Формы и виды педагогического контроля в современной системе среднего профессионального образования
статья

Кашталинская Ирина Анатольевна

Педагогический контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, преподавателю необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которая получается с помощью текущего контроля. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия «качественное образование». Поэтому актуальна проблема повышения эффективности педагогического контроля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и виды педагогического контроля в современной системе среднего профессионального образования

Педагогический контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, преподавателю необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которая получается с помощью текущего контроля. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия «качественное образование». Поэтому актуальна проблема повышения эффективности педагогического контроля.

Практика проведения занятий общеобразовательных дисциплин, внедрение различных педагогических технологий позволяют организовывать проверку и контроль знаний обучающихся на различных этапах учебного процесса:

В педагогической деятельности использую следующие методы: устный опрос, дискуссия; защита докладов и рефератов; письменная работа; тестирование.

На занятиях устному опросу отводится часть времени. На уроках закрепления знаний, повторительно-обобщающих устному опросу может быть посвящен весь урок. Главная цель - выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким темам. Задача заключается в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ об изучаемом вопросе.

Собственная практика проведения опроса учащихся на занятиях позволила сформировать систему несложных организационно-методических моментов.

1) Вопрос для развернутого ответа необходимо ставить перед всей группой, мобилизуя знания и активность каждого, и только после небольшой паузы следует приглашать обучающегося для развернутого ответа. На занятиях практикую ответы учащихся у доски, перед группой, что способствует развитию у них вырабатывать привычку к четкой и логической речи, точности формулировок, формированию речевого этикета и навыков публичного выступления.

2) Во время опроса учебная литература должны находиться в закрытом виде - это обязательное требование, выполнение которого необходимо для того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы группы: участие в беседе или дискуссии, оценивание и рецензирование ответа. Обращение к учебнику разрешается только в случае необходимости, например уточнения, наведения справки, дословного комментария фраз обращение сложной схеме и т.д.

3) Прерывать обучающегося допустимо лишь в особых случаях: отклонения от темы, существа поставленного вопроса, перегрузки ответа второстепенными деталями.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений: умения рассказывать и планировать свой ответ, вести рассказ, сопровождая его показом, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать.

Для проверки прочности усвоения материала следует задавать дополнительные вопросы по ранее пройденному материалу. Использование нестандартных ситуаций или познавательных заданий и задач позволяют определить степень понимания изложенного материала, его практическую значимость и использование.

Лабораторная работа – одна из форм контроля, которая требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Она активизирует познавательную деятельность. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как устный опрос или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения обучающихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Устный зачет по теме - одна форм контроля на старших курсах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающегося. Обучающися может решать практическую задачу, а затем беседовать с преподавателем. Это наиболее индивидуализированная форма. Преподаватель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у конкретного обучающегося: всем даются индивидуальные задания.

Зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка компетентности обучающегося преподавателем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:

- на зачет отводится не более 2 академических часов;

- подготовка к зачету ведется заблаговременно, преподаватель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень вопросов.

Принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов на средних и старших курсах.

Одним из видов самостоятельной работы является написание рефератов, подготовка выступлений, сообщений, докладов. Тематика рефератов и докладов разнообразна, выбор тем соответствует разделам образовательной программы, заранее оговаривается.

Выполнение такого рода заданий раскрывает эрудицию обучающихся, умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать информацию.

Основная задача преподавателя - грамотная и целенаправленная работа над методическими рекомендациями для студентов, подборе тем и литературы. В процессе оценивания знаний мною учитываются: соответствие собранной информации заданной теме, характер и стиль изложения, уровень проведенного анализа, логика и обоснованность выводов, их соответствие теме. Поощрительные баллы учащийся может получить за правильность оформления в соответствии с методическими указаниями и требованиями.

Множество видов и форм контроля дает возможность творчески подходить к его организации. В современных условиях преподавания отдельных предметов оптимальным способом осуществления текущего или промежуточного контроля за усвоением знаний в сжатые временные сроки с охватом наибольшего количества учащихся является тестирование.

В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего учащиеся, выучившие учебный материал. Логически мыслящим обучающимся, для которых в основе изучения материала лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше.

Опыт применения тестирования заданий обучающихся показывает, что целесообразнее всего использовать его:

- с целью текущего контроля за приобретением знаний обучающимися;

- по результатам изучения очередной темы или раздела курса;

- с целью контроля за динамикой усвоения знаний обучающимися по сквозным темам и т. д.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

- длительность (месяц, учебный годи т.д.);

- периодичность (на каждом занятии, после изучения каждой темы, каждого раздела и т.д.);

- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, практических).

Опыт преподавания общепрофессиональных дисциплин позволяет постепенно, но целенаправленно формировать систему тестовых заданий по дисциплинам: на итоговом занятии, тестирование в ходе обучения (например, после изучения какой-либо темы). В этом случае преподаватель сам заранее устанавливает, за какое количество вопросов какую оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в определенных случаях может быть организовано, например, для слабоуспевающих.

Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов.

Работу по созданию тестов и соответственно формированию единой тестовой системы контроля знаний осуществляю поэтапно.

1 этап. Отбор учебного материала, подлежащего тестовому контролю, и его спецификация. Для этих целей я выделяю круг тем отдельных модулей, включаемых в тест, и определяю относительное количество заданий, которым должен быть представлен каждый модуль предмета. Мною четко и однозначно описываются все знания, умения и навыки, владение которыми проверяется с помощью теста.

2 этап. Создание заданий в тестовой форме по всему предмету или по проверяемой теме, разделу, объединение их в тематические группы, комплектование первичного, пробного, теста. Задания, входящие в тест, мною подбираются так, чтобы они давали основу для проверки некоторых из таких категорий приобретенных знаний.

3 этап. Проверка первичного теста на группе учащихся по сценарию. Сценарий тестирования должен отражать последовательность его проведения.

Организацию тестирования осуществляю по следующему сценарию:

1. Обозначаю цель тестирования, сообщаю, какие результаты ожидаются.

2. Провожу мотивацию и объясняю, почему учащиеся должны приложить максимум усилий для выполнения теста.

3. Чётко озвучиваю инструкцию по работе с тестом.

4. Провожу разбор задания-образца с целью проверки правильности понимания инструкции.

5. Сообщаю о времени выполнения тестирования.

6 В процессе решения тестовых задач осуществляю контроль за состоянием испытуемых, за временем, затраченным на выполнение отдельных заданий, соблюдением требований по заполнению бланков, дисциплиной и т.д.

4 этап. Обработка ответов и статистический анализ результатов первичного тестирования, корректировка тестовых заданий. Самый распространенный способ оценки заключается в том, что за правильно выполненное задание испытуемому дается один балл, а за неправильно выполненное -- ноль. Суммирование всех оценок за задания определяет тестовую оценку испытуемого, показывающую степень овладения учебным материалом.

5 этап. Формирование из прошедших проверку заданий собственно теста. Тест формирую из заданий, расположенных в порядке возрастающей трудности, с учетом должного уровня усвоения знаний и максимально охватывающих всю программу предмета. При программированном контроле тестовой программой использую режимы выборочного или случайного построения тестовых заданий.

6 этап. Эмпирическая проверка теста. Уточняю педагогические характеристики как отдельных тестовых заданий, так и всего теста в целом, его валидность, надежность и др.

Большая вариативность форм и типов тестов позволяют разрабатывать их для проверки всех уровней усвоения материала и могут быть адресованы учащимся разного уровня подготовленности.

В целях дифференциации контроля могут быть разработаны различные по сложности выполнения варианты тестовых заданий, что позволит применить индивидуальный подход в обучении учащихся.

Анализ тестирования позволяет сделать следующие выводы: по мере перехода от изучения одной темы к другой наблюдается увеличение количества обучающихся, удовлетворительно решающих тесты, а следовательно – можно отследить динамику увеличение среднего балла и качества знаний по дисциплине.

Наблюдения за характером деятельности учащихся в течение учебного года показали, что проверка знаний учащихся при помощи тестов побуждает их более внимательно и системно работать с лекционным материалом, активно работать на занятиях, уделять большое внимание самоподготовке.

Полученные при тестовом контроле оценки улучшают показатели успеваемости и качества знаний по сравнению с результатами устного и письменного опросов. Так, около 52% учащихся усваивают тематику на «отлично», 27% - на «хорошо», 15% - на «удовлетворительно», 6% - на «неудовлетворительно».

На основании этих данных можно утверждать, что тестовая форма этапно-тематической проверки может эффективно применяться при обучении.

По моим данным, при повторном тестировании выяснилось, что учащиеся, выполнившие при первом решении тестов правильно 70% и более предлагаемых заданий, практически на том же уровне справились с повторным их решением. Это говорит о том, что у данной группы учащихся наблюдается довольно стабильная учебная деятельность, т.е. усвоенные ранее знания сохраняются у них в памяти на достаточно длительный промежуток времени.

На занятиях для проверки знаний учащихся я использую различные электронные ресурсы: энциклопедии, учебники, учебные курсы, которые, используют весьма простой подход: сначала помочь ликвидировать пробелы в знаниях, а затем - проверять и закреплять. Многие электронные учебники и пособия снабжаются не только учебным материалом, но и качественно разработанными интерактивными пособиями, словарями, способствующими быстрому поиску информации. В силу своих психолого-возрастных особенностей обучающимся, гораздо легче усваивать материал в аудиовизуальной и интерактивной форме, нежели в абстрактно-текстовой. Кроме того, переключение уровней восприятия позволяет максимально долго удерживать внимание на предмете обучения, избегая перенапряжения их в ходе занятия. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше.

Таким образом, при использовании такой системы контроля на занятиях можно отметить положительную динамику в освоении дисциплины, проследить положительную динамику успеваемости, в том числе и у слабоуспевающих студентов.

Решая задачи формирования учебной деятельности, мы должны формировать инструмент - предметные знания и умения, которые являются средствами для решения более значимых задач, следовательно, необходимо эффективно отслеживать (контролировать и оценивать) сами знания и умения.

Применение заданий различного типа, в сочетании с образовательными технологиями позволит обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения, кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции таких заданий.

Используя заданий различного типа на занятии, как одну из форм контроля за знаниями обучающихся, можно сказать, что такие задания способствуют развитию у студентов умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать. В основном те виды заданий, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия.

Таким образом, контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его качество. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Следовательно, одним из путей организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов не только у каждого студента, но и у каждого преподавателя.

Педагогический контроль являться цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности.

Список литературы

  1. Гайсина Г.И. Компетентностный подход к многоуровневой подготовке социально-педагогических кадров Социальная педагогика: традиции и инновации. Часть 2 // Материалы всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием. - Екатеринбург. – 2011
  2. Звонников, В.И., Челышкова, М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: Учеб.пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова -  М.: Университетская книга, Логос, 2011.
  3. Менеджмент качества образовательных процессов : учеб.пособие / под ред. Э. В. Минько, Николаевой. — М. :Норма : ИНФРА-М, 2013.
  4. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: Уч. пос. / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015.
  5. Поддубная Т.Н., Куракова Г.В. Паспорт общих компетенций обучающегося как системообразующий элемент учебной деятельности в аспекте реализации ФГОС третьего поколения // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. - №4(91).
  6. Фомин Н.В. Технология разработки требований к результатам образования в контексте ФГОС ВПО // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. - №4(91).
  7. Шамова Т. И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в системе СПО: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014.
  8. Шаталов А.А., Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Гвоздева Е.А., Пичугина А.М. Мониторинг и диагностика качества образования// НИИ педагогических технологий, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси...

Современные педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании: (из опыта работы преподавателя истории)

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...