План мероприятий по адаптации первокурсников
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Утвердил:
Зам.директора по СВ и ВР
Т.В.Комлева___________________
«_____» ______________ 2019г.
План мероприятий по адаптации первокурсников
Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса.
Задачи:
- Подготовка обучающихся к новым условиям обучения;
- Формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеучебной деятельности; Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
- Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
- Разработка и проведение психокорекционных мероприятий.
Педагог-психолог:
1. Изучение документации (личное дело, психолого-педагогическая характеристика и др.) с целью ознакомления с личностными ресурсами учащегося, определения закономерностей протекания адаптации.
2. Совместная разработка (мастер группы и педагог-психолог) диагностически значимых критериев наблюдения за протеканием процесса адаптации обучающегося.
3. Анализ и обсуждение полученной в ходе наблюдения информации (выявление различных психолого-педагогических факторов, затрудняющих адаптацию обучающегося; выявление синдромов тревожности, агрессивности, нарушений системы самооценок подростка, уровня притязаний, его интересов и мотивации).
4. Проведение углубленной диагностики эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сферы обучающегося, системы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в случае выявления в процессе наблюдения за обучающимся показателей дезадаптации).
5. Разработка индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности адаптации (по итогам углубленной диагностики).
Работа с родителями (при необходимости):
- ориентация родителей в «проблемном поле» подростка (по итогам наблюдения), разработка рекомендаций;
- анализ недостатков семейного воспитания и коррекция родительского отношения к подростку.
Механизм реализации: входная диагностика: среди обучающихся – первокурсников и мастеров групп проводится анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников. Через диагностирование выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, способность к сознательной саморегуляции поведения, уровень притязаний, коммуникативные особенности первокурсников. На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокорекционной работы с обучающимися по адаптации. Проводится консультирование мастеров групп по реализации данной программы.
Социально-психологическое воздействие: проводятся социально – психологические мероприятия по адаптации студентов.
Психокорекционные мероприятия подразумевают организацию Т-групп, групп встреч, деловых игр в учебных группах первокурсников при тесном взаимодействии с мастерами.
Итоговая диагностика: заключительное социально-психологическое обследование обучающихся-первокурсников после проведения психокорекционных мероприятий.
Оценка эффективности проведения социально-психологической работы. Углубленное психокорекционное воздействие: проводится по необходимости с первокурсниками имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально - психологической работы.
№ | Наименование мероприятия и форма проведения | Количество часов и сроки проведения | Ответственный |
1 | Изучение документации обучающихся 1 курса | сентябрь | педагог-психолог |
2 | Анкетирование «Мои интересы и увлечения» | сентябрь | мастер группы; педагог-психолог |
3 | Социологический опрос «Выбор профессии» | сентябрь | мастер группы; педагог-психолог |
4 | Реализация программы тренинга «Адаптация первокурсников» | сентябрь | Педагог психолог |
5 | Анкета: «Мотивационные предпочтения в учебной деятельности» | октябрь | мастер группы; педагог-психолог |
6 | Анкета: «Определение состояния психологического климата в классе» (Федоренко Л.Г.) | октябрь | мастер группы; педагог-психолог |
7 | Изучение тревожности у подростков (шкала Спилберга, тест Филипса) | октябрь | мастер группы; педагог-психолог |
8 | Реализация программы тренинга: «Развитие коммуникативных навыков»; | февраль | педагог-психолог |
9 | Индивидуальная работа с обучающимися имеющими трудности адаптации | по необходимости | педагог-психолог |
10 | Тестирование обучающихся по выявлению уровня удовлетворенности результатами I семестра | январь | мастер групп; педагог-психолог |
11 | Определение состояния психологического климата в группе | март | мастер групп; педагог-психолог |
12 | Организация консультаций с мастерами групп с целью актуализации знаний по изучению и сплочению коллектива, общению с первокурсниками, навыков работы с обучающимися с низкой адаптированностью к условиям центра | октябрь - ноябрь | педагог-психолог |
13 | Коррекционно-развивающая, профилактическая работа с обучающимися для формирования сплоченных групповых коллективов и помощи дезадаптированным подросткам. | по необходимости | педагог-психолог |
14 | Консультации и просвещение родителей обучающихся, не адаптировавшихся к работе в новой среде | по необходимости | педагог-психолог |
Составил педагог – психолог К.С. Строкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-88174-1364864041.jpg)
Роль классного руководителя в адаптации первокурсника
В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-305204-1380529151.jpg)
Классный час "Адаптация первокурсников СПО"
Это увлекательное занятие поможет студентам первого курса узнать своих одногруппников поближе, познакомиться с ними, проанализировать свои ожидания от учебы в колледже, понять кто может помочь адаптир...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/11/picture-576464-1568227611.jpg)
программа адаптации первокурсников
Главная задача начала любого учебного года - принять новичков. Я постаралась кратко отразить те направления работы по адаптации первокурсников, которые необходимы для конфортной среды каждого и обеспе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-709906-1447675112.jpg)
Особенности социальной адаптации первокурсников
Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/03/picture-824530-1483445346.jpg)
Проблемы адаптации первокурсников
ВведениеЭкономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-244686-1369139811.jpg)
План месячника по адаптации первокурсников
Документ включает цели, задачи и описание мероприятий, проводимых во время месячника...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/19/picture-1464565-1679218985.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КУРАТОРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Методические рекомендации разработаны с целью оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже....