Формирования профессиональных навыков в школьном возрасте на уроках математики.
статья

Новокрещенова Светлана Сергеевна

Статья "Формирование профессиональных навыков в школьном возрасте на уроках математики."  опублекована в сборнике "Роль естественно-математических и технологических предметов в формировании профессиональных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novokreshchenova_s.s.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

С.С.Новокрещенова

Г.Коркино, П. Первомайский.

Формирования профессиональных навыков в школьном возрасте на уроках математики.

С переходом к информационной культуре нашего общества, одной из важнейших задач образования стала - подготовка человека, который соответствует  новой культуре.          На сегодняшний день очень актуальными вопросами являются: развитие современной личности и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций.     Дальнейший жизненный, профессиональный путь после обучения в школе, каждому ученику предстоит пройти самостоятельно.  Как подготовиться к изменениям на рынке труда, быть востребованным? Какие личностные и профессиональные качества способствуют успеху? Что для этого необходимо?  Для того, чтобы современный человек успешно включился в социально значимую деятельность, ему необходимо обладать определённым набором черт, такими как, умение владеть собой, ладить в коллективе, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность, и другие.

Математика неотъемлемая и составная часть человеческой культуры, она является базой научно-технического прогресса, важной составляющей развития личности. Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, развитие их личности средствами математики.

Обучение математики способствует выработке умений обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ, формирует точность, внимание, настойчивость, умение выражать свои мысли.

В процессе решения арифметической задачи, у детей развиваются не только навыки нахождения ответов на вопросы математического характера, но и развивается способность находить объективное решение в различных жизненных ситуациях.

То есть, математика помогает обучающим  развивать в себе  профессиональные и общие компетенции: понимание сущности и социальной значимости будущей профессии; проявление устойчивого интереса к предмету; организация собственной деятельности, анализ рабочей ситуации, исходя из цели и способов ее достижения; осуществление текущего и итогового контроля, оценки и коррекции собственной деятельности, формирование  ответственности за результаты своей работы, осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;  использование информационно-коммуникационных технологий; работа в команде и другие.

На своих уроках я использую коллективный способ обучения. Коллективный способ обучения  - это обучение, которое осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Работа организуется так, чтобы весь материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. В диалоге вырабатываются навыки делового и социального общения.

Как происходит такое обучение? Ученик работает с одним товарищем, потом с другим, третьим. В паре они могут помогать друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности.

На своих уроках я пользуюсь «Коллективным способом обучения». Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Работа организуется так, чтобы весь материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. Разработала технологию обучения в парах сменного состава В.В.Архипова.

Методика «Взаимообмен заданиями». Для изучения берётся небольшая тема или подтема. Выбранный материал разбивается на «порции», и каждая «порция» оформляется на карточке. Набор карточек – блок заданий. В блоке – от 4 до 9 заданий. Каждая карточка содержит идею, отличную от идей других карточек, причём ученик может начать работать с любой карточки и выполнять задания в разной последовательности, то есть каждая карточка должна являться самостоятельным выводом в тему.

Типы структуры карточек:

  1. Карточка состоит из двух частей : первая часть – задание для ввода, оно же для взаимообмена, вторая часть – задание для самостоятельной работы. Задание для ввода – это решённая задача или пример, то есть образец, который ученик должен записать в тетрадь, внимательно разобрать и научиться объяснять товарищу. Во второй части карточки – задания доля закрепления навыков.
  2. Карточка состоит так же из двух частей, но во второй части дан набор упражнений для прочного и глубокого усвоения, для выработки умений и навыков выполнения заданий данного типа.
  3. В карточках перед образцами заданий могут быть даны теоретические сведения : выписаны формулы, основные термины, признаки и т.д.
  4. Задания во второй части усложняются.
  5. Пред выполнением задания необходимо усвоить теоретические сведения, данные в учебнике или пособии, научиться объяснять товарищу, уметь их записать и ответить на вопросы.
  6. Карточка состоит из трёх частей. Две первые части уже описаны, а в третьей дано дополнительное, не обязательное задание.

Карточки разной структуры применяются для решения различных дидактических задач. Карточки типа 1,2,3 составляются для выработки первичных умений и навыков учащихся. Их же можно использовать при повторении материала перед изучением новой темы.

Карточки типа 4,5 подходят для углублённого изучения темы, итогового повторения, при обобщениях и установлении связей данной темы с другими. Карточка типа 6 наиболее сложные. Они предназначены для закрепления большой темы.

Алгоритм работы методики « Взаимообмен заданиями».

  1. Начертите таблицу (лист учёта, в котором 6 заданий). Отметьте «+» номер карточки, которую решаешь.
  2. Получив карточку, проработай её вместе с соседом: отметь на вопросы карточки и решите её вместе ( на первом этапе работают соседи по парте)
  3. Проверь свои ответы у учителя.
  4. Если решение верное, то сделай отметку в листе учёта и ищи нового партнёра, взяв новую карточку у учителя, чтобы с ней работать с новым партнёром.
  5. Встретившись с новым партнёром, объясни ему первое задание из своей карточки (предварительно разобрав вопросы карточки), затем твой товарищ объяснит первое задание своей карточки.
  6. Затем каждый самостоятельно решает второе задание карточки, сверяется решениями, делает отметку в листе учёта, и пара распадается – каждый ищет нового партнёра.
  7. Если ты проработал успешно все 6 карточек, то приступай к выполнению самостоятельной работы или к решению дополнительного задания.

Карточки по теме «Обыкновенные дроби» (5класс). Цель: обобщение и систематизация знаний по теме.

Карточка № 1.

  1. Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
  2. Как преобразовать неправильную дробь в виде смешанного числа?

Задание: Выполните сложение.

  1.   ;    ;      ;    ;     ;      :

Карточка №2

  1. Какая дробь называется неправильной?
  2. Как выбрать единичный отрезок?
  3. Как преобразовать неправильную дробь в виде смешанного числа?

Задание: Начертите числовой луч и отметьте на нём точки, соответствующие этим числам. Неправильную дробь преобразуйте в смешанное число.

  1. ;  ; ; :        

Карточка №3.

  1. Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями
  2. ?
  3. Как сравнить два числа расположенные на числовом луче?

Задание: Сравните числа

  1. 2;     5;   4  ;   ;       3;    5  :

Карточка №4.

  1. Что показывает числитель дроби? А знаменатель?
  2. Как найти дробь от числа?

Решите задачи:

  1. Длина прямоугольника 24 м., ширина  составляет  Какова ширина прямоугольника?
  2. В классе 35 учеников. Девочки составляют  класса. Сколько мальчиков в классе?

Карточка №5

  1. Как найти неизвестное слагаемое?
  2. Как найти неизвестное уменьшаемое?

Решите уравнение:

 + х =  ;        у -  =  :          + х =  ;      х -  =  :

Карточка №6

  1. Какие дроби называются правильными?
  2. Как преобразовать неправильную дробь в смешанное число?

Задание: Преобразуйте неправильную дробь в смешанное число.

  ;  ;  ;   ;   ;   ;  ;   ;  ;  :

Литература :

« Математика 5-11 классы Коллективный способ обучения. Конспекты уроков, занимательные задачи» Автор составитель И.В.Фотина. Издание 2-е,Издательство «Учитель», Волгоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование характера в младшем школьном возрасте.

Актуальность работы состоит в том, что необходимым условием становления характера является формирование общественно ценных черт характера, то есть такая организация игровой, учебной, трудовой де...

Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1   РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).

Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности....

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...