План мероприятий по адаптации первокурсников
календарно-тематическое планирование

Строкова Ксения Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_adaptatsii.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

  Утвердил:

                                                                Зам.директора по СВ и ВР

                                                                    Т.В.Комлева___________________

                                                                   «_____» ______________  2019г.

План мероприятий по адаптации первокурсников

Цели и задачи программы 

Цель программы – создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса.

Задачи:

  • Подготовка обучающихся к новым условиям обучения;
  • Формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеучебной деятельности; Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
  • Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
  • Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
  • Разработка и проведение психокорекционных мероприятий.

Педагог-психолог:

        1. Изучение документации (личное дело, психолого-педагогическая характеристика и др.) с целью ознакомления с личностными ресурсами учащегося, определения закономерностей протекания адаптации.

        2. Совместная разработка (мастер группы и педагог-психолог) диагностически значимых критериев наблюдения за протеканием процесса адаптации обучающегося.

        3. Анализ и обсуждение полученной в ходе наблюдения информации (выявление различных психолого-педагогических факторов, затрудняющих адаптацию обучающегося; выявление синдромов тревожности, агрессивности, нарушений системы самооценок подростка, уровня притязаний, его интересов и мотивации).

        4. Проведение углубленной диагностики эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сферы обучающегося, системы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в случае выявления в процессе наблюдения за обучающимся показателей дезадаптации).

        5. Разработка индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности адаптации (по итогам углубленной диагностики).

Работа с родителями (при необходимости):

        - ориентация родителей в «проблемном поле» подростка (по итогам наблюдения), разработка рекомендаций;

        - анализ недостатков семейного воспитания и коррекция родительского отношения к подростку.

Механизм реализации: входная диагностика: среди обучающихся – первокурсников и мастеров групп проводится анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников. Через диагностирование выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, способность к сознательной саморегуляции поведения, уровень притязаний, коммуникативные особенности первокурсников. На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокорекционной работы с обучающимися по адаптации. Проводится консультирование мастеров групп по реализации данной программы.

Социально-психологическое воздействие: проводятся социально – психологические мероприятия по адаптации студентов.

Психокорекционные мероприятия подразумевают организацию Т-групп, групп встреч, деловых игр в учебных группах первокурсников при тесном взаимодействии с мастерами.

Итоговая диагностика: заключительное социально-психологическое обследование обучающихся-первокурсников после проведения психокорекционных мероприятий.

Оценка эффективности проведения социально-психологической работы. Углубленное психокорекционное воздействие: проводится по необходимости с первокурсниками имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально - психологической работы.

Наименование мероприятия и форма проведения

Количество часов и сроки проведения

Ответственный

1

Изучение документации обучающихся 1 курса

сентябрь

педагог-психолог

2

Анкетирование «Мои интересы и увлечения»

сентябрь

мастер группы; педагог-психолог

3

Социологический опрос «Выбор профессии»

сентябрь

мастер группы; педагог-психолог

4

Реализация программы тренинга «Адаптация первокурсников»

сентябрь

Педагог психолог

5

Анкета: «Мотивационные предпочтения в учебной деятельности»

октябрь

мастер группы; педагог-психолог

6

Анкета: «Определение состояния психологического климата

в классе» (Федоренко Л.Г.)

октябрь

мастер группы; педагог-психолог

7

Изучение тревожности у подростков (шкала Спилберга, тест Филипса)

октябрь

мастер группы; педагог-психолог

8

Реализация программы тренинга: «Развитие коммуникативных навыков»;

февраль

педагог-психолог

9

Индивидуальная работа с обучающимися имеющими трудности адаптации

по необходимости

педагог-психолог

10

Тестирование обучающихся по выявлению уровня удовлетворенности результатами I семестра

январь

мастер групп; педагог-психолог

11

Определение состояния психологического климата в группе

март

мастер групп; педагог-психолог

12

Организация консультаций с мастерами групп с целью актуализации знаний по изучению и сплочению коллектива, общению с первокурсниками, навыков работы с обучающимися с низкой адаптированностью к условиям центра

октябрь - ноябрь

педагог-психолог

13

Коррекционно-развивающая, профилактическая работа с обучающимися для формирования сплоченных групповых коллективов и помощи дезадаптированным подросткам.

по необходимости

педагог-психолог

14

Консультации и просвещение родителей обучающихся, не адаптировавшихся к работе в новой среде

по необходимости

педагог-психолог

  Составил педагог – психолог                                            К.С. Строкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в адаптации первокурсника

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...

Классный час "Адаптация первокурсников СПО"

Это увлекательное занятие поможет студентам первого курса узнать своих одногруппников поближе, познакомиться с ними, проанализировать свои ожидания от учебы в колледже, понять кто может помочь адаптир...

программа адаптации первокурсников

Главная задача начала любого учебного года - принять новичков. Я постаралась кратко отразить те направления работы по адаптации первокурсников, которые необходимы для конфортной среды каждого и обеспе...

Особенности социальной адаптации первокурсников

Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников....

Проблемы адаптации первокурсников

ВведениеЭкономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей с...

План месячника по адаптации первокурсников

Документ включает цели, задачи и описание мероприятий, проводимых во время месячника...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КУРАТОРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Методические рекомендации разработаны с целью оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже....