План-конспект лекции "Основные педагогические понятия"
план-конспект урока

Рамазанова Татьяна Викторовна

 

В широком педагогическом смысле воспитание – это спе­циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями.

Знания – это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки

Умения – готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. 

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

-Образование – результат обучения.

Образование – это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изме­нений в организме человека.

Самовоспитание – это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера. Самовоспитание - необходимое условия для дальнейшего развития своего "Я", его совершенствования.

Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

Воспитание – целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект по педагогике24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Основные педагогические понятия

Задачи:1.Познакомить с основными категориями педагогики. Повторить и закрепить предмет и задачи педагогики.

2.Воспитывать интерес к предмету, к профессии

3.Развивать творческие способности, логику, воображение, навыки сотрудничества.

Вид занятия: урок

Тип урока: изучение нового материала

Наглядность и оборудование: раздаточный материал

Методы и приёмы: самостоятельная работа, анализ, синтез, конспектирование.

План урока

I.Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

  1. Экспресс-диктант по пройденной теме.
  2. Функции педагогики

III.Изучение нового материала

              -Основные педагогические понятия принято называть также педагогическими категориями.

К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, так же развитие и формирование.

-Как вы понимаете, что такое воспитание? ( все пишут на маленьких листочках свои предположения)

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

-Как происходит воспитание в обществе?

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы.

-Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание.

-Какие?

-Семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

-Какой же из общественных институтов более ответственен за воспитание?

-Как вы думаете правильно ли винить только школу в неудачах в воспитании? А другие социальные системы не влияют?

-Конечно нет. Необходимо координировать все социальные институты, которые имеют воздействие на воспитание.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

-Следующая основная категория педагогики – обучение. 

-Давайте подумаем, что такое обучение? (пишут на листочках варианты)

-Может ли быть обучение без цели? Какая цель у обучения? Кто участвует в обучении?

Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. 

-Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения. 

-Что такое знания?

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

-Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. 

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. 

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

-Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер.

Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая – обучаем.

-Что такое образование?

-Образование – результат обучения.

Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. 

-В формировании невозможно обойтись без воспитания. Воспитание – один из важнейших факторов формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

-Понятие «формирование» употребляется для обозначения процесса воздействия на личность.

-Что такое развитие? (пишут на листочках)

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

-Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

-Как вы думаете, может ли человек сам себя воспитывать? Каким образом?

Самовоспитание – это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера. Самовоспитание - необходимое условия для дальнейшего развития своего "Я", его совершенствования.

Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

-Вместе с тем самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

IV. Подведение итогов.

V. Этап информации о домашнем задании. (Выучить категории педагогики. Готовиться к тесту)

 

0ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЗА 24 ЧАСА     

4,454,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия по теме "Понятие о политике. Политическая власть"

План-конспект учебного занятия по учебному курсу "Основы социологии и политологии" с использованием ИКТ (презентации MS Power Point)...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Понятие административного правонарушения."

План-конспект по теме: «Административные правонарушения», дает углубленные  знания  в  сфере  административно права. Так как, административное право является важным пра...

План-конспект учебного занятия "Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателей"

Понятие абсолютных и относительных величин. Виды статистических показателейЦель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому анализу данныхЗадачи занятия:Обучающая: Обес...

План-конспект учебного занятия «Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение»

Раздел 3. Аналитическая статистикаТема 3.1. Выборочное наблюдение Занятие 14. Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдениеЦель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статис...

План-конспект учебного занятия по теме 1 Понятие и назначение уголовного процесса

План-конспект учебного занятия тема 1 "Понятие и назначение уголовного процесса"...

План-конспект открытого учебного занятия по теме 1 "Понятие и назначение уголовного процесса" январь 2019

План-конспект открытого учебного занятия для курсантов 2 курса специальности 40.02.02 ОП.08 Уголовный процесс...

План-конспект учебного занятия "Понятие и виды матриц"

Раздел 4. Элементы линейной алгебрыТема 4.1. Основные понятия теории матрицЗанятие 22. Понятие и виды матриц Цель занятия: формировать умения и навыки применения основных понятий теории  мат...