Образец КСР Внеурочная деятельность: ИЗО и ДПИ по специальности 44.02.02 ПНК
методическая разработка

Шерина Наталья Валерьевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МДК. 02.01 Основы организации внеурочной работы.  Раздел 2.  «Основы организации внеурочной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ksr_2020.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МДК. 02.01 Основы организации внеурочной работы.  Раздел 2.  «Основы организации внеурочной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Автор-составитель

Шерина Н. В.

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по ПМ.02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

Рекомендуемое количество часов на освоение программы

максимальной учебной на грузки обучающегося                    - 78

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -   52

самостоятельной работы обучающегося                                  - 26

 №   п/п

Темы, краткое

содержание

Количество        часов

 

        Виды КСР

Формы и методы       контроля КСР

1 семестр – 15 часов

1

Организация внеурочной работы в области ИЗО и ДПИ - требования образовательного стандарта начального общего образования. Цели и задачи внеурочной работы в области  ИЗО и ДПИ.  

1

Самостоятельная работа  № 1

Анализ  литературы и инет источников по разделу УУД  художественной деятельности.

Конспект в тетради.

Устный опрос – развёрнутый ответ.

2

Знакомство с программой по практике ПМ 02 (УП, ПП)

1

Самостоятельная работа  № 2

Самоанализ, взаимоанализ программы  по практике ПМ 02

Проверка тетради.

3

Программы  по внеурочной работе в области  ИЗО и ДПИ

4

Самостоятельна работа № 3.

Создание плана - анализа программы по внеурочной деятельности ИЗО и ДПИ в школе.

Проверка распечатки доклада

4

Виды и жанры изобразительного искусства. Принцип наглядности. Педагогический рисунок. Правила создания презентации в художественной деятельности.

6

Самостоятельная работа  № 4 Создание скриншота слайдов презентации по теме: «Виды и жанры ИЗО искусства».  

Проверка распечатки скриншотов.

5

Презентация педагогического рисунка на занятиях по внеурочной деятельности ИЗО и ДПИ.

3

Самостоятельная работа № 5

Создание педагогического рисунка  с пошаговым действием.

Проверка наглядного пособия -педрисунка.

2 семестр – 11 часов

6

Методика преподавания приемов, форм и методов работы для активизации творческой деятельности учащихся на внеурочных занятиях. Игровая форма занятия на ИЗО  и ДПИ.  

3

Самостоятельная работа № 6

Создание технологической карты по теме ИЗО и ДПИ внеурочной деятельности.

Устный опрос – развёрнутый ответ чернового варианта технологической карты

7

Методика преподавания основным средствам  выразительности скульптуры (живописи, ДПИ) на внеурочных занятиях.

3

Самостоятельная работа № 7

Сбор иллюстративного  материала  по темам КТП.

Проверка иллюстративного материала.

8

Создание иллюстративного  плана практических заданий по ДПИ для  внеурочной деятельности  на учебный год

3

Самостоятельная работа № 8

Создание КТП печатного текста.

Проверка конечного варианта КТП

9

Итоговое занятие. Подготовка к экзамену ПМ02

2

Подготовить итоговое  портфолио для  экзамена

Проверка портфолио: техкарта, педрисунок и др.

Вид КСР: Составление  сообщения по теме «Изобразительное искусство, его виды и жанры».  Техника безопасности младших школьников. Выполнение  творческих  работ  по изобразительному искусству;  живописные, графические, декоративные и в технике лепки.

Форма контроля: Представление портфолио  с пособиями по темам.

Цель работы: Формирование у студентов навыков исследовательской - самостоятельной работы обучающегося –26 часов

Тема 1. Организация внеурочной работы в области ИЗО и ДПИ - требования образовательного стандарта начального общего образования. Цели и задачи внеурочной работы в области  ИЗО и ДПИ. 

Вид КСР: Самостоятельная работа № 1: тетрадь - конспект.

Форма контроля: Устный опрос – развёрнутый ответ.

Методические рекомендации к выполнению задания:

  1. Выбрать главные термины темы, непонятные слова;
  2. Подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
  3. Сбор, анализ и систематизация материала по Изо  и ДПИ.

Время на выполнение: 1 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Определять цели, чётко формулировать задачи развития художественного творчества младших школьников с учётом особенностей возраста.

У 2.

Организовывать  внеурочную  деятельность  школьников с учетом возраста.

У 8.

Анализировать приемы организация внеурочной работы в области ИЗО и ДПИ с учетом возраста и психофизического развития детей

З 4.

Основы приемов ИЗО и ДПИ искусства

Рекомендуемая литература для подготовки

  1. Алексеенко Е.В. Школа России: Концепция и программы для начальных  классов: В 2 ч.: Ч. 2 Изд. 1-е/ 2-е/ 3-е/ 4-е/ Алексеенко Е.В., Анастасова Л.П., Горяев В.Г. - М.: Просвещение, 2010. - 210 с.
  2. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. Москва 2007. Волков И.П.Учим творчеству.М.,1988
  3. Сборник нормативных документов: Начальная школа: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы: Примерные программы для начальной школы (сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.) М.: Дрофа, 2009. – 176  с.
  4. Фёдорова С.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта: методическое пособие / С.А.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавания в начальных классах – Методические   http://gigabaza.ru/doc/74327.htm

Тема 2. Знакомство с программой по практике ПМ 02 (УП, ПП)

Вид КСР: Самостоятельная работа № 2: тетрадь.

Форма контроля: Проверка тетради.

Методические рекомендации к выполнению задания:

  1. выбрать главные термины темы, непонятные слова;
  2. подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
  3. сбор, анализ и систематизация материала по Изо  и ДПИ.

Время на выполнение: 1 час.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Определять цели, чётко формулировать задачи развития художественного творчества младших школьников с учётом особенностей возраста.

У 2.

Организовывать  изо и дпи деятельность  младших школьников с учетом возраста.

У 8.

Анализировать приемы организации и руководства внеурочной деятельности школьников  с учетом возраста и психофизического развития детей

З 3.

Знает методы и приемы с методической  литературой

Рекомендуемая литература для подготовки

  1. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. Москва 2007. Волков И.П.Учим творчеству.М.,1988.
  2. Программа под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО –Б.М. Неменского. Москва, 2008. С. Бекина, Т. Ломова, Е. Соковнина. «Музыка и движение» М. «Просвещение».200г.
  3. Сборник  нормативно-методических материалов по технологии. Авт.сост. Марченко А.В., Сасова  И.А., Гуревич М.И., М. Вентана- Граф,2002 г.  

Тема 3. Программы по внеурочной работе в области  ИЗО и ДПИ

Вид КСР: Самостоятельная работа № 3: распечатка.

Форма контроля: Проверка распечатки.

Методические рекомендации к выполнению задания:

  1. Выбрать программу внеурочной деятельности и общения младших школьников в СОШ (интернет ресурс:  поиск материала, отбор, анализ, систематизация).  
  2. Создать таблицу,  см. (Приложение 1)
  3. Принести распечатку на урок, для доклада.

Время на выполнение: 4 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Определять цели, чётко формулировать задачи развития художественного творчества младших школьников с учётом особенностей возраста.

У 2.

Организовывать  изо и дпи деятельность  младших школьников с учетом возраста.

У 8.

Анализировать приемы организации и руководства внеурочной деятельности школьников  с учетом возраста и психофизического развития детей

З 3.

Знает методы и приемы с методической  литературой

Рекомендуемая литература для подготовки

  1. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. Москва 2007. Волков И.П.Учим творчеству.М.,1988.
  2. Программа под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО –Б.М. Неменского. Москва, 2008. С. Бекина, Т. Ломова, Е. Соковнина. «Музыка и движение» М. «Просвещение».200г.
  3. Сборник  нормативно-методических материалов по технологии. Авт.сост. Марченко А.В., Сасова  И.А., Гуревич М.И., М. Вентана- Граф,2002 г.  

Интернет-ресурсы

  1. Рабочая программа «Волшебный мир искусства» http://sch688.mskobr.ru/images/cms/data/rabochaya_programma_-volshebnyj_mir_iskusstva.pdf
  2. Рабочая программа по Изо по теме: внеурочная деятельность http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/01/28/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti
  3. Рабочая программа по теме: Рабочая программа ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/04/06/rabochaya-programma-pm-02-organizatsiya
  4. Рабочая программа по технологии (1 класс) по теме: Программа по внеурочной деятельности «Декор» Декоративно – прикладное искусство http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2014/04/06/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-dekor-dekorativno

Тема 4. Виды и жанры изобразительного искусства. Принцип наглядности. Педагогический рисунок. Правила создания презентации в художественной деятельности.

Вид КСР: Самостоятельная работа № 4:

 Составление таблицы в тетради «Основные виды и жанры ИЗО».

Форма контроля: Проверка распечатки скриншотов.

Цель работы: Формирование у студентов навыков исследовательской работы.

Методические рекомендации к выполнению задания:

1.        Выбрать главные термины темы, непонятные слова;

2.        Методическая литература, интернет ресурсы по изобразительному искусству  и приёмы работы с ней;

3.  Отбор иллюстративного материала  по  выбранной  теме: виды и жанры  Изо и ДПИ.

4.  Создание презентации (электронный носитель).

 Время на выполнение: 6 часов.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Определять цели, чётко формулировать задачи развития художественного творчества младших школьников с учётом особенностей возраста.

У 2.

Организовывать  изо и дпи деятельность  младших школьников с учетом возраста.

У 8.

Анализировать приемы организации и руководства внеурочной деятельности школьников  с учетом возраста и психофизического развития детей

З 3.

Знает методы и приемы с методической  литературой

У7.

Осуществлять показ приемов работы с иллюстративным материалом

Рекомендуемая литература для подготовки.

  1. Беда, Г.В. «Основы изобразительной грамоты», М., Просвещение, 1987.
  2. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  3. Неменской Л. А. «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

Интернет-ресурсов

  1. Интернет-ресурс для учителей изобразительного искусства http://center.fio.ru/vio/vio_16/resource/Print/art_1_2.htm
  2. Методика преподавания ИЗО http://www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/izo/

Тема 5.  Презентация педагогического рисунка на занятиях по внеурочной деятельности ИЗО и ДПИ.

Вид КСР: Самостоятельная работа № 4: педрисунок. 

Форма контроля: Проверка наглядного пособия.

Цель работы: Формирование у студентов навыков исследовательской работы.

Методические рекомендации к выполнению задания:

1.        на формате А3 (образцы изделий) изготовить пошаговый рисунок всех этапов

2.        учитывать требования к изготовлению наглядного пособия:

- яркий, выразительный рисунок (чёткость контура, цвета);

- умение работать с материалом, аккуратность исполнения педагогического рисунка;

- доступность изображения для выбранного возраста наглядность

Время на выполнение: 3 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Определять цели, чётко формулировать задачи развития художественного творчества младших школьников с учётом особенностей возраста.

У 2.

Организовывать  изо и дпи деятельность  младших школьников с учетом возраста.

У 8.

Анализировать приемы организации и руководства внеурочной деятельности школьников  с учетом возраста и психофизического развития детей

З 3.

Знает методы и приемы с методической  литературой

У7.

Осуществлять показ приемов работы с иллюстративным материалом

Рекомендуемая литература для подготовки.

  1. Инновационные виды деятельности во внеурочной работе по технологии труда. Метод. пособие, Т.Х.Шушпанова,2013   Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы / сост. М.А.
  2. Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. 1-4 классы: Описание      технологии и конспекты уроков / Корбакова И.Н., Терешина Л.В. – М.:    Учитель, 2010. – 118 с. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  3. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. — Ростов : Феникс, 2009 г.
  4. Фёдорова С.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта: методическое пособие / С.А.
  5. Шакина Г.В. Развивающее обучение в начальной школе: Специфика учебной деятельности, проекты уроков / Шакина Г.В. – М.: Учитель, 2009. – 147 с. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - (Серия "Сам себе психолог")

Интернет-ресурсов

  1. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Учебно – методический материал по теме: Методические указания по организации внеурочной деятельности (изобразительное искусство)  http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/04/14/metodicheskie-ukazaniya-po-organizatsii
  3. Внеклассная работа: социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library

Тема 6. Методика преподавания приемов, форм и методов работы для активизации творческой деятельности учащихся на внеурочных занятиях. Игровая форма занятия на ИЗО  и ДПИ. 

Вид КСР: Самостоятельная работа № 6: Составление технологической карты в виде печатного текста.

Форма контроля: Проверка чернового варианта технологической карты.

Методические рекомендации к выполнению КСР:

  1. Создать техкарту, учитывая особенности структуры работы – образец в приложении 2;
  2. Методическая литература, интернет ресурсы по изобразительному искусству  и приёмы работы с ней;
  3. Сбор, анализ и систематизация материала по Изо и ДПИ. 

Период выполнения – 3 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Определять цели, чётко формулировать задачи развития художественного творчества младших школьников с учётом особенностей возраста.

У 2.

Организовывать  изо и дпи деятельность  младших школьников с учетом возраста.

У 8.

Анализировать приемы организации и руководства внеурочной деятельности школьников  с учетом возраста и психофизического развития детей

З 3.

Знает методы и приемы с методической  литературой

У7.

Осуществлять показ приемов работы с иллюстративным материалом

Рекомендуемая литература для подготовки.

  1. Гагарин Б.Г.Конструирование из бумаги.Ташкент,1988
  2. Лоскутное шитьё без иголки и нитки. Анна Зайцева. М. Эксмо, 2009.- 64 с.
  3. Менчинская Е.А. О. С. Молотобарова. Кружок изготовления игрушек –сувениров М.,Просвещение,1990.
  4. Неменской Л. А. «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  5. Панфилова Т.В.Весёлые самоделки из разных материалов.  М.,  Грандпресс.1995.
  6. Полуянов Ю. «Тестирование детей младшего школьного возраста по изобразительной деятельности» Рига, 2006. Дополнительные источники (для студентов)  
  7. Проснякова Т.Н.Ручное творчество. Программа для 1-4 классов. Самара. Издательский дом «Фёдоров»,2000.
  8. Школа Изо и декоративно-прикладного искусства в 10 выпусках. – М.: ИЗО Искусство, 2003.
  9. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  10. Федорова С. А. Красноярск  Цветы из бумажных лент. Джанет Уилсон. Издательская группа Контэнт,2009.
  11. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

Тема 7. Методика преподавания основным средствам  выразительности скульптуры (живописи, ДПИ) на внеурочных занятиях.

Вид КСР: Составление анализа по схеме.

Форма контроля: Самостоятельная работа № 7: Проверка иллюстративного материала.

Методические рекомендации к выполнению КСР:

  1. Выбрать в интернете репродукции детских рисунков, поделок, соответствующие КТП выбранного возраста 1-4 классы;
  2. Методическая литература, интернет ресурсы по изобразительному искусству  и приёмы работы с ней;
  3. Сбор, анализ и систематизация материала КТП по Изо и ДПИ. 

Период выполнения – 3 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Определять цели, чётко формулировать задачи развития художественного творчества младших школьников с учётом особенностей возраста.

У 2.

Организовывать  изо и дпи деятельность  младших школьников с учетом возраста.

У 8.

Анализировать приемы организации и руководства внеурочной деятельности школьников  с учетом возраста и психофизического развития детей

З 3.

Знает методы и приемы с методической  литературой

У7.

Осуществлять показ приемов работы с иллюстративным материалом

Рекомендуемая литература для подготовки.

  1. Гагарин Б.Г.Конструирование из бумаги.Ташкент,1988
  2. Лоскутное шитьё без иголки и нитки. Анна Зайцева. М. Эксмо, 2009.- 64 с.
  3. Менчинская Е.А. О. С. Молотобарова. Кружок изготовления игрушек –сувениров М.,Просвещение,1990.
  4. Неменской Л. А. «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  5. Панфилова Т.В.Весёлые самоделки из разных материалов.  М.,  Грандпресс.1995.
  6. Полуянов Ю. «Тестирование детей младшего школьного возраста по изобразительной деятельности» Рига, 2006. Дополнительные источники (для студентов)  
  7. Проснякова Т.Н.Ручное творчество. Программа для 1-4 классов. Самара. Издательский дом «Фёдоров»,2000.
  8. Школа Изо и декоративно-прикладного искусства в 10 выпусках. – М.: ИЗО Искусство, 2003.
  9. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  10. Федорова С. А. Красноярск  Цветы из бумажных лент. Джанет Уилсон. Издательская группа Контэнт,2009.
  11. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

Тема 8. Создание иллюстративного  плана практических заданий по ДПИ для  внеурочной деятельности  на учебный год 

Вид КСР: Самостоятельная работа № 8: Создание распечатки.

Форма контроля: Проверка распечатки КТП итогового варианта.

Методические рекомендации к выполнению КСР:

  1. Создать таблицу иллюстративного календарного планирования по образцу (Приложение 3);
  2. Методическая литература, интернет ресурсы по изобразительному искусству  и приёмы работы с ней;
  3. Работа с техническими средствами – компьютер.

Период выполнения – 3 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Определять цели, чётко формулировать задачи развития художественного творчества младших школьников с учётом особенностей возраста.

У 2.

Организовывать  изо и дпи деятельность  младших школьников с учетом возраста.

У 8.

Анализировать приемы организации и руководства внеурочной деятельности школьников  с учетом возраста и психофизического развития детей

З 3.

Знает методы и приемы с методической  литературой

У7.

Осуществлять показ приемов работы с иллюстративным материалом

Рекомендуемая литература для подготовки.

  1. Гагарин Б.Г.Конструирование из бумаги.Ташкент,1988
  2. Лоскутное шитьё без иголки и нитки. Анна Зайцева. М. Эксмо, 2009.- 64 с.
  3. Менчинская Е.А. О. С. Молотобарова. Кружок изготовления игрушек –сувениров М.,Просвещение,1990.
  4. Неменской Л. А. «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  5. Панфилова Т.В.Весёлые самоделки из разных материалов.  М.,  Грандпресс.1995.
  6. Полуянов Ю. «Тестирование детей младшего школьного возраста по изобразительной деятельности» Рига, 2006. Дополнительные источники (для студентов)  
  7. Проснякова Т.Н.Ручное творчество. Программа для 1-4 классов. Самара. Издательский дом «Фёдоров»,2000.
  8. Школа Изо и декоративно-прикладного искусства в 10 выпусках. – М.: ИЗО Искусство, 2003.
  9. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  10. Федорова С. А. Красноярск  Цветы из бумажных лент. Джанет Уилсон. Издательская группа Контэнт,2009.
  11. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

Тема 9. Итоговое занятие. Подготовка к экзамену ПМ02

Вид КСР: Самостоятельная работа № 8: Создание портфолио.

Форма контроля: Проверка распечатки портфолио.

Методические рекомендации к выполнению КСР:

  1. Создать папку с вложенными работами за весь учебный курс обучения ИЗО и ДПИ.
  2. Подготовить устный доклад (план ответа записать в тетрадь) к защите КТП за весь учебный год.
  3. Принести работы на урок на проверку.

Период выполнения – 2 часа.

Результаты КСР, подлежащие проверке

Знания, умения

Основные показатели оценки результата

У 1.

Определять цели, чётко формулировать задачи развития художественного творчества младших школьников с учётом особенностей возраста.

У 2.

Организовывать  изо и дпи деятельность  младших школьников с учетом возраста.

У 8.

Анализировать приемы организации и руководства внеурочной деятельности школьников  с учетом возраста и психофизического развития детей

З 3.

Знает методы и приемы с методической  литературой

У7.

Осуществлять показ приемов работы с иллюстративным материалом

Рекомендуемая литература для подготовки.

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавания в начальных классах – Методические   http://gigabaza.ru/doc/74327.htm
  2. www.college4.ru – ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга», официальный сайт Интернет  – ресурсы
  3. Программы и аннотации http://college4.ru/about/obrazovanie/861-programmy

Основные источники.

  1. Алексеенко Е.В. Школа России: Концепция и программы для начальных  классов: В 2 ч.: Ч. 2 Изд. 1-е/ 2-е/ 3-е/ 4-е/ Алексеенко Е.В., Анастасова Л.П., Горяев В.Г. - М.: Просвещение, 2010. - 210 с.
  2. Григорьев Д. В., Степанов П.В.  «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты 2 поколения», 3 –е изд., М.: «Просвещение», 2013 г. – 64 с.
  3. Инновационные виды деятельности во внеурочной работе по технологии труда. Метод. пособие, Т.Х.Шушпанова,2013   Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы / сост. М.А.
  4. Козлова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2012   Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Мозаика, 2001.            
  5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  7. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. — Ростов : Феникс, 2009 г.
  8. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. — Ростов : Феникс, 2009 г.
  9. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. Москва 2007. Волков И.П.Учим творчеству.М.,1988.
  10. Программа под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО –Б.М. Неменского. Москва, 2008. С. Бекина, Т. Ломова, Е. Соковнина. «Музыка и движение» М. «Просвещение».2000 г.
  11. Сборник  нормативно-методических материалов по технологии. Авт.сост. Марченко А.В., Сасова  И.А., Гуревич М.И., М. Вентана- Граф,2002 г.  
  12. Сборник нормативных документов: Начальная школа: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы: Примерные программы для начальной школы (сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.) М.: Дрофа, 2009. – 176  с.  
  13. Сборник программ внеурочной деятельности. Авт. сост. Виноградова Н.Ф. 1-4 класс, М.: «Вентана - Граф», 2014 г. -73 с
  14. Сковородина И. З., Герасимов С.А. «Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста», М.: «Академия», 2014 г. – 194 с.  
  15. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  16. Фёдорова С.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта: методическое пособие / С.А.
  17. Шакина Г.В. Развивающее обучение в начальной школе: Специфика учебной деятельности, проекты уроков / Шакина Г.В. – М.: Учитель, 2009. – 147 с. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - (Серия "Сам себе психолог")

Дополнительные источники

  1. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты», М., Просвещение, 1987.
  2. Гагарин Б.Г.Конструирование из бумаги.Ташкент,1988
  3. Лоскутное шитьё без иголки и нитки. Анна Зайцева. М. Эксмо, 2009.- 64 с.
  4. Менчинская Е.А. О. С. Молотобарова. Кружок изготовления игрушек –сувениров М.,Просвещение,1990.
  5. Неменской Л. А. «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  6. Панфилова Т.В.Весёлые самоделки из разных материалов.  М.,  Грандпресс.1995.
  7. Полуянов Ю. «Тестирование детей младшего школьного возраста по изобразительной деятельности» Рига, 2006. Дополнительные источники (для студентов)  
  8. Проснякова Т.Н.Ручное творчество. Программа для 1-4 классов. Самара. Издательский дом «Фёдоров»,2000.
  9. Школа Изо и декоративно-прикладного искусства в 10 выпусках. – М.: ИЗО Искусство, 2003.
  10. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  11. Федорова С. А. Красноярск  Цветы из бумажных лент. Джанет Уилсон. Издательская группа Контэнт,2009.
  12. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

Интернет  – ресурсы:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавания в начальных классах
  2. Методические   http://gigabaza.ru/doc/74327.htm

www.college4.ru – ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга», официальный сайт Интернет  – ресурсы

  1. Программы и аннотации http://college4.ru/about/obrazovanie/861-programmy
  2. Рабочая программа «Волшебный мир искусства» http://sch688.mskobr.ru/images/cms/data/rabochaya_programma_-volshebnyj_mir_iskusstva.pdf
  3. Рабочая программа по Изо по теме: внеурочная деятельность http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/01/28/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti
  4. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  5. Учебно – методический материал по теме: Методические указания по организации внеурочной деятельности (изобразительное искусство)  http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/04/14/metodicheskie-ukazaniya-po-organizatsii
  6. Внеклассная работа: социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library
  7. Рабочая программа по теме: Рабочая программа ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/04/06/rabochaya-programma-pm-02-organizatsiya
  8. Рабочая программа по технологии (1 класс) по теме: Программа по внеурочной деятельности «Декор» Декоративно – прикладное искусство http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2014/04/06/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-dekor-dekorativno

Приложение 1

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

 «Основы организации внеурочной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

 «Анализ программы по внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ»

Студентка: Ф.И.О

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Группа________      

Преподаватель:  Шерина Н.В.

г. Санкт-Петербург

202

Анализ программы по ВУД в области ИЗО и ДПИ

Содержание

Программа

Комментарии

1

2

3

4

1

Название

«Весёлая палитра»

Расположено на титульном листе

2

Учебное учреждение

МОУ «Гимназия №75»

Расположено на титульном листе

3

Автор

Бардина Любовь Алексеевна

Расположено на титульном листе

4

Возраст детей

для учащихся 1-х классов

Расположено на титульном листе

5

Количество часов

Глава 3 программы. Программа рассчитана на 34 часа, адаптирована для учащихся первых классов.

В 3 главе количество часов указано общее на год.

6

Продолжительность

Один год

Информация содержится в «Пояснительной записке»

7

Периодичность проведения занятий

занятия проводятся один раз в неделю по одному часу

В «Пояснительной записке» указана периодичность проведения занятий.

8

Год создания

2016

Расположено на титульном листе

9

Город

Омск

Расположено на титульном листе

10

Направленность программы

организацию проектной деятельности и выполнение коллективных работ.

В программе преобладают уроки декоративного рисования. Параллельно с живописью обучающиеся знакомятся с изделиями народного декоративно-прикладного искусства.

Информация содержится в «Пояснительной записке»

11

Содержание программы

Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Информация содержится в «Пояснительной записке»

12

Цель

формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей;

раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке.

Указано 2 цели, вместо 1. Т.е. допущена ошибка при постановке цели.

13

Задачи

формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре. Осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и художественной культуре народов мира;

 знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

 воспитывать  внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

 развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

 обогащать визуальный опыт детей через посещение экскурсий, выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу;

 укреплять интерес к изобразительному искусству и народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи перечислены в пояснительной записке.

Все задачи начинаются с глаголов: формировать, знакомить, развивать, воспитывать, укреплять…

Следовательно, задачи сформулированы правильно.

14

Особенности программы

Основные особенности программы:

 углубленное изучение ДПИ;

 экскурсии в музей ИЗО (по ДПИ);

 введение регионального компонента (Н.Х.П. Омской области);

 введение основ русского фольклора;

интеграция предметов музыки, МХК, ИЗО, литературы.

В программе перечислены особенности, направленные на углубленное изучение ДПИ. Описание уроков соответствует поставленным задачам.

15

Ожидаемые результаты

Описание содержится в главах 3 и 6

Подробно описано в главе 3, какие результаты ожидаются на первом, втором и третьем уровнях.

Глава 6 посвящена отдельно описанию предметных результатов, которых должны достичь учащиеся первого года обучения

16

Тематический план. Краткое содержание

В 4 главе раскрывается краткое содержание

Темы указаны блоками. Перечислены темы и количество часов для изучения каждой темы. Отдельно указано количество часов для теоретической части и практической. Указана форма организации ВУД.

17

Содержание программы. Практическая часть

Глава 5 описывает содержание блоков, указанных в главе 4.

 Описательная часть составлена на базе блоков, перечисленных в главе 4. Соответственно, нет возможности оценить точное количество часов, которое будет отведено для каждого урока в разрезе вида деятельности.

Ориентируясь на блоки  и их описание, можно отметить, что в программе основное время отведено ДПИ, что соответствует заявленным автором особенностям данной программы.

Программа составлена в разрезе часов таким образом, что не определить количество часов, отведенное на работу. В целом можно выделить:

материал

часы

живопись

акварель, восковые мелки, гуашь

8

Аппликация

панно

~6

ДПИ

~10

Скульптура

Глина, папье-маше

~4

Беседа

1

Выставка

2

Экскурсия

~2

Викторина

1

18

Место проведения

Содержится в описательных блоках (глава 4)

-учебный кабинет

-занятие на улице (пленэр)

-школьная рекреация

-Омская область

- выезд за город

19

Формы работы

Указаны в описательных блоках (глава 4)

Индивидуальная деятельность

Индивидуально-групповая деятельность

Индивидуально-коллективная деятельность

20

Конечные результаты

Указаны в главе 5 в каждом блоке

При постановке цели блока занятий указывается конечный результат. Но не во всех блоках присутствует формулировка конечного результата.

21

Список литературы

 Присутствует

Список перечисленной литературы состоит из 9 источников.

22

Критерии анализа способностей учащихся

 В приложениях к программе

Приведены 2 типа проверки знаний и умений учащихся:

- в начале учебного года

- в конце учебного года

Приложение 2

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

                      Выполнил(а):Ф.И.О.

 Группа:____________

Проверила: Шерина Наталья Валерьевна

Санкт-Петербург

202

Предмет__________________________________________________________Возраст (класс)_____________________________

По программе:__Автор.            Название ___________________________

Тема:

Цель деятельности педагога

Создание…

Задачи

Обучать….

Развивать…
Воспитывать…

Тип занятия

Оборудование

Для учеников:

Для учителя:

Зрительный ряд:

Литературный ряд:

Музыкальный ряд:

Планируемые результаты

Личностные:

- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- применять правила делового сотрудничества;

- сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

- проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику деятельности.

Познавательные:

- выявлять особенности разных объектов;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- сравнивать различные объекты.

Коммуникативные:

-

Регулятивные:

- удерживать цель деятельности до получения результата;

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

- корректировать деятельность.

Список литература

Этап занятия с указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

( .. мин).

Организует мотивирование к учебной деятельности, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, настрой на работу. Проверка готовности к занятию.

Приветствуют учителя.

Подготовка к активной

познавательной

деятельности (…мин).

Проводит вступительную беседу по…..

Презентация . Слайд № 1

Слушают учителя.

Беседуют с учителем.

Дети высказывают предположения и совместно с учителем выбирают тему проекта.

Постановка учебной задачи (  … мин).

Организовывает погружение в проблему.

ТЕМА:

ЦЕЛЬ практической работы:

Слушают учителя.

Готовятся воспринимать материал, отвечают на вопросы учителя.

Беседуют с учителем.

Творческая практическая работа

(… мин).

Организует подготовку к выполнению учебного действия.

АНАЛИЗ образца  изделия:

Критерии работы:

1)

2)

3)

Алгоритм работы:

1)

2)

3)  

Техника безопасности:

1)

2)

Закрепляет полученные знания. Осуществляет реализацию построенного проекта, обсуждает различные варианты, пошаговые действия выполнения рисунка.

Контролирует работу класса и каждого ученика в отдельности.

Помогает преодолеть возникшие трудности.

Решают совместно ……..

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

(… мин)

Выставка. Опрос. Оценивание работ.

Дети отвечают на вопросы.

Приложение 3

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

 «Основы организации внеурочной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

«Календарно – тематическое планирование по ИЗО деятельности и ДПИ

для 1 -  4 класса»

Студентка: Ф.И.О

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных класса

Группа________      

Преподаватель:  Шерина Н.В.

г. Санкт-Петербург

202

Иллюстративный  учебно–тематический  план  по внеурочной работе в области  ИЗИ и ДПИ

Тематический план для школьного возраста (1 час – 45 минут)

класс

Тема

 Иллюстрация

Всего

              1полугодие  (16 недель,  в неделю по 1 часу)

1

1

Графика.  Книжная иллюстрация.

2

2

3

4

2

1

2

3

4

Живопись.  Жанры искусства (натюрморт, пейзаж, портрет)

3

1

Декоративно-прикладное искусство.  Виды росписи.

2

2

3

4

4

1

Скульптура.  Виды скульптуры (Рельеф, круглая).

2

3

4

5

1

Архитектура. Ознакомление с городом СПб.

2

3

4

6

1

Праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, музеи.

2

3

4

Итого:

16

                                2 полугодие (20 недель,   в неделю по 1 часу)

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

       Итого:

20

       Итог за год:

     36

Примерные темы:

  1. День Учителя.
  2. Праздник «Новый год».
  3. Рождество. Святочные гуляния.
  4. День защитника Отечества.
  5. Международный женский день – 8 марта.
  6. 9 – МАЯ.  День Победы.

 

Графика. Темы для книжная иллюстрация.

  1. Колобок.
  2. Теремок.
  3. Снегурочка.
  4. Маугли.

Герои сказки глазами художника

  1. Декоративно-сюжетная композиция. Иллюстрацию к сказке в технике бумажной аппликации.
  2. Иллюстрация цветным графическим материалом.

Живопись.  Жанры искусства

Натюрморт. Каждый художник урожай своей земли хвалит.

Каждая изба удивительных вещей полна.

Пасхальный натюрморт.

  1. Рисунок с натуры натюрморта «Славный урожай»  Акварель.
  2. Предметы  крестьянского быта. Гуашь.

  1. Праздник натюрморт. Гуашь.

Пейзаж Живописные просторы Родины Россия державная.

 «Город чудный, город славный»

Водные просторы России

  • Нарисуй картину «Родные просторы» 
  • Исторический памятник архитектуры.
  • В мире народного зодчества. Изображение архитектурного пейзажа. 
  • Создай картину весенней навигации.

Портрет.  Защитники земли русской

Дорогие, любимые, родные.

  • Создай свой образ воина .
  • Создай портрет самого любимого и близкого тебе человека

ДПИ. Виды росписи.

  1. Филимоновская игрушка.
  2. Дымковская игрушка.
  3. Матрёшка.
  4. Жостовские подносы.

Волшебные букеты из Жостова

  1. Работа с бумагой. Конструирование из плотной бумаги на основе симметричного вырезания, надрезания, склеивания.
  2. Работа с природным материалом.

  1. Гжель.

Родные края в росписи гжельской майолики

  1. Нарисуй деревья, как гжельские мастера.
  2. Укрась тарелочку.  Художественное конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. ( Конструирование на основе складывания, симметричного и асимметричного вырезания, склеивания)

Скульптура.

  1. Геометрический орнамент.
  2. Растение.
  3. Животное.
  4. Человек.
  5. Скульптура СПб.

 Архитектура.

 Достопримечательности (название зданий) СПб для изучения АРХИТЕКТУРЫ города.

Нетрадиционные техники в ИЗО и ДПИ искусстве.

  1. Монотипие.
  2. Трафарет.
  3. Набрызг.
  4. Штампы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр

ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...

Образец работы: КОС ПМ02 Тема: «Анализ программы по внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ"

Контрольно - самостоятельная работа по дисциплине ПМ02 на тему: «АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ОБЛАСТИ ИЗО И ДПИ»По курсу   «МДК. 02.01 Ос...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...

Программа курса по внеурочной деятельности «Профессиональная этика логиста» для специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Программа курса «Профессиональная этика логиста» внеурочной деятельности обучающихся разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.03 «Операционная деятел...

Методическая разработка "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ПОЛИЦЕЙСКАЯ ГРУППА" для студентов специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

В ГБПОУ "СТМСХ" УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ПОЛИЦЕЙСКАЯ ГРУППА". В ПРЕДСТАВЛЕННОМ МАТЕРИАЛЕ МОЖНО ОТЫСКАТЬ ПРОГРАММУ РАБОТЫ ГРУ...