Рабочая программа ОП.12. Санитария и гигиена
рабочая программа на тему

Денисова Наталья Александровна

Рабочая программа ОП.12. Санитария и гигиена является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки и входит в общепрофессиональный цикл.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области продажи товаров потребительского и промышленного назначения необходимого ассортимента в организациях оптовой и розничной торговли различных форм собственности при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области

среднего профессионального образования

«Поволжский колледж технологий и менеджмента»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 Санитария и гигиена

2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 100701 Коммерция (по отраслям)

Одобрена на заседании ПЦК                                         «УТВЕРЖДАЮ»

Председатель ПЦК                                                       Зам. директора по УПРиП

_________ Н.А.Денисова                                             ___________ Л.Н.Булкина

«___»___________ 2013 г.                                           «____»__________ 2013 г.                                                                                                                      

                                                                                       

 

         

        

Разработчик:

Денисова Наталья Александровна – первая квалификационная категория, преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СО СПО «Поволжский колледж технологий и менеджмента»


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                   стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 Санитария и гигиена

  1. Область применения  рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области продажи товаров потребительского и промышленного назначения необходимого ассортимента в организациях оптовой и розничной торговли различных форм собственности при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

  1. Место учебной дисциплины в структуре  основной  профессиональной  образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
  2. Цели и задачи  учебной дисциплины – требования  к результатам освоения  дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  уметь:

- соблюдать санитарные правила для организаций торговли;

- соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  знать:

- нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли;

- требования к личной гигиене персонала.

Умения и знания по учебной дисциплине «Санитария и гигиена» необходимы для дальнейшего формирования профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.

ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.

ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, соки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги - в профессиональном модуле ПМ.01 Выполнение работ по профессии «Продавец, контролёр-кассир».

общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

  1. Рекомендованное количество часов  на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

 - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

 - самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем  учебной дисциплины  и виды  учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная  учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

16

          Итоговая аттестация  в форме               дифференцированного зачета


2.2. Содержание  учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические  работы,

 самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень  освоения

1

2

3

4

Введение. Санитарно-эпидемиологический надзор и санитарно-эпидемиологическое законодательство

Понятие санитарии и гигиены. Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований к организации и деятельности предприятий торговли. Организация санитарно-эпидемиологического надзора. Органы, осуществляющие Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Формы и виды надзора, его цели и задачи.

2

1

Раздел 1. Основы микробиологии

18

Тема 1.1. Микроорганизмы

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие о микроорганизмах. Роль микробов в природе и окружающем мире. Морфология и систематика микробов. Бактерии. Вирусы. Грибы. Дрожжи. Физиология микроорганизмов. Химический состав и жизнедеятельность микроорганизмов. Процессы, осуществляемые микроорганизмами.

1

Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: конспектирование учебного текста; систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; выполнение тестовых заданий, проектов (презентаций), подготовка докладов, сообщений или рефератов по проблемным вопросам.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Факторы внешней среды и их влияние на жизнедеятельность микроорганизмов.

2

Тема 1.2. Патогенные микроорганизмы и вызываемые ими пищевые заболевания

Содержание учебного материала

2

1.

Патогенные микроорганизмы: понятие, виды и их особенности. Понятие об иммунитете. Заболевания, передающиеся через пищевые продукты. Общее понятие об инфекционных заболеваниях. Острые кишечные инфекции. Зоонозы. Общее понятие о пищевых отравлениях. Пищевые отравления бактериального происхождения. Микотоксикозы. Пищевые отравления немикробного происхождения. Гельминтозы.

2

Практические занятия:

- составление классификации пищевых инфекций и отравлений;

- определение отличий пищевых отравлений от пищевых инфекций, мероприятий по их устранению и профилактике.

4

Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: конспектирование учебного текста; систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ; выполнение тестовых заданий, проектов (презентаций), подготовка докладов, сообщений или рефератов по проблемным вопросам.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Источники инфицирования пищевых продуктов микроорганизмами и механизмы передачи возбудителей.

2

Тема 1.3. Микробиология и санитария пищевых продуктов

Содержание учебного материала

2

1.

Микробиология основных пищевых продуктов: молока и молочных продуктов, мяса и колбасных изделий, яиц и яичных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, крупы, муки, макаронных изделий и хлеба, плодов и овощей, квашеных и соленых плодов и овощей, кондитерских товаров, вкусовых товаров, алкогольных и безалкогольных напитков, пряностей, специй и приправ, кулинарных изделий, консервов.

2

Практические занятия:

- определение микробов вызывающих порчу для некоторых видов пищевых продуктов .

2

Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: конспектирование учебного текста; систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ; выполнение тестовых заданий, проектов (презентаций), подготовка докладов, сообщений или рефератов по проблемным вопросам.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Значение санитарно-эпидемиологической и санитарно-ветеринарной экспертизы мяса, молока, яиц и других пищевых продуктов в профилактике зоонозных инфекций.

2

Раздел 2. Основы гигиены и санитарии в торговле

26

Тема 2.1. Основные сведения и гигиене и санитарии труда

Содержание учебного материала

2

2

1.

Общее понятие о гигиене труда. Рациональная организация трудового процесса. Предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи пострадавшим. Вредные привычки и борьба с ними. Личная гигиена персонала предприятия  торговли. Медицинское обследование работников торговли и медицинские книжки. Санитарно-эпидемиологический режим на торговых предприятиях.

Практические занятия:

- составление классификации факторов, определяющих работоспособность работников торговли и вредных производственных факторов.

2

Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: конспектирование учебного текста; систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ; выполнение тестовых заданий, проектов (презентаций), подготовка докладов, сообщений или рефератов по проблемным вопросам.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Профессиональные  заболевания персонала предприятий торговли и их профилактика.

2. Обязанности и ответственность работодателя за соблюдение санитарных правил.

4

Тема 2.2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию предприятий торговли

Содержание учебного материала

2

1.

Санитарные требования к территории предприятия торговли. Санитарные требования к помещениям, их планировке, устройству и содержанию.  Санитарные требования к водоснабжению, канализации, вентиляции, кондиционированию, отоплению и освещению предприятий торговли.  Понятие о дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Средства дезинфекции.

3

Практические занятия:

- разработка мероприятий санитарного контроля содержания помещений торгового предприятия  и определение последовательности режима ежедневной уборки.

2

Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: конспектирование учебного текста; систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ; выполнение тестовых заданий, проектов (презентаций), подготовка докладов, сообщений или рефератов по проблемным вопросам.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Отдельные виды дезинфицирующих и моющих средств.

2

Тема 2.3. Санитарно-эпидемиологические требования к транспортировке, приемке, складированию, хранению и реализации товаров

Содержание учебного материала

6

Санитарно-эпидемиологические  требования к оборудованию, инвентарю и таре. Санитарно-эпидемиологические  требования к транспортировке товаров. Требования к транспортным средствам и перевозке товаров. Санитарно-эпидемиологические  требования к приемке, хранению и складированию различных видов товаров. Требования к складским помещениям и условиям хранения товаров. Санитарно-эпидемиологические  требования к реализации товаров. Требования к обслуживанию потребителей. Санитарная оценка доброкачественности пищевых продуктов. Признаки недоброкачественности пищевых продуктов и меры ее предупреждения.

3

Практические занятия:

- оценка санитарного состояния предприятия торговли с применением оценочного коэффициента (баллов) и разработка мероприятий по устранению нарушений санитарных требований.

2

Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: конспектирование учебного текста; систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ; выполнение тестовых заданий, проектов (презентаций), подготовка докладов, сообщений или рефератов по проблемным вопросам.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Режим санитарной обработки транспорта для перевозки товаров.

2. Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов.

4

Итоговое занятие: дифференцированный зачёт

2

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования  к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Санитария и гигиена».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- комплект учебно-методической документации;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия;

- мультимедийный комплекс для группового пользования.

Средства обучения:

- комплект бланочной документации;

- аудиовизуальные компьютерные мультимедийные презентации;

- нормативно-техническая документация (СП, СанПиН, Федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав потребителей»)

3.2. Информационное  обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Воробьева Е.В. Санитария и гигиена в торговле. М.: Издательский центр «Академия»,  2010. – 316 с. Гриф МинОбр.
  2. Качурина Т.А. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. Рабочая тетрадь: учебное пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 96 с. Гриф МинОбр.
  3. Леонова И.Б. Санитария и гигиена на предприятиях торговли:  учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 128 с. Гриф МинОбр.
  4. Рубцова Л.И. Продавец: учебное пособие для учащихся учебных заведений начального профессионального образования. – Ростовн/Д: Феникс, 2009. – 472 с. Гриф МинОбр.
  5. Черникова Л.П. Санитария и гигиена в торговле и пищевой промышленности. - Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 319 с. Гриф МинОбр.

Дополнительные источники:

  1. Азаров В.Н. Основы микробиологии и санитарии. М.: НОРМА, 2009. – 356 с.
  2. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078 – 01. М.: Интерсэн, 2002. – 36 с.
  3. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324 – 03 М.:  Интерсэн, 2003. – 58 с.
  4. Мудрецова-Висс К.А., Дедюхина В.П. Микробиология, санитария и гигиена: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.
  5. Постановления Правительства РФ:

- «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» от 21.10.2000г. Российская газета № 987. 2001 г. 12 января;

- «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» от 21.10.2000г. Российская газета № 987. 2001 г. 12 января;

- «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов (с дополнениями и изменениями)» от 29.09.1997г. Российская газета. 2001 г. 28 апреля.

  1. Приказы Минздрава РФ:

- «Правила проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора» от 17.07.2002г. Российская газета №192 – 2002 г. 10 октября;

- «О санитарно- эпидемиологической экспертизе продукции» от 15.08.2001г.  Российская газета № 325. 2000 г. 27 октября.

- «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» от 29.09.2009г. №555.

  1. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания. Учебное пособие. М.: Изд. Центр «Академия», 2009. – 218 с.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». – М.: Минздрав. – 71 с.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6. 1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». – М.: Минздрав России. – 36 с.
  4. СанПиН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов». – М.: РИТ ЭКСПРЕСС. – 216 с.
  5. Трушина Т.П. Микробиология, гигиена, санитария в торговле. Учебное пособие. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2009. – 258 с.
  6. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 17.03.99 М.: Приор. – 2001г.
  7. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00 г. №29-ФЗ. – М.: Приор. – 32 с.
  8. Шленская Т.В., Журавко Е.В.Санитария и гигиена питания. Учебное пособие. М.: «Колос», 2009. - 316 с.

Отечественные журналы:

Журнал «Санитария и гигиена»

Интернет-ресурсы:

http://www.medlit.ru/medrus/gigien.htm

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и самостоятельных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения

соблюдать санитарные правила для организаций торговли

Практическая работа по разработке мероприятий санитарного контроля содержания помещений предприятия торговли в соответствии с СанПиН.

Решение профессиональных задач с применением законодательных актов в области профессиональной деятельности.

Оценка выполнения практической и самостоятельной работы обучающегося.

соблюдать санитарно-эпидемиологические требования

Практическая работа по оценке санитарного состояния предприятия торговли и разработке мероприятий контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и выполнения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Решение профессиональных задач с применением законодательных актов в области профессиональной деятельности.

Оценка выполнения практической и самостоятельной работы обучающегося.

Усвоенные знания

нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли

Контрольное тестирование.

Анализ результативности работы обучающегося при выполнении самостоятельной работы по изучению санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

требования к личной гигиене персонала

Опорные конспекты, собеседование.

Анализ результативности работы обучающегося при выполнении практической и самостоятельной работы.

Разработчик:

 

ГБОУ СО СПО «ПКТиМ»              преподаватель спецдисциплин                                  Н.А.Денисова

Рецензенты:

____________________             ___________________             _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

   ____________________            ___________________              _________________________

 (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Возростная анатомия, физиология и гигиена"

Рабочая программа "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Дошкольное образование"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Санитария и гигиена

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) вхо...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

Рабочая программа "Основы микробиологии, санитарии, гигиены в пищевом производстве"

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:В результате изучения учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» обучающийся должен:...

Рабочая программа по микробиологии , санитарии и гигиене для технологов общественного питания

Разъясненияпо формированию программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ»

СОДЕРЖАНИЕ    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОЧЕЙ     ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ5 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ7 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБН...