - формирует информационно-коммуникационные компетенции студентов. К наиболее распространенным видам заданий и формам организации внеаудиторной самостоятельной работы студента с использованием ИКТ можно отнести: - поиск и обработка информации в сети– написание реферата, составление библиографического списка, подготовка к практическим занятиям, решение кейсов с использованием web–браузеров, баз данных, информационно-поисковых и информационно–справочных систем, автоматизированных библиотечных систем, электронных журналов; - подготовка презентаций для фиксированных сообщений. При такой форме работы учитывается содержание, глубокое понимание описываемых процессов, интересный дискуссионный материал, использование научной лексики, дизайн, графика, грамотность. - составление и заполнение тематических таблиц с привлечением информационных ресурсов; - построение графиков и диаграмм при работе со статистическим материалом; - подбор графических изображений и видеороликов по предложенной теме в сети Интернет; - разработка проектов, при этом студенты демонстрируют знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации; владение коммуникативными навыками; - создание тематических роликов; - тестирование в целях самоконтроля. Методы применения ИКТ в обучении безграничны и с развитием компьютерных технологий их становится все больше. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности

Современные Интернет-технологии дистанционного обучения строится на базе следующих средств: - веб-сервера; - веб-страницы и сайты; - электронная почта; - форумы и блоги; - чат и ICQ; - теле- и видеоконференции; - виртуальные классные комнаты; - вики-энциклопедии.

Технологии видеоконференцсвязи. Проведение занятий в режиме он-лайн со студентами в сети Интернет - лекции, семинары, коллоквиумы и сдачу зачетов и экзаменов для группы или для каждого ученика персонально, загружая в сеть учебные материалы, вопросники и экзамены. Максимальное приближение ощущения присутствия преподавателя и учеников в одной аудитории с использованием технологии высокой четкости High Definition (HD). Управление всеми устройствами в аудитории от проектора до климатической системы нажатием пальца на интерактивном экране.

Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет. Популярной технологией является пересылка студенту образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видео-курсов, видео-семинаров и др.) посредством электронной почты, а также создание интерактивных спецкурсов в системе Moodle. ИКТ- технологии ИКТ- технологии это использование интерактивной доски; работа с Интернет-ресурсами; создание собственного цифрового образовательного пространства; создание собственной мультимедийной библиотеки; проведение, организация конференций; создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д. Применение ИКТ позволяет решить следующие задачи: умение студентов работать с информацией, создавая собственную систему восприятия; освоить предмет на разных уровнях глубины; формировать у студентов умения и навыки; развивать способности учащихся к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).

 Дистанционное образование ведется в виде консультаций в том случае, если обучающийся по объективным причинам не может присутствовать на практических занятиях по учебным темам .Благодаря этой технологии  обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны. У студента развиваются навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно. Дистанционное обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений. Дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания.

Средства, используемые в учебном процессе для сетевого взаимодействия:

• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

• электронные энциклопедии и справочники,

• тренажеры и программы тестирования,

• образовательные ресурсы Интернета,

• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

• видео и аудиотехнику,

• участие в дистанционных научно-исследовательских работах и проектах.

В процессе  использования   ИКТ  у студентов  формируются  навыки:

  1. Критическое осмысление информации;
  2. Выделение главного в информационном  сообщении;
  3. Систематизирование и обобщение материала;
  4. Грамотное представление имеющейся информации;

ИКТ  позволяют обучающемуся  самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознать многие явления  и исследовать их с разных с точек зрения. Преподаватель становится руководителем, координатором, консультантом к которому обращаются как к авторитетному источнику.

 При  грамотном   использовании   ИКТ  позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению  и воспитанию обучающегося, который базируется на широком общении,   приобретении  новых навыков, в том числе  и навыков  использования  компьютерных технологий.    

Контроль знаний, умений и навыков студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество образования.

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения различные функции:

  • проверочная — заключается в выявлении степени освоения студентом материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в закреплении приемов интеллектуальной деятельности и навыков рационального труда;
  • обучающая — предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации;
  • развивающая — подразумевает стимулирование познавательной потребности студента, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;
  • социальная — призвана сориентировать студента в процессе обучения на достижение определенной цели (с учетом будущей профессии);
  • аксиологическая — служит воспитанию ответственности студента (исполнительности, дисциплины, аккуратности), формированию сознательного выбора;
  • диагностическая — формирует понимание, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях студента, но и о порождающих их причинах;
  • прогностическая — помогает студенту предоставлять опережающую информацию об образовательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей.

Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (блоки контроля, лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).

В рамках преподавания спец.дисциплин реализуются четыре вида консультаций:

  • Экзаменационная консультация (перед экзаменом);
  • Консультация практической деятельности студентов;
  • Консультация самостоятельной деятельности студентов;
  • Консультации в рамках дистанционной формы обучения.

Консультации в количестве 2 часов проводятся для студентов, перед выполнением дистанционной контрольной работы.

Содержание консультации:

  • Просмотр презентации с заданием;
  • Выдача заданий на бумажном носителе;
  • Работа в форме диалога “вопрос-ответ” – контроль качественности усвоенной информации.


Внедрение информационных технологий позволяет решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышении активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышения качества образовательного процесса. Информационные технологии, встроенные в учебно-воспитательный процесс, позволяют также решать и частные проблемы, с которыми сталкивается современная система среднего профессионального образования:

  • треть учебного времени выделяется на самостоятельную работу – использование ИКТ позволяет повышать её эффективность;
  • отсутствие возможности приобретать всю издаваемую учебную литературу, обеспечивать каждого студента необходимым количеством разнообразных печатных источников как по «старым» дисциплинам, так и новым;
  • реализация личностно-ориентированной модели образовательного процесса через индивидуализацию, дифференциацию и маршрутизацию образования студентов.

Таким образом, использование ИКТ является основой для успешной работы преподавателя СПО.

Литература

Эрдонов О. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях [Текст] / О. Л. Эрдонов // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 692-694.
Приказ Минтруда России №613н «Об утверждении профессионального стандарта» от 08.09.2015
           Интернет источники:
1. Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования//:http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-4.htm

2. Кручинина Г.А.Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя//: http://pravmisl.ru/

3. Перевалов В.М. Использование ИКТ технологии, как необходимое условие качества образования //:http://nachalnoe.3dn.ru/publ/v_m_perevalov

_ispolzovanie_ikt_tekhnologij/1-1-0-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии.  Задачи и цели литературного образования - это инт...

Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

Презентация по теме:"Использование ИКТ в деятельности преподавателя ПОУ"

"Использование ИКТ в деятельности преподавателя ПОУ"...

Статья на тему: «Использование технологии визуализации учебной информации для оптимизации обучения студентов иностранным языкам в совокупности с современными компьютерными технологиями»

В данной статье затрагиваются вопросы применения технологии визуализации на уроках английского языка на основе использования ИКТ....

Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"

В статье изложен материал по повышению эффективности образовательного процесса через использование информационно - коммуникационных технологий....

статья на тему "Организация работы методического объединения преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения"

В данной статье раскрыты общие понятия о методической работе образовательного учреждения. Представлен опыт методической работы образовательного учреждения по повышению профессианализма педагогов и мас...