"Коллекция хороших манер"
план-конспект занятия на тему

Романова Светлана Анатольевна

Познавательный час о хороших манерах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_kollektsiya_horoshih_maner.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Коллекция хороших манер»

Цели и задачи:

*Формирование культуры общения и культуры поведения  воспитанников с друзьями, учителями, взрослыми.

  • Ознакомление с историей появления слова «этикет».
  • Оказание помощи воспитанниками в постижении искусства хороших манер и правил поведения среди людей.
  • Развитие способностей воспитанников соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.
  • Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе.
  •  Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.

Ход занятия

Дети разыгрывают две сценки:

Первая сценка

Здорово, Викча! Здорово, Лерча!

Как дела?  Где тусуешься?

Да так, дела стремные. А где тусуюсь? На дискачах.

Слышь, у тебя шнурки в стакане? А меня как-то не колышет.

Ну, ладно, а то меня предки ждут.

Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

 Вторая сценка

Здравствуй, Лена! Здравствуй, Инна!

Как твои дела? Спасибо, хорошо.

А твои? Тоже неплохо.

Как поживают твои родители? Все нормально.

До свидания, Лена! До свидания, Инна!

Воспитатель: Чем отличаются эти ситуации? (мнение учеников.) За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? (ответы детей). А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам? Вот сегодня этому и посвящен наш час общения.

Обращается внимание на тему «Хорошие манеры»

Воспитатель: Что же мы подразумеваем под понятием «манеры»?

Дети.  Способность держать себя, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

Воспитатель: Что же принято считать хорошими манерами?

Дети. Скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умение контролировать свои поступки.

Воспитатель: Узнаем немного из истории этикета.

Дети подготовили доклад – 2 чел.

Воспитатель: Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание и проявление хороших манер я буду поощрять вас вот такими знаками – «сердечками». Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека» (у каждого ученика на столе лист для записи правил). На доске находится стенд «Свод правил воспитанного человека», в котором будут помещены самые главные выводы. А вы ребята  будете записывать «Свод правил воспитанного человека» себе на листочки и в конце нашего общения их зачитаете.

Первое правило.

Ребята, в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу».

В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» А как звучит по-русски? «Здравствуйте!», то есть мы желаем друг другу здоровья. Но у всех народов уклониться от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Об это удивительном слове  «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Послушайте его. (читает стихотворение под тихую музыку).

- Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

 прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

 прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире, тоже надо уметь. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.

Конкурс знатоков этикета

Вопросы написаны на лепестках  «ромашки». Дети читают вопрос и отвечают. Я вручаю «сердечки» за правильные ответы.

  1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (младший)
  2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (да)
  3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (просто кивнуть)
  4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (да)
  5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (старший – младшему, женщина – мужчине.)

Воспитатель: Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним, кажется, что нужно поступать так, а другим – иначе. Так какое же правило, мы выведем? (мнения детей)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку (сама вешаю его на доску)

Второе правило

Воспитатель: Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко и неестественно смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело». Права ли она? (мнение детей)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим. Наша ромашка  вновь движется по кругу, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.

  1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?
  2. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (да)

Воспитатель: Человек может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.

Помните, в знаменитой басне Крылова есть такие строчки: «Коль в товарищах согласья нет – на лад их дело не пойдет». Н тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить. А значит, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер.

На экране.  Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а, те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Воспитатель: Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? «Уступайте друг другу».

Третье правило

Воспитатель: В психологии есть такое забавное сравнение. Человек – это дробь, числитель которой означает, насколько человек сам себя оценивает, а знаменатель – насколько его оценивают окружающие.

Психологический эксперимент

Для эксперимента приглашаю одного желающего. На листочке он пишет три положительных и три отрицательных своих качества. Пока учащийся занят, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.

  1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (тот, кто его начал).
  2. Если тебе принесли подарок завернутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (да, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес).
  3.  Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…

Воспитатель: Конкурс знатоков этикета закончен и по количеству сердечков победил ……… , ему вручается медаль «Лучший знаток этикета».

Воспитатель: А теперь продолжим наш эксперимент. Одноклассники называют три положительных качества и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи вызвавшемуся, участвовать в эксперименте, учащемуся. Когда все желающие выскажутся, ученик вслух называет качества, которые записал он. Сравниваем самооценку с оценкой, которую дал класс. Человек как бы посмотрел на себя со стороны.

Есть такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление?  Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, манер?  Назовите их. Что считается дурными манерами?

 (Предполагаемые ответы:  грызть ногти, слишком громко разговаривать, не стесняться в выражениях, развязные жесты, неряшливость в одежде, грубость, громко хлопать дверью, использовать мизинец в качестве зубочистки, употребление кличек и прозвищ.)

 Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться, а главное избавить от них окружающих.

Так какое же следующее правило, мы запишем?

 «Не доставляйте неудобства окружающим людям».

Четвертое правило

Воспитатель: Я предлагаю вам еще одну игру.

Игра «Зеркало»

Один из школьников, самый смелый, встает перед классом и оказывается как бы перед зеркалом. Ребята поочередно повторяют его фразы, слова-паразиты, которые он чаще других употребляет, его походку, движения, какие-то привычки.

Воспитатель: А что бы мы записали в нашу памятку? «Следите за собой всегда и везде».

Пятое правило.

Воспитатель: Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы просмотрим веселый шуточный эпизод из юмористического журнала «Ералаш», который произошел в школе на уроке технологии.

Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит защитой. Какое золотое правило мы могли бы записать? «Учись смеяться над собой».

Итак, ребята, о чем же мы узнали в процессе нашего общения? (Учащиеся высказывают свои мысли). Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя. Но всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. Есть игра, в которую играют даже взрослые, солидные люди: составляют перечень каких-либо качеств, а затем сами ставят за эти качества себе оценки, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы.

Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих.

У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанию? У невоспитанных – ответил он, - я избегал делать то, что делают они». Я желаю вам всего самого хорошего.

Звучит песня «Мы желаем счастья Вам!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка макетов рекламных плакатов, панно, промышленных коллекций»

Данная методразработка может служить учебным и методическим материалом для преподавлелей спецдисциплин в СПО по специальности "моделирование и конструирование швейных изделий"....

Презентация коллекции "Синяя птица"

Коллекция выполнена из вязанных и швейных изделий.Коллекция демонстрируют обучающиеся "Колледжа Профессиональной моды"...

Разработка классного часа "Хорошие манеры"

Разработка классного часа "Хорошие манеры"  Этикет, приветствие, высказывание знаменитостей....

Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»

Методическиерекомендацииособенности в освоении народной манеры исполнениярусских народных песен у студентов специальностей«Актёрское искусство», «Народное художественноетворчество (п...

методические рекомендации "Ключевые принципы общего музыкального воспитания актёра-певца и воспитания народной манеры пения у ССЗ специальностей 51.02.01 театральное творчество и 52.02.04 актёрское искусство"

Музыкальное воспитание студентов актёров ирежиссёров совершенствуется в различных формах учебно-воспитательного процессаи предусматривает связь музыки как учебной дисциплины «Вокал» с друг...

Хорошему кораблю - хороший лес!

Научно-практическая работа по краеведению, в которой исследуется выбор Петром I места для строительства первой государственной верфи, критерии отбора строительного леса для деревянного флота....

Статья "О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента "

Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозны...