ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО.
статья

Сторублевцева Галина Николаевна

в материалах статьи рассмотрен один из методов применения компетентностной модели образовательных программ подготовки обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений — социальное партнерство и производственная практика, результатом которых является профессиональное самоопределение личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО.                                  

Сторублевцева Галина Николаевна,преподаватель

Сторублевцев Вадим Владимирович, мастер производственного обучения

ГБПОУ ВО«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум».

г.Борисоглебск, ул.Советская  13

    Аннотация:     в материалах статьи рассмотрен один из методов применения компетентностной модели образовательных программ  подготовки  обучающихся  средних профессиональных   образовательных учреждений — социальное партнерство и производственная практика, результатом которых является профессиональное самоопределение личности.

     Профессиональное самоопределение обучающихся в процессе профильного обучения является целостным и долговременным процессом определения личностных позиций в профессиональной деятельности.

       В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения в условиях рыночной экономики является поиск и установление прочных взаимовыгодных связей с предприятиями и организациями, разработка эффективной системы подготовки кадров.

       Производственная практика в профессиональном образовании - это определенная ступень для выработки умений распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; применять актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).   Социальное партнерство несет в себе как теоретическую значимость системы в целом, так и практическую, а это — получение адресной помощи в вопросах профессионального самоопределения и построения карьеры.

        Производственная практика  играет важную роль в обеспечении практического обучения студентов, развитие  в помощь процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных сотрудников, адаптирующихся к быстрым переменам рынка труда.

        Формирование системы социального партнерства в современных условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда причин: состояния экономики, социальной обстановки, а также воли, желания и возможностей руководителей учебных заведений. Принципиально расценить личный потенциал, понять потребности региона в специалистах, что требует анализа реальных и потенциальных партнеров и их интересов.

    Необходимо мотивировать весь коллектив учебного заведения для выполнения сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров, наладить устойчивые связи с социальными партнерами, сформировать элементы системы социального партнерства, т. е  подготавливаются договоры о сотрудничестве; отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров; определяются формы социального партнерства; формируется база социальных партнеров учебного заведения; анализируется рынок труда.

        Для развития нашего образовательного учреждения  проблема социального партнерства приобретает актуальность, так как нам, как и любому другому учебному заведению, важно создать эффективный диалог между профессиональным образованием и предприятиями-работодателями. Подготовка современного специалиста невозможна в отрыве от реального производства, без обеспечения возможности знакомиться и начинать осваивать то оборудование и технологии, с которыми они встретятся, придя на предприятие по окончании образовательного учреждения.

           В нашем учебном заведении создана система социального партнерства, которая является составной частью  образовательной программы развития техникума. Цель социального партнерства для техникума заключается в успешном решении основной задачи учебного заведения - подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов, отвечающих требованиям работодателей. Чем качественнее учебное заведение проведет профессиональную подготовку, тем меньше будет конфликтов с работодателями, снизится социальная напряженность, увеличится прибыль предприятия.

  Активно применяются современные технологии, точное земледелие, что позволяет получать высокие урожаи и бережно относиться к плодородию почв. Команда Большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников и привлечению молодых специалистов. Регулярные стажировки, обучение за границей, создание благоприятных условий работы и эффективной системы мотивации позволяет говорить о высоком кадровом потенциале команды сотрудников.

    При добросовестном отношении к производственной практике обучающимся работодатель платит заработок, а иногда и премию, что стимулирует ребят к более серьезной подготовке и на теоретических занятиях специальной подготовки.

   Модернизация профобразования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.

  За время сотрудничества партнерские отношения открывают для техникума дополнительные возможности:

- повышение качества профессиональной подготовки выпускников;

- практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;

-  переход на современные технологии труда;

-  получения новых возможностей для организации производственной  практики студентов и стажировки педагогов и мастеров производственного обучения;

- расширения возможности трудоустройства выпускников;

- участие работодателей в аттестации обучающихся, в разработке и рецензировании учебно-программной документации;

- работодатели активно участвуют в оценке качества выпускников колледжа, представители предприятий входят в состав ГАК, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников.

    Выстроенная система социального партнерства постоянно совершенствуется и коллектив колледжа постоянно ищет новые пути совместной работы. Стороны социального партнерства обязаны воспринимать, что эффективность работы, выживаемость и конкурентоспособность фирмы находятся в зависимости от заслуги согласия сотрудников с целями и политикой работодателя, от действенного применения профессионализма и навыка сотрудников, от их довольства собственной работой и качеством трудовой  жизни.

Список литературы

1 Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1999. - 224 с.

2 Антипьев А.Г. К вопросу о формировании цивилизованного рынка труда в «архаичном» обществе / А.Г. Антипьев // Человек и труд. - 2014. - №5. - С. 25 - 29.

3 Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие / [под ред. Е.Л. Солдатовой]. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...

Особенности организации производственной практики в условиях реализации ФГОС.

Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяется требование к подготовке компетентного специалиста,  конкурентоспо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.04 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИГОТОВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ, НАПИТКОВ СЛОЖНОГО АССОРТИМЕНТА С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Рабочая программа производственной  практики ПП. 04 Приготовление, оформление и  подготовка к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента является частью основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности...

Методические рекомендации по оформлению отчета о прохождении производственной практики по ПМ.03 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с учетом

Методические рекомендации по оформлению отчета о прохождении учебной практики по ПМ.03 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных блюд, кулинарных изд...