Использование артпедагогики на уроках музыки в начальном образовании
материал

Арт-педагогика и арт терапия в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._art-pedagogika_art-terapiya.docx18.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование артпедагогики на уроках музыки в начальном образовании».

Название технологии

Определение

Цель

Использование в образовательном процессе (где?)

Отличие от традиционных технологий

Арт – педагогика

Это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства.

Помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации.

Артпедагогические методики можно включать в процесс обучения на уроках изобразительного искусства или на уроках музыки.

Оперирует средствами искусства и художественно – творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность.

Арт – терапия

Это терапия творчеством

Гармонизация психоэмоционального состояния человека.

Помогает школьнику невербально выразить свои тревоги, а педагогу – понять потребности и проблемы своих юных подопечных.

Арттерапия дает человеку возможность самовыражаться с помощью творчества и тем самым познавать и утверждать своё «Я».

Виды арт – терапии:

  1. Изотерапия (в основе лежат виды изобразительного искусства);
  2. Музыкотерапия (включает в себя прослушивание музыки и записей звуков природы, пение, музицирование);
  3. Библиотерапия (заключается в использовании произведений литературы для анализа и решения личностных проблем);
  4. Имаготерапия (состоит в просмотре и постановке драматических произведений);
  5. Кинезитерапия (в основе лежит движение, танец).

Формы арт – терапии:

  1. Пассивная (человек только воспринимает и анализирует продукт чужой творческой деятельности);
  2. Активная (человек сам является творцом, активным участником процесса создания).

Музыкотерапия – это вид арт – терапии, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Клиническая музыкотерапия направлена на лечение неврозов, депрессии, заикания, аутизма, нарушений психического развития или двигательной моторики детей, а также используется в составе комплексного лечения.

Оздоровительная музыкотерапия направлена на личностный рост и саморазвитие, творческую самореализацию.

Становление и развитие музыкотерапии

№ п/п

Название эпохи

Достижение

1.

Древний мир

Инстинкт самосохранения древнего человека, его попытки избавиться от болезней приводит к применению музыки в качестве лечебного средства (музыка в обрядах и заклинаниях).

2.

Античная Греция

В Древней Греции признавали терапевтическое значение музыки и широко ее использовали.

Пифагором было введено понятие «эвритмии», означающее способность человека находить нужные ритмы в жизнедеятельности: «не только в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах».

Аристотель разрабатывает концепцию катарсиса, согласно которой, искусство может освободить человека от болезненных переживаний, негативных эмоций, аффектов.

В античной музыкальной эстетике была разработана классификация музыкальных ладов и музыкальных инструментов; выявлены три типа музыкальных ладов: этические, практические, энтузиастические лады, оказывающих различное воздействие на внутреннее состояние человека.

3.

Античный Рим

Использовали музыку в «лечебных» целя, как и греки.

4.

Средневековье

Музыка начинает использоваться в культовых обрядах как средство усмирения чувств. Музыкотерапия как метод лечения предается забвению.

Но в XIV веке в Германии распространяется явление «эпидемии хореомании» или пляски святого Витта, который смогли сдерживать только музыканты, которые подстраивались под ритм движений людей и постепенно замедляли темп до полной остановки.

5.

Возрождение

Врачи начинают использовать музыку при лечении нервных расстройств, истерии, а также перед хирургическими операциями.

6.

XVII – XVIII века

Учение о лечебном воздействии музыки получило новое название «Iatromusica». Начинают изучаться биохимические процессы человека, физиологические реакции при восприятии музыкальных произведений.

Практика музыкотерапии этого времени была взаимосвязана с теорий «аффектов», согласно которой музыка может вызвать печаль, отвагу, любовь, восторг, умеренность, гнев, величие, святость.

7.

XIX век

Музыкотерапия широко распространяется в медицинской практике, ее применяют в психотерапии как сильнейшее средство эмоционального воздействия для преодоления тревожных состояний.

8.

XX век

Музыкотерапия используется как средство психофизиологического воздействия на сферу бессознательного.

9.

Развитие музыкотерапии в России

К музыкотерапии как способу лечения нервных болезней обращаются в первой трети ХIХ века.

В 1913 году в России под руководством В.М. Бехтерева организуется Комитет по изучению лечебно-воспитательного воздействия музыки.

В 1927 году В.А. Гиляровский создает методику лечебной ритмики для детей и взрослых.

В 60-70-х годах ХХ века А.Г. Коган начинает использовать методы музыкотерапии в детской психотерапии, санаторном лечении, в специальной педагогике.

Современные отечественные исследования проводятся в различных направлениях: изучается рецептивная и креативная музыкотерапия, вокалотерапия.

В 2006 году в Российской академии музыки им. Гнесиных состоялся Международный конгресс, посвященный проблемам восстановительной медицины средствами искусств, который выявил необходимость открытия Национальной академии музыкотерапии в России с целью решения теоретических и практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. ПетродворцаВ данной статье ...

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки" по итогам прохожения курсов повышения квалицикации АСОУ...

Проблема адаптации младших школьников к процессу обучения игре на фортепиано и возможность использования артпедагогики, как средства на пути к решению данной задачи.

Процесс адаптации ребенка к процессу обучения - сложный и подчас длительный процесс, требующий больших психических физических и умственных затрат юного ученика. То же касается и начального периода обу...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Конспекты уроков музыки для 1,2,3,4 классов...

Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе

Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе...