План месячника по адаптации первокурсников
методическая разработка

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Документ включает цели, задачи и описание мероприятий, проводимых во время месячника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_mesyachnika_adaptatsii_2018-19g.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Алданский политехнический техникум»

«Утверждаю»

Зам. директора  по ВР    ГАПОУ РС (Я) «АПТ»  

    _______________________ Л.Н. Захарова

«3» сентября 2018г.

                                   

Программа месячника адаптации первокурсников

на 2018-2019 учебный год

Цель программы: создание социально-педагогических и психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся в условиях ГАПОУ РС (Я) «АПТ», формирование и актуализация интереса студентов к учебной деятельности, развитие сотрудничества, чувства взаимного уважения.

Задачи:

- обеспечение механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей студентов-первокурсников;

- создание благоприятного психолого-педагогического микроклимата в студенческих группах;

- взаимодействие со студентами и родителями, с целью предупреждений отклоняющегося поведения, преодоление трудностей в учебе, решение личностных проблем в адаптационный период;

- раннее выявление и предупреждение возможных нарушений в период социализации личности студента посредством психодиагностики и консультирования;

-повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей, студентов и их родителей, с использованием различных форм и методов пропаганды психологических знаний;

- выявление дезадаптированных студентов группы риска;

- оказание консультативной или иной другой помощи по ликвидации проблемных ситуаций в микросреде студентов;

- совместное взаимодействие с заинтересованными представителями по защите и охране их прав.

План мероприятий по адаптации первокурсников

в рамках Месячника

Мероприятие

Срок

Исполнитель

1. Информационное сопровождение

1.1

Тестирование на профпригодность обучающихся нового набора

Сентябрь –октябрь

Зав. кафедрами, психолог

1.2

Тестирование «Уровень базовых школьных знаний»

Сентябрь – октябрь

зав. кафедрами ГЭД, ОПД, СЭД, педагоги-предметники

1.3

Анкетирование первокурсников,

обработка результатов

Сентябрь –ноябрь

социально-психологическая служба, зав. кафедрами, кураторы групп

1.4

Разработка, печать  рекомендаций для студентов и преподавателей по результатам анкетирования

Сентябрь – декабрь

социально-психологическая служба

2.1

Проведение бесед:

- об особенностях обучения в АПТ;

- знакомство с нормативными документами

зав. кафедрами, классные руководители

2.2

Проведение с первокурсниками экскурсий  по техникуму, общежитию,  библиотеке

сентябрь

классные руководители

2.3

Проведение «круглых столов» первокурсников со специалистами и преподавателями

сентябрь

зав. кафедрами, кураторы, ,руководители структурных подразделений

2.4

Организация информационного обеспечения студентов 1 курса

сентябрь-октябрь

Пресс-служба,

Отдел информатизации

2.5

Анкетирование студентов «Мотивация обучения в техникуме»

сентябрь

Психолог

2.6

Диагностика самооценки, уровня притязаний, психоэмоционального состояния, тревожности

сентябрь

психолог

2.7

Диагностика типов мышления, личностного дифференциала

сентябрь

психолог

2. Организация воспитательной работы

3.1

Разработка методических рекомендаций студентам по повышению базового уровня знаний, организация консультаций для отстающих

сентябрь-октябрь

Кафедры, преподаватели

3.2

Проведение занятий по работе с библиотечными ресурсами (электронные учебники, каталоги и т.п.)

В течение первого семестра

библиотека, информационный центр

3.3

Вовлечение студентов в различные формы внеучебной работы

сентябрь-

октябрь

физруки,  профком, воспитательная служба, классные руководители, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, библиотека, воспитатели

3. Организация учебного процесса

4.1

Проведение установочных лекций:

- об особенностях обучения в техникуме;

- знакомство с нормативными документами

сентябрь

зав. кафедрами, преподаватели

4.2.

Теоретическая разработка и рекомендации по проведению в рамках месячника: анкетирование, установочная лекция, организация библиотечных уроков, беседы с педагогами, программа тренингов по педагогической адаптации , техническая поддержка первокурсников – курс компьютерной грамотности

сентябрь-октябрь

Кафедры, воспитательный отдел, классные руководители

4.3.

Педагогическая диагностика: выявление познавательной активности, самостоятельности, темпа деятельности, отношения к учебной деятельности

сентябрь

Кафедры, преподаватели

4.4

Консультирование для первокурсников: построение и реализация индивидуальной траектории обучения

В течение первого семестра

Кафедры, классные руководители, психолог

4.5

Разработка памятки для студентов «Учись учиться: общие приемы рациональной организации самостоятельной деятельности

В течение первого семестра

Кафедры, преподаватели,  мастера

4. Социально-психологическая адаптация

5.1

Индивидуальные беседы с учащимися нового набора, изучение личных дел студентов, выявление учащихся, состоящих на учёте в ПДН, склонных к совершению преступлений, заполнение социальных паспортов групп, групп риска. Изучение состояния здоровья.

В течение первого семестра

Классные руководители, воспитательная служба, медик

5.2

 Система оценки деятельности кураторов. Методы поощрения

В течение года

кафедры, воспитательная служба

5.3

Организация системы подготовки педагогического мастерства кураторов

В течение года

воспитательная служба

5.4

Организация работы «Школы Лидера»

В течение года

воспитательная служба, психолог

5.5

Вовлечение студентов в органы студенческого самоуправления

В течение года

ССУ, кафедры

5.6

Проведение родительских собраний (общетехникумовского, по группам) по адаптации первокурсников: формирование родительских установок на партнёрство, поддержку процесса обучения

24сентября

Директор, зам. директора по УМР, ВР, зав. кафедрами, преподаватели, мастера, социальный педагог. психолог

5.7

Оценка состояния социально-бытовых условий студентов

В течение первого семестра

зав. кафедрами,

кураторы, воспитательная служба, воспитатели, зав. общежитием, медик

5.8

Содействие в улучшении социально-бытовых условий студентов

Постоянно

 в течение года

кураторы, зав. общежитием, воспитатели

5.9

Тематическое планирование информационной кампании

Постоянно

 в течение года

воспитательная служба

5.10

Проведение тренинга «Веревочный курс»

22.09

воспитательный отдел, Студенческий Совет, кураторы групп

5.11

Проведение тренинга «Знакомство»

сентябрь

Психолог, классные руководители

5.12

Проведение тренинга «Сплоченность»

сентябрь

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Психолог, классные руководители

5.13

Лекция-презентация: «Адаптация студентов в системе новых социальных отношений»

сентябрь

социально-психологическая служба

5.14

Лекция-презентация для преподавателей: «Технология взаимодействия педагога и обучающегося»

октябрь

воспитательная служба, кафедры

5.15

Изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах 1-2 курсов

В течение года

зав. кафедрами, социально-психологическая служба

5.16

Изучение ценностных ориентаций первокурсников

октябрь

социально-психологическая служба

5.17

Изучение мотивационно-волевой сферы, степени социализированности первокурсников

сентябрь-октябрь

социально-психологическая служба

5.18

Изучение состояния здоровья первокурсников. Составление карт здоровья, составление рекомендаций по  физическим, учебным и производственным нагрузкам

сентябрь-октябрь

классные руководители, медик, социально-психологическая служба, физруки, мастера

5.18

Оперативные совещания кураторов групп

1 курса. Заполнение карт психолого-педагогического  сопровождения

в течение первого семестра (еженедельно)

Кафедра ОПД, воспитательная служба

5.19

Проведение Недели Первокурсника, Дня Первокурсника с целью формирования установок на сплочение коллектива, эффективное взаимодействие студентов друг с другом и куратором группы

октябрь

классные руководители, воспитательная служба, педагог-организатор, профкомы

5.20

Психологические, ролевые и  деловые  игры на сплочение коллективов групп

в течение первого семестра

классные руководители, психолог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор

5.21

Сопровождение студентов-сирот, находящихся под опекой, инвалидов

в течение первого семестра

кафедры, воспитательный отдел, социально-психологическая служба, воспитатели, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, преподаватели, мастера, медик

5.22

Индивидуальные  и групповые консультации родителей

в течение первого семестра

зав. Кафедрами, преподаватели и мастера, классные руководители, воспитатели, социальный педагог, психолог

5.23

Круглый стол  с представителями правоохранительных органов: профилактика отклоняющихся форм поведения, наркозависимости, экстремизма

10.10,

октябрь

представители ПДН, КДН и ЗП, участковый инспектор, центр-СПИД, воспитательная служба, классные руководители

5.23

Социально-психологическая поддержка, телефон доверия, оказание экстренной помощи в критических ситуациях

в течение первого семестра

социально-психологическая служба, классные руководители, воспитатели

5.24

Психологическая акция «Радуга настроения»

октябрь

воспитательная служба, психолог, ССУ

5.25

Совещание по адаптации первокурсников: анализ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в адаптационный период

октябрь

директор, зам. дир по УР, ВР, психолог, социальный педагог, зав. кафедрами, преподаватели,  мастера, воспитатели

5. Привлечение студенческого самоуправления

5.1

Разработка дорожной карты сопровождения первокурсников

сентябрь

ССУ, воспитательная служба

5.2

 Знакомство активов групп, старост с модулями образовательного процесса: учебным, нормативной базов деятельности ССУ, информационным обеспечением, работой со спонсорами, с коммерческими проектами, грантами и субсидиями

в течение семестра

ССУ,

кафедры, воспитательная служба

5.3

Организация системы подготовки лидеров студенческого самоуправления

В течение года

ССУ, воспитательная служба

5.4

 Деятельность  «Школы Лидера»

В течение года

ССУ, воспитательная служба, психолог

5.5

Вовлечение студентов в органы студенческого самоуправления: мотивация и привлечение актива в органы ССУ

В течение года

ССУ, кафедры, воспитательная служба

5.6

Вовлечение студентов в волонтерское движение: лекции, мероприятия

сентябрь-октябрь

ССУ, воспитательная служба

5.7

Организация вечеров, диспутов, круглых столов, дискотек, флеш-мобов и др. мероприятий и участие в них

В течение семестра

ССУ, зав. кафедрами,

кураторы, воспитательная служба, воспитатели

5.8

Организация деловых, командных, спортивных, командообразующих игр и мероприятий  и участие в них

Постоянно

 в течение года

ССУ, воспитательная служба

5.9

Проведение тренинга «Веревочный курс»

22..09

ССУ, воспитательная служба, кураторы

5.10

Участие в проведении тренингов «Знакомство»

сентябрь

ССУ, психолог, классные руководители

5.11

Участие в проведении тренингов  на сплочение групп, формирование групповой сплоченности

сентябрь

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

ССУ, психолог, классные руководители

5.12

Привлечение к психологическим, общественно политическим и культурным акциям

 в течение года

ССУ, социально-психологическая служба

6. Организация жилищно-бытовых условий в общежитии и на дому

5.1

Оценка состояния социально-бытовых условий студентов

сентябрь

воспитательная служба, кураторы

5.2

 Содействие в улучшении социально-бытовых условий студентов

сентябрь

воспитательная служба, кураторы, комендант общежития, воспитатели, медик, столовая

5.3

Рейдовая проверка студентов группы риска

В течение года

 воспитательная служба, зав кафедрой ОПД, кураторы

5.4

 Занятия педагогов –предметников с обучающимися в общежитии по предметам

В течение года

зав кафедрами, педагоги-предметники

5.5

Организация досуговых мероприятий в общежитии

В течение года

 воспитатели

5.6

Организация спортивных мероприятий, соревнований между жильцами общежития

 в течение года

воспитательная служба, воспитатели,

5.7

Групповое и индивидуальное взаимодействие с родителями первокурсников

В течение семестра

кафедры, воспитательная служба, воспитатели

Исп. Л.С. Дмитриенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в адаптации первокурсника

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...

Классный час "Адаптация первокурсников СПО"

Это увлекательное занятие поможет студентам первого курса узнать своих одногруппников поближе, познакомиться с ними, проанализировать свои ожидания от учебы в колледже, понять кто может помочь адаптир...

программа адаптации первокурсников

Главная задача начала любого учебного года - принять новичков. Я постаралась кратко отразить те направления работы по адаптации первокурсников, которые необходимы для конфортной среды каждого и обеспе...

Особенности социальной адаптации первокурсников

Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников....

Проблемы адаптации первокурсников

ВведениеЭкономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей с...

Программа «Успешная адаптация первокурсников».

Адаптация молодого человека в учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом за...