методическая разработка внеучебного занятия "Знатоки русского языка"
методическая разработка

Методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка, классных руководителей групп студентов, обучающихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, и может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятий по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

Подготовила:

Гетманова Валентина Леонидовна,

преподаватель русского языка и литературы

Алексеевка, 2021

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка предназначена для преподавателей русского языка, классных руководителей групп студентов, обучающихся в средних специальных профессиональных учебных заведениях, и может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятий по предмету.

Русский язык, к сожалению, не у всех студентов пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней жизни - резкое падение интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Один из путей решения проблемы - использование в учебной деятельности лингвистических игр, которые смогут не только развить внимание, но и вызвать интерес к этой деятельности. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Целью педагогической деятельности являлось приобщение студентов к речевой культуре, расширение кругозора обучающихся средствами русского языка, обеспечение лингвистического и общего культурного развития.

Автор - Гетманова Валентина Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы.

Данная методическая разработка написана в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания студентов.

ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ И ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ

Цели:

Развивающие:

  • содействовать формированию общеучебных компетенций по дисциплине «Русский язык»;
  • способствовать становлению языковой интуиции студентов; умению аргументированно излагать свою точку зрения; работать в команде.

Воспитательная:

  • способствовать повышению уровня общей и коммуникативной культуры студентов.

Место проведения: классная аудитория.

Продолжительность: 60 минут

Участники: студенты 1 и 2 курса.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, слайдовая презентация, буклет, листы для написания рефлексии в форме диаманты.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

5

Подготовительная работа

6

Ход мероприятия

7

Заключение

18

Список использованной литературы

19

ВВЕДЕНИЕ

Берегите наш язык,

наш прекрасный русский язык, — это клад,

это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И. С. Тургенев     

     Тема внеклассного мероприятия была выбрана не случайно. Русский язык –сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры.

     Лингвистическая игра “Знатоки русского языка” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы способствовать становлению языковой интуиции, обогащению речи обучающихся, обеспечению разностороннего развития студентов.

     Мероприятие предусматривает проведение лингвистических конкурсов с использованием мультимедийной презентации. При подготовке к лингвистической игре было прочитано много литературы, связанной с темой мероприятия.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Участники игры:

- готовят мультимедийную презентацию;

- подбирают материал к игре;

- оформляют буклет;

- пишут сценарий игры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Русский язык в умелых руках

и в опытных устах— красив, певуч, выразителен,

 гибок, послушен, ловок и вместителен

А. И. Куприн

СЛАЙД 2

Преподаватель. Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем мероприятии, название которого - «Знатоки русского языка».

Начать хочу с высказывания якутского поэта Семена Данилова:

 Я ко всем наукам ключ имею,

 Я со всей вселенною знаком –

 Это потому, что я владею

 Русским всеохватным языком.

СЛАЙД 3

Ведущий 2. Русский язык -  это наш родной язык – мы говорим на нем, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

- Но хорошо ли мы его знаем?  

Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С.Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю
.

  Ведущий 1. Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.

А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят три команды, и мы определим знатоков русской речи.

Выбор и представление команд, жеребьевка. Задание командам: «Придумайте название своей команде и приветствие своим соперникам».

СЛАЙД 4

Игра со зрителями.

Задание для зрителей: подберите для предложенных иностранных пословиц и поговорок аналогичные русские.

Идущий степь пересечет (финская). Дорогу осилит идущий.

Нет человека без недостатков (турецкая). Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Кто воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая). Тот не ошибается, кто ничего не делает.

И короли ошибаются (вьетнамская). На всякого мудреца довольно простоты.

Везде хлеб с коркой (литовская). Нет розы без шипов.

В новом кувшине вода холодная (персидская). Новая метла чисто метет.

Ведущий 2.  Слово предоставляется командам.

Ведущий 1. Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто с заданием справиться быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли:

Самойленко Ангелина, студентка 2 курса специальности «Право и организация социального обеспечения»

Склярова Юлия, студентка 2 курса специальности «Право и организация социального обеспечения»

Дрозд Анастасия, студентка 2 курса специальности «Право и организация социального обеспечения»

Итак, начинаем игру.

СЛАЙД 5

Конкурс «Разминка»

Ведущий 2. Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, заработает 1балл).


1. Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит). 1балл.

2. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая). 1балл.

3. Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица).1 балл.

А сейчас вопросы на смекалку.

1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие). 1 балл.

2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 балл.

3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос). 1 балл.

4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные. (Уши). 1 балл.

5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1 балл.

6. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1балл.

СЛАЙД 6

Конкурс капитанов

Ведущий 1. Теперь просим выйти капитанов. Вам предстоит выполнить следующее задание. Попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. На доске написаны скороговорки. Вам предстоит быстро и без ошибок их прочитать.

1.    Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

2.    Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь, не выговоришь.

3.    Карл у Клары украл кораллы, а  Клара у Карла украла кларнет.

СЛАЙД 7

Конкурс «Отгадай пословицу»

Ведущий 2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.

1)  Что не вырубишь топором?  (Что написано пером). 

2)  Чем долг красен? (Платежом).

3)  Где черти водятся?  (В тихом омуте).

1) Что любят деньги?  (Счет). 

2) Что надо сделать, когда назвался груздем?  (Залезть в кузов). 

3) В какие сани не следует садиться? (Не в свои).

СЛАЙД 8

Конкурс «Грамматическая арифметика»

Ведущий 1. Для каждой команды раздается по два примера. Задание: решите примеры.

 Ров + поза = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл.

 Кипа + сатин = ? музыкант. (Пианистка). 1балл.

Тоска + пар + шов = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл.

Второй команде: Охра + под = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл.

Паста + клин = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл.

Лик + пена = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл.

СЛАЙД 9

Конкурс «Образцовая речь»

Ведущий 2. Задание: поставьте ударение в словах:

каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.

За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.

СЛАЙД 10

Проверьте правильность ударений.

СЛАЙД 11

Ведущий 1. Задание: найдите речевые ошибки и объясните их:

1) открывается вовнутрь (правильно - внутрь)     

2) купил задаром  (правильно - даром)        

3) навряд ли (правильно - вряд ли)  

1) булка хлеба  (правильно - буханка)                     

2) отрезал напополам  (правильно – надвое или пополам)  

3) гордая осанка (правильно – горделивая осанка)  

За каждое правильное объяснение 1 балл.

СЛАЙД 12

Конкурс «Как об этом говорят?»

Ведущий 2. Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

1.     О том, кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе). 1балл.

2.     О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. (Фома неверующий). 1 балл.

3.     О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит). 1 балл.

4.     О болтливом человеке. (У него язык без костей). 1 балл.

5.     О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней). 1 балл.

6.     О ленивом человеке. (Ел да устал, спал да намаялся).1 балл.

СЛАЙД 13

Конкурс «Глагол»

Ведущий 1. Запишите как можно больше глаголов, которые без «не» не употребляются.

(Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровится, несдобровать…)

За каждое слово по 1 баллу.

СЛАЙД 14

Конкурс «Знаете ли вы басни?»

Ведущий 2. Определите, из каких басен эти крылатые слова.

  1. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»). 1 балл.

  2. «А ларчик просто открывался». («Ларчик»). 1 балл.

  3. «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и муравей»). 1 балл.     

  4. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягненок»).  1 балл.

  5. «Кто виноват из них - судить не нам, но только воз и ныне там…» «Лебедь, рак и щука». 1 балл.

  6. По улицам Слона водили,

   Как видно, напоказ.

   Известно, что Слоны в диковинку у нас... «Слон и Моська». 1 балл.

СЛАЙД 15

Конкурс «Наборщики»

 Ведущий 1. Задание: наберите наибольшее количество слов из слова «языкознание»  за одну минуту.

 За каждое слово по 1 баллу. 

СЛАЙД 16

Конкурс «Деньги на Руси»

Ведущий 2. Задание: в нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту. (Полушка (полуденга) — мелкая разменная рус. монета. С 15 в. чеканилась из серебра, равнялась 1/2 моск. или 1/4 новгород. денги (отсюда ее назв. "четвертца").

Грош - мелкая разменная медная монета.

Деньга - (до конца XVIII века — денга, от тюрк. täŋkä — монета) — собирательное название древнерусских серебряных монет, чеканившихся, начиная со второй половины XIV века в Москве, Новгороде, Рязани.

Алтын (или алты́нник)(от тат. алты — шесть) — старинная русская мелкая монета, а также единица денежного счёта. С 15 века равнялась 6 московским или 3 новгородским деньгам. Последняя позднее получила наименование копейки.

Гривна - денежная и весовая единица в Древней Руси - серебряный слиток весом около полуфунта. Фунт - старинная русская мера веса равная 409,5 грамма (применялась до введения метрической системы мер).

Ногата - единица древнерусской денежной системы опирающейся на арабское серебро. … Куна имела вес (2,73 г).

Червонец - денежная единица в Российской империи и СССР. В разное время ей соответствовал различный эквивалент в рублях.

За каждое слово по одному 1 баллу.

СЛАЙД 17

Конкурс «Что общего?»

Ведущий 1. Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор?  Через минуту дайте ответ. ( Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки.  Компот – то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор – тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков).  2 балла.

СЛАЙД 18

Подведение итогов игры. Слово жюри.

СЛАЙД 19

Рефлексия. 

Преподаватель: Сейчас я вам предложу составить диаманту о ваших впечатлениях, полученных после сегодняшней встречи. Диаманта –  это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты
2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты
3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению
4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)
5-я строка –  три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму
6-я строка –  два прилагательных (по отношению к антониму)
7-я строка – существительное, антоним теме.

Пример диаманты
Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Нас всех объединяет чудо языка. В нем наш труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны.

          Данное мероприятие еще раз доказало, что слова Гёте "Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек" не утратили своей актуальности и сегодня.

Цель мероприятия, прозвучавшая во вступительных словах ведущих, достигнута. Поставленные задачи полностью реализованы.

Хочется верить, что данное мероприятие приобщило студентов к речевой культуре, расширило кругозор обучающихся средствами русского языка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белицкая Н.Г., А.О.Орг. Школьные олимпиады. Москва: Айрис – пресс, 2017.
  2. Бетенькова Н.М., Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996.
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.
  4. Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания по русскому языку. Волгоград. 2006.
  5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - М.,1982.
  6. Ладыженская Т.А., Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992.
  7. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  8. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.
  9. Тоцкий П.С., Орфография без правил. Москва “Просвещение”, 1991.
  10.  Успенский Л.В. Слово о словах.- Л.,1962.
  11.  Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс

Цуканова Е.А.                 учитель начальных классов...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"

Методическая разработка урока по русскому языку  для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"...

Методическая разработка урока по русскому языку " Пишите письма"

методические рекомендации по ведению урока русского языка...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

методическая разработка по дисциплине: Русский язык. Тема: Имя Числительное

Данная тема занимает важное место в разделе «Морфология». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.   Обобщение изученного ранее материала по...

методическая разработка олимпиады по русскому языку

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения Олимпиады по русскому языку, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач, рекомендуемые источники информации для подготовки...