Патриотическое воспитание на уроках математики
статья

Филиппова Алла Федоровна

На уроках, посвященных патриотическому воспитанию студентов нужно способствовать постепенному формированию и воспитанию у студентов любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, преданности Отчеству, гордости за его прошлое и настоящее, стремлению защищать интересы Родины, ответственности, гуманности, культуре поведения, стремлению к сохранению общечеловеческих ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиппова А.Ф., преподаватель математики

СПб ГБ ПОУ «Техникум «Приморский»

 

Патриотическое воспитание на уроках математики

        

        Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

        Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

        На уроках, посвященных патриотическому воспитанию студентов нужно способствовать постепенному формированию и воспитанию у студентов любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, преданности Отчеству, гордости за его прошлое и настоящее, стремлению защищать интересы Родины, ответственности, гуманности, культуре поведения, стремлению к сохранению общечеловеческих ценностей.

        Воспитание патриотизма, культуры поведения в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы. На уроке воспитание осуществляется посредством четырех факторов:

1)      через содержание образования;

2)      через методы и формы обучения;

3)      через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

4)      через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

        Для изучения осознания студентами патриотических норм проведено диагностирование.  В исследовании принимали студенты в количестве 20 человек.

        По данным результатов диагностики, выявлены три уровня патриотического воспитания студентов: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень осознания патриотических норм имеют 7 студентов, что составляет 35% - студенты испытывают трудности в определении понятия «патриот», «Родина», не знают государственной символики, неохотно участвуют в мероприятиях патриотического характера.

        Средний уровень осознания патриотических норм имеют 2 студента, что составляет 10% - студенты испытывают трудности в определении понятия «патриот», «Родина», знают государственную символику, участвуют в мероприятиях патриотического характера.

        Высокий уровень осознания патриотических норм имеют 11 студентов, что составляет 55% - студенты могут дать определение понятиям «Патриот», «Родина» знают государственную символику, активно участвуют в мероприятиях патриотического характера.

        Учитывая полученные результаты диагностического исследования уровня патриотизма можно прийти к выводу, что необходимо гражданское и патриотическое воспитание студентов.

        У студентов должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от колледжа: его роль в этом плане невозможно переоценить.

 

        В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.  Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора студентов и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.

         Решение задач с практическим содержанием дает возможность обучающимся задуматься о тяготах военных лет. Чтобы составить такие задачи к уроку нужно выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе студента. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения, которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.

        Еще одним из направлений патриотической воспитательной деятельности преподавателя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.

 Мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.

«Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.

        Воспитанию ответственности, гуманности, культуры поведения, стремления к сохранению общечеловеческих ценностей способствуют задачи, затрагивающие экологические проблемы, воспитывающие качество бережливости и экономии, воспитывающие человека-труженика.

        Краеведческая направленность содержания задач помогает воспитать у студентов гордость за свою малую родину. Включение сведений об экономике, культуре своего края, расширяют кругозор обучающихся, формируют их социальную адаптацию.

При изучении темы «Графики функций» можно показать на наглядном примере изменения экономического развития города и области. Статистические данные экономического развития города применять для развития исследовательских умений и навыков студентов.

        Для студентов очень важно иметь пример для подражания. По выражению А.Эйнштейна «… моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения». Раскрытие роли ученых в становлении и дальнейшем развитии математической науки во всём мире, рассказ об их мужестве, любви к Родине, бескорыстии, скромности и самопожертвовании помогают учащимся в выработке правильных жизненных позиций.

        Жизнь и творческая биография выдающихся русских ученых-математиков - С.В.Ковалевской, Н.И. Лобачевского, М.В.Остроградского, М.Л.Чебышева и других являются ярким примером патриотического служения Родине. На их основе формируют понятия долга, преданности Родине.

 Формы проведения занятий различны: от традиционных до нестандартных форм ведения уроков: виртуальные экскурсии, путешествия, конференции.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», М.:2006

2. Педагогический словарь, enc-dic.com/pedagogics/Vneurochnaja-Rabota-279.html

3. Прохорова О., Кузнецова Л., Обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодежи // Воспитание школьников. -2006, №3. -с.2

4. Кордемский Б. А. Великие жизни в математике/Б.А. Кордемский.- М: Просвещение. 1995

5. Сайт Федерации Интернет – образования - http://senter,fio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гражданско-патриотическое воспитание на уроках и внеклассных мероприятиях

Опыт гражданско–патриотического воспитанияпри проведении внеклассных мероприятийпреподавателя истории БОУ ОО СПО ОКТЭСПанкратовой Г.В.         Одной из основных...

Тезисы выступления "Патриотическое воспитание на уроках истории".

Тезисы выступления "Патриотическое воспитание на уроках истории" 30.12.2014 г. на заседании Совета классных руководителей в Политехничнском отделении ГБПОУ Колледжа "Царицыно"....

гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания....

Статья "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории"

Данная статья показывает значимость нравственного ипатриотического воспитания на уроах истории....

Статья "Патриотическое воспитание на уроках биологии"

quot;Преподаватель должен относиться к предмету как художник, а не как фотограф"  К.А. Тимирязев. Тогда это может привести к более осознанному восприятию природы....