ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья
В статье представлен опыт по созданию игр-эстафет по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Саникович Екатерина Алексеевна
Комарова Карина Сергеевна
Степаненко Анастасия Александровна
Педагог-куратор – к.п.н. Гусева Татьяна Александровна
Соколова Анастасия Александровна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга
Самые актуальные экологические проблемы в России - это загрязнение воздуха, воды и почвы в результате деятельности тяжелой промышленности в стране. В связи с этим в настоящее время, формирование экологической культуры, экологического сознания уже в дошкольном возрасте является приоритетом в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Старший дошкольный возраст - это период формирования у детей базовых представлений о мире и природе.
Базовые представления - это наглядные образы предметов и явлений окружающей действительности, возникающие на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путём его воспроизведения в памяти или воображении. Включают в себя знания о социальном мире (человек, эмоции, взаимоотношения), природном (особенности времён года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметном (материалы и их свойства, преобразования предметов), сведения о взаимосвязях растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней, о человеке как части природы, об использовании природных богатств.
Игровые методики являются эффективным средством закрепления знаний об охране окружающей среды.
Экологические программы для дошкольников способствуют развитию экологического мышления и осознанию важности бережного отношения к окружающей среде. Авторы, разрабатывающие эти программы, играют важную роль в формировании экологической культуры и понимания экологических проблем. Игры и эстафеты обеспечивают активное участие детей в образовательном процессе, делают занятия интересными и познавательными. В процессе игры дети получают опыт, развивают навыки и усваивают информацию, так как игра вызывает эмоциональное вовлечение и интерес. Использование таких методик помогает детям осознать важность заботы о природе, учит правильному поведению в природной среде, различению видов растений и животных, а также осмыслению влияния своих действий на окружающую среду.
Использование игр - эстафет для формирования знаний у детей об охране окружающей среды создаёт активное пространство для взаимодействия с природным материалом, что способствует лучшему усвоению знаний и формированию ответственного отношения к природе. Эмоциональное вовлечение детей через игровые методики позволяет им освоить основные экологические принципы, развивая привычку к заботливому отношению к окружающей среде.
Нас заинтересовал вопрос, какие именно игры-эстафеты способствуют эффективному закреплению экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, а также выявить успешные подходы к их проведению. Это важно в свете глобальных экологических проблем, таких как изменения климата и утрата биоразнообразия. Дети, находясь на этапе формирования мировоззрения, должны быть вовлечены в понимание и заботу о природе. Несмотря на популярность игр-эстафет в образовательных учреждениях, не разработаны специальные игры, направленные на формирование экологических представлений. Исследование стремится решить это противоречие, создавая такие игры для дошкольных образовательных учреждений.
Выделяют несколько компонентов экологических представлений:
Белинова Н.В., Ханова Т.Г. и Бичева И.Б. выделяют несколько современных теорий формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
- Экологический подход акцентирует на взаимодействии человека с природой как ключевом факторе в формировании экологического сознания.
- Социокультурный подход подчеркивает влияние социокультурного контекста на формирование экологических ценностей, акцентируя роль родителей и учителей.
- Экосоциальный подход акцентирует важность понимания экологических проблем и участие детей в их решении на уровне общества.
- Природоцентрический подход акцентирует значение прямого взаимодействия с природой для формирования заботы о ней у детей.
Эти подходы могут помочь в разработке практических методик экологического воспитания.
К особенностям такого воспитания относятся активная деятельность детей по охране природы, гуманное отношение к ней, любовь к флоре и фауне, а также формирование экологических знаний и культуры.
Несмотря на достижения, существует проблема одностороннего подхода в экологическом воспитании, что требует комплексного решения. И одним средств решения данной проблемы могут стать игры-эстафеты.
Эстафеты - это вид подвижных игр, где участники поэтапно передают эстафету. Игры-эстафеты помогают формировать ценности жизни и здоровья у дошкольников через физическую культуру и экологическое образование. Они развивают различные навыки, такие как ориентировка в пространстве, организованность и координация. Эстафеты проводятся в разных условиях: на физкультурных занятиях, праздниках и прогулках.
Нами были проанализированы методические пособия, сборники подвижных игр и игр – эстафет на предмет формулировки целей, задач, видов эстафет, которые предлагаются в пособиях, содержания, методических приёмов, оборудования используемого в играх – эстафетах экологической направленности. Анализ пособий показал, что книга Л. Фатеевой наиболее соответствует требованиям. В ней учтены почти все показатели: место проведения, инвентарь, подготовка к игре, описание игры, правила игры, методические указания, единственным недочётом является отсутствие схемы игры – эстафеты.
Нами был разработан проект, который направлен на создание экологических игр-эстафет для дошкольного образования, что должно привлечь внимание педагогов и улучшить отношение детей к окружающей среде. Создано несколько авторских игр-эстафет, ориентированных на доступные детям направления природоохранной деятельности.
В рамках природоохраной деятельности были разработаны эстафеты, направленные на разные аспекты экологии:
- «Раздели мусор правильно» (раздельный мусор)
- «Уберём мусор» (утилизация)
- «Не топчи клумбы» (охрана клумб)
- «Передай каплю воды» (водные ресурсы)
- «Посади новое дерево» (озеленение)
- «Юные пожарные» (защита леса от пожаров).
Конспекты игр-эстафет содержат название, цель, подготовку, правила и стихотворение на эколого-образовательную тему. Игры-эстафеты представлены как инструменты для внедрения экологического образования, особенно к международному дню охраны окружающей среды 5 июня. Эти активности помогают детям осознать свою ответственность за состояние окружающей среды и способствуют развитию их заинтересованности в ее сохранении.
Пример игры-эстафеты ПЕРЕДАЙ КАПЛЮ ВОДЫ
Цель: Закрепление навыка передавать предмет на месте, развитие быстроты движения, внимательности, аккуратности, воспитание бережного отношение к воде.
Подготовка и краткий ход: Участники делятся на 2 равные команды и выстраиваются в шеренгу по одному, одна параллельно другой. По сигналу, первые участники передают стакан с водой стоящему рядом и так до последнего стоявшего в шеренге, когда стакан дошел до него, всё повторяется, но в другую сторону. Когда стакан дойдет обратно до первого участника, эстафета считается законченной. Выигрывает команда, игроки которой быстрее и правильнее закончат эстафету.
Правила:
- При выборе победителя учитывается не только скорость, но и количество оставшейся воды в стакане.
- Передавать стакан воды нужно каждому участнику.
Атрибуты и оборудование: 2 стакана с водой.
Стихотворение:
Воду нужно уважать -
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет -
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Схема игры - эстафеты
Обращая ваше внимание на то, что важным компонентом содержания игр-эстафет могут являться базовые экологические знания детей, двигательный опыт и уровень развития физических качеств, мы можем говорить о рациональности применения игр-эстафет для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

ВКР: Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкольном возрасте
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32204463","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 178px; width: 127px; float: left;"}}]] В...

Статья на тема «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной публикации дается характеристика разных нетрадиционных форм физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Материал может использоваться студентами педагогических колледжей для работиы ...

Статья на тему «Формирование компонентов школьной готовности в старшем дошкольном возрасте средствами игры»
Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной. Особенно острой эта проблема станов...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...

ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети ус...
