Технологическая карта учебного занятия
методическая разработка

Калимбетова Оксана Николаевна

Технологическая карта учебного занятия ОП 02. Основы товароведения продовосльвтенных товаров. Специальность: 43.01.09 Повар, кондитер. Вид урока: лабораторное занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Учебная дисциплина: ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров

ФИО преподавателя: Калимбетова О.Н.

Специальность: 43.01.09 «Повар, кондитер».

Тема лабораторного занятия: Ознакомление с ассортиментом пряностей, органолептическая оценка качества.

Цели урока:

1. Обучающая: закрепить теоретические знания о классификации, ассортименте, товароведной характеристике пряностей; закрепить полученные знания, по органолептической оценке, качества пряностей, по натуральным образцам и научиться устанавливать соответствие требованиям стандарта; закрепить знания по кулинарные использования пряностей.

2. Развивающая: развить внимание, интерес к изучаемой дисциплине, навыки сравнивания и анализа, повысить уровень активности и самостоятельности.

3. Воспитательная: воспитание любви к профессии, привитие интереса к изучаемой дисциплине, ответственности.

Формируемые общие компетенции:

ОК 02.        Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04.        Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 09.        Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.        Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 1.3.        Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов разнообразного ассортимента для блюд, кулинарных изделий из рыбы и нерыбного водного сырья.

ПК 1.4.        Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов разнообразного ассортимента для блюд, кулинарных изделий из мяса, домашней птицы, дичи, кролик.

Вид урока: лабораторное занятие.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний и умений.

Метод обучения: словесный, частично-поисковый, практический.

Форма работы: индивидуальная.

Средства обучения: образец черного перца (горошек), образцы-эталоны пряностей, исследуемые образцы пряностей, лист белой бумаги, чайная ложка, плакат «Классификация пряностей», раздаточный материал ГОСТ 29050-91 Пряности. Перец черный и белый. Технические условия (часть документа), учебник М.В. Епифанова «Товароведение продовольственных товаров», методические указания к работе.

Межпредметные связи: МДК.01.02        Процессы приготовления, подготовки к реализации кулинарных полуфабрикатов.

Ход учебного занятия

Содержание и структура учебного занятия

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Развиваемые общие и профессиональные компетенции

1

Организация начала лабораторного занятия

2

1. Приветствует, проверяет присутствующих на уроке.

2. Раздает тетради для выполнения лабораторных занятий и методических указаний к лабораторному занятию.

3. Просит достать дополнительно линейку и карандаш.

4. Проверка готовности к УЗ.

Приветствуют преподавателя, готовятся к УЗ.

ОК 4.

2

Целевая установка, мотивация к учебной деятельности

3

Сообщает дату проведения занятия, тему занятия, цель, которые отображены на доске

Слушают и записывают с доски в тетрадь

ОК 3.

ОК 5.

3

Актуализация опорных знаний обучающихся

5

1. Обеспечивает актуализацию знаний по изученному материалу.

2. Информирует о опросе по изученной теме «Товароведная характеристика кондитерских и вкусовых товаров», за ответы будут ставиться дополнительные оценки.

3. Задает вопросы:

1. На какие товарные сорта подразделяют байховый черный чай?

2. Назовите виды кофе в зависимости от произрастания?

3. Укажите условия и сроки хранения чая и кофе?

4. Чем отличаются пряности от приправ?

5. Почему растворимый кофе растворяется в горячей воде полностью без осадка?

6. На какие группы делятся кондитерские изделия?

7. Какими химическими веществами богаты пряности?

8. Какие условия необходимо соблюдать при хранении пряностей на производстве?

Отвечают на вопросы по изученному материалу

ОК 2.

ОК 4.

4

Подведение итогов актуализации

2

Выставляет оценки в оценочный лист и комментирует сразу.

Получают информацию о результатах актуализации

ОК 4.

5

Инструктаж к выполнению лабораторного занятия

2

Знакомит с ходом лабораторного занятия, временем выполнения и критериями оценки

Слушают

ОК 2.

ОК 4.

6.

Инструктаж к выполнению задания № 1.

3

1. Знакомит с заданием № 1, пособиями для работы, алгоритмом действий

2. Выдача раздаточного материала: ГОСТ 29050-91 Пряности. Перец черный и белый. Технические условия (часть документа), белого блюдца, ложки, исследуемого образца – перец черный горошек (по одному экземпляру на парту).

3. Сообщает о времени выполнения задания.

Слушают, знакомятся с раздаточным материалом, исследуемым образцом

ОК 2.

ОК 4.

7

Выполнение задания № 1

15

Контролирует и помогает студентам.

1. Записывают формулировку задания № 2.

2. Выполняют задание и записывают результат в тетрадь.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 10.

ПК 1.3.

ПК 1.4

8

Инструктаж к выполнению задания № 2

3

1. Знакомит с заданием № 2, пособиями для работы, алгоритмом действий.

2. Выдача: учебника, образцов-эталонов пряностей, исследуемых образцов пряностей (по одному экземпляру на парту).

3. Говорит, что при выполнении задания, можно пользоваться интернет-источниками.

4. Сообщает о времени выполнения задания.

Слушают, знакомятся с раздаточным материалом, исследуемым образцом

ОК 2.

ОК 4.

9

Выполнение задания № 2

40

Контролирует и помогает студентам.

1. Записывают формулировку задания № 2.

2. Выполняют задание и записывают результат в тетрадь.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 9.

ОК 10.

ПК 1.3.

ПК 1.4

10

Подведение итогов лабораторного занятия. Рефлексия.

3

1. Подводит итоги лабораторного занятия.

2. Сообщает, что оценки и ошибки выполненного лабораторного занятия узнаете на следующем уроке, т.к. необходимо проверить правильность выполнения.

3. Задает вопросы студентам по анализу урока:

1. Было ли полезным для Вас лабораторное занятие?

2. Что оказалось сложным для Вас и лёгким?

3. Понравилось ли Вам лабораторное занятие?

1. Получают информацию о проделанной работе.

2. Отвечают на вопросы.

ОК 2.

ОК 4.

11

Домашнее задание

2

Подготовится к дифференцированному зачету

Внимательно слушают


Лабораторное занятие № 9.

Тема: Ознакомление с ассортиментом пряностей, органолептическая оценка качества.

Цель работы: сформировать умения и компетенции ОК 2-5, ОК 9-10, ПК 1.3, ПК 1.4 при распознании и оценке качества пряностей.

Студент должен знать: ассортимент, товароведные характеристики, требования к качеству, упаковке, транспортированию и реализации, условия и сроки хранения основных групп продовольственных товаров.

Студент должен уметь:         проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных продуктов и сырья.

Оборудование (принадлежности) и рекомендуемые информационные материалы: образец черного перца (горошек), образцы-эталоны пряностей, исследуемые образцы пряностей, лист белой бумаги, чайная ложка, плакат «Классификация пряностей», раздаточный материал ГОСТ 29050-91 Пряности. Перец черный и белый. Технические условия (часть документа), учебник М.В. Епифанова «Товароведение продовольственных товаров», методические указания к работе.

Время фактического выполнения: 1 ч 20 мин.

        Ход работы

Задание № 1. Провести органолептическую оценку качества перца черного.

Пособия для работы: образец перец черный горошек, белое блюдце, ложка, раздаточный материал: ГОСТ 29050-91 Пряности. Перец черный и белый. Технические условия.

Алгоритм действий

  1. Внимательно изучите органолептические показатели черного перца (раздаточный материал ГОСТ 29050-91 Пряности. Перец черный и белый. Технические условия. Органолептические показатели)
  2. Проведите органолептическую оценку качества образца черного перца (молотого или целого), начертите таблицу:

Название образца

Наименование показателей

Внешний вид

Цвет

Аромат и вкус

  1. Заполните по следующей форме:
  • напишите название образца (смотреть на упаковке)
  • высыпьте образец на блюдце и внимательно рассмотрите внешний вид: определите форму, размер перца и однородность горошин, поверхность (ровная или морщинистая)
  • установите цвет образца и его оттенки
  • поднесите образец к носу и определите аромат
  • попробуйте образец (по желанию) и установите вкус.
  1. Напишите вывод о качестве образца черного перца.


Раздаточный материал ГОСТ 29050-91 Пряности. Перец черный и белый. Технические условия. Органолептические показатели (часть документа)

Задание № 2. Распознание образцов пряностей.

Пособия для работы учебник М.В. Епифанова «Товароведение продовольственных товаров», образцы-эталоны пряностей, исследуемые образцы пряностей.

Алгоритм действий:

  1. Внимательно рассмотрите образцы-эталоны и исследуемы образцы пряностей.
  2. Начертите таблицу по форме:

Номер образца

Группа пряностей

Вид пряностей

Из каких растений вырабатывается

Характеристики (внешний вид, цвет, запах)

Кулинарное использование

3. Заполните по следующей форме:

  • рассмотрите образец;
  • в таблицу напишите номер образца;
  • пользуясь образцом-эталоном определите, вид пряности, группу;
  • пользуясь учебником и интернет-источниками определите из каких растений вырабатывают, дайте характеристику и напишите кулинарное использование данной пряности.


Критерии оценки урока

Актуализации

Оценка «5»

Отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов преподавателя, соблюдение культуры устной речи.

Оценка «4»

Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка «3»

Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка «2»

Полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных имений и навыков

Лабораторного занятия

Оценка «5»

Выполнение в полном объеме лабораторного занятия, студент правильно выполнил таблицы и сформулировал вывод о качестве пряности.

Оценка «4»

Выполнение в полном объеме лабораторного занятия, студент заполнил таблицы, но с незначительными неточностями, сформулировал вывод о качестве пряности

Оценка «3»

Студент выполнил лабораторное занятие с несколькими грубыми неточностями, не сформулировал вывод о качестве пряности.

Оценка «2»

Студент выполнил лабораторное занятие с грубыми неточностями / не выполнил задания



Предварительный просмотр:

ФИО конкурсанта: Калимбетова Оксана Николаевна

Название образовательного учреждения: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум сервиса»

Номинация: Лучшая практика методического обеспечения практических занятий.

Тема: Методические указания к лабораторно-практическому занятию.


Описание:  Лабораторно-практическое занятие ОП 02. «Основы товароведения продовольственных товаров» предназначено для студентов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер.

Лабораторно-практическое занятие № 1

Тема: Ознакомление  с хозяйственно-ботаническими сортами корнеплодов и оценка качества.

Цель работы: сформировать умения и компетенции ОК 1-5, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1 при оценке качества корнеплодов.

Студент должен знать: ассортимент, товароведные характеристики, требования к качеству, упаковке, транспортированию и реализации, условия и сроки хранения основных групп продовольственных товаров.

Студент должен уметь:        проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных продуктов и сырья.

Оборудование (принадлежности) и рекомендуемые информационные материалы: учебник Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов, образец свежего картофеля,  линейка, нож, тарелка, доска для нарезки овощей, раздаточный материал – ГОСТ 7176-2017 Картофель продовольственный. Технические условия, методические указания к работе.

Методические указания к работе:

  1. Внимательно изучите темы учебника «Клубнеплоды», «Корнеплоды».
  2. В тетради напишите номер практического занятия, тему занятия, формулировку задания и его номер.
  3. Выполните задания по лабораторно-практическому занятию.

Время фактического выполнения: 1 ч 20 мин.

Ход работы

Задание № 1.  Составить таблицу «Характеристика хозяйственно-ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов».

Пособия для работы: раздаточный материал «Характеристика ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов».

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно прочитайте задание, изучите раздаточный материал «Характеристика ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов».
  2. Пользуясь раздаточным материалом «Характеристика ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов», заполните таблицу по форме и образцу:

Ботанические сорта

Характеристика

Форма, размер, см/масса, гр

Цвет

Содержание крахмала (для картофеля)

Вкус

Картофель: ранний сорт «Весна»

Клубни крупные, удлинённо-овальной формы, 85-135

светло-розовой окраски

9—11%.

удовлетворительный

Задание № 2. Провести распознание, идентификацию, оценку качества образца свежего картофеля.

Пособия для работы: образец свежего картофеля,  тарелка, линейка, нож, доска для нарезки овощей, раздаточный материал – ГОСТ 7176-2017 Картофель продовольственный. Технические условия.

Алгоритм действий:

  1. Внимательно изучите раздаточный материал – ГОСТ 7176-2017 Картофель продовольственный. Технические условия.
  2. Начертите таблицу  по следующей форме:

Наименование образца

Классификация картофеля

Наименование показателей

Внешний вид

Механические

повреждения

Болезни

Размер и форма клубня, мм

Запах и вкус

  1. Заполните таблицу, указав наименование образца.
  2. Для определения классификации картофеля, осмотрите образец, определите, к какому сроку созревания относится образец.
  3.  Для определения показателей образца картофеля необходимо органолептическим методом оценить качество: опишите внешний вид; обратите внимание, есть ли болезни на картофеле и механические повреждения; линейкой измерьте размер по наибольшему поперечному диаметру, определите форму свежего картофеля; разрежьте клубень пополам и определите запах и вкус.
  4. Сравните полученные результаты с требованиями к качеству и сделайте вывод о качестве свежего картофеля.

Критерии оценки лабораторно-практического занятия

- оценка «5» - все задания выполнены, верно, и в полном  объеме, оформлен отчет.

- оценка «4» - если студент выполнил задания № 1, 2  в полном объеме, но имеются небольшие недочеты при выполнении заданий.

- оценка «3» - если студент выполнил задания № 1, 2 в полном объеме, но имеются грубые недочеты при выполнении заданий.

- оценка «2» - если студент выполнил задание № 1; студент не выполнил задания.


Раздаточный материал «Характеристика ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов»

Наименование, ботанический сорт

Общая характеристика

1

2

Картофель: ранний сорт «Весна»

картофель весна фото

Сорт столового назначения. Вкусовые качества удовлетворительные, свойственные, отличается высокой устойчивостью к грибным и бактериальным болезням, содержание крахмала 9—11%. Клубни крупные, удлинённо-овальной формы, светло-розовой окраски, глазки мелкие, ярко-розовые, поверхностные, мякоть белая, масса их 85—135 г.

Картофель: ранний сорт «Взрыв»

http://seloveselo.ru/wp-content/uploads/2017/11/imagescms-image-000043338.jpg

Скороспелка, урожайность через 65 дней после посадки, имеет мякоть чистого фиолетового цвета и такую же кожуру. Содержание крахмала 16—19 % Вкусовые качества удовлетворительные, свойственные. По массе плоды от 100 до 150 г. форма вытянутая. Долгому хранению не подлежит. Можно использовать для приготовления овощных блюд, употреблять в сыром виде, для диетических салатов.

Картофель: поздний сорт «Гатчинский»

https://kartofan.org/wp-content/uploads/2017/10/gatchinskaya-kartoshka.jpg

Среднеспелый столовый сорт российской селекции с овальными клубнями. Период созревания (вегетации): 80-95 дней. Содержание крахмала: 12-16%. Масса товарных клубней 90-140 г. Потребительские качества: хороший свойственный вкус, подходит для жарки, варки, запекания и приготовления пюре. Цвет кожуры: желтый. Цвет мякоти: белый.

Картофель: поздний сорт «Огонек»

Картофель Огонек | Подробное описание, фото , выращивание, купить

Среднеспелый, столовый, урожайный сорт хороших вкусовых качеств, свойственный. Устойчив к раку, фитофторой поражается слабо. Клубни белые, крупные, округло-овальные, с гладкой кожурой и слегка углубленными глазками. Средняя масса товарного клубня 95 г. Мякоть белая, не темнеющая при резке, содержит от 13 до 20% крахмала.

Морковь: сорт Осенний король

Сорт Осенний король

Подлежит долгому хранению, имеет оранжевый цвет и огромные размеры (масса более 230 г., длина – от 20 см. и более). Форма может быть как цилиндрической, так и веретенообразной. Мякоть нежная, обладающая приятным вкусом и морковным ароматом.

1

2

Морковь: гибрид Танга F1

Гибрид Танга F1

Является универсальным гибридом. Прекрасно подходит для приготовления соков,  для длительного хранения. Имеет яркий цвет и удлинённую коническую форму. Вес составляет до 120 г., длина корнеплода до 20 см. Мякоть оранжевого цвета, обладает десертной сладостью. Середина тонкая, более светлого оттенка.

Морковь: сорт Полярная клюква

Сорт Полярная клюква

Представляет собой круглую небольших размеров морковь, часто употребляемую в сыром виде в детском питании. Внешне похожа на небольшую редьку. Обладает оранжевым цветом. Вес корнеплода 40-50 г. Обладает гладкой кожицей и небольшим количеством глазок. Мякоть очень нежная и сочная, сладкая. Корнеплод практически не подвержен растрескиванию.

Морковь: Красный великан

Красный великан

Позднеспелый сорт. Плоды имеют вытянутую коническую форму; их длина составляет 25-26 см., а вес – порядка 150 г. Мякоть сочная и вкусная, кожица тонкая, имеет оранжевый цвет.

Свекла столовая «Несравненная А 463»

Корнеплод плоской и округло-плоской формы, массой 167–385 г., осевой черешок утолщен. Кожица темно-красная, у головки сероватая. Мякоть темно-красная, часто с черноватыми кольцами.

Вкусовые качества корнеплодов хорошие и отличные.

Свекла: среднеранняя «Болтарди»

Сорт свеклы Болтарди

Корнеплоды  округлые, ровные, темного бордового цвета, масса до 150 г. Мякоть насыщенного цвета, приятного вкуса, без радиальных колец.

Раздаточный материал ГОСТ 7176-2017 Картофель продовольственный. Технические условия (часть документа)

3.Термины и определения

Картофель ранний: Картофель, собранный до окончания срока его созревания, поступающий в продажу сразу после сбора, кожура которого легко удаляется трением.

Примечание - Картофель ранний получают из сверхранних и ранних ботанических сортов и/или собирают в начале сезона в стране происхождения.
Картофель поздний: Картофель, собранный после окончания срока его созревания, предназначенный для длительного хранения.

4.Технические требования

4.1 Продовольственный картофель должен соответствовать требованиям настоящего стандарта, быть подготовлен и упакован в потребительскую и/или транспортную упаковку или не упакован (уложен навалом в транспортном средстве) по технологической инструкции с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами государства, принявшего настоящий стандарт*.
4.2 Качество продовольственного картофеля должно соответствовать характеристикам и нормам, указанным в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика и норма для картофеля

раннего

позднего

Внешний вид

Клубни целые, чистые, свежие, здоровые, покрытые кожурой, типичной для ботанического сорта* формы и окраски, не проросшие, не увядшие, без повреждений сельскохозяственными вредителями, без излишней внешней влажности, не позеленевшие, без коричневых пятен, вызванных воздействием тепла.
Допускаются клубни с пятнами бледно-зеленого цвета общей площадью не более 2 см
, которые могут быть удалены при обычной очистке.
Допускаются клубни с механическими повреждениями (порезы, вырывы, трещины, вмятины) глубиной не более 4 мм и длиной не более 10 мм.
Допускаются клубни, пораженные паршой, ооспорозом на площади не более 1/4 поверхности клубня, в том числе наличие пятен глубокой обыкновенной картофельной парши и порошистой парши глубиной не более 2 мм
Допускаются клубни, пораженные проволочником (при наличии не более одного хода)

Клубни, покрытые кожурой

Допускаются клубни с неокрепшей кожурой и ее частичное отсутствие

Клубни, полностью покрытые плотной кожурой

Вид внутренней части клубня

Типичная для ботанического сорта окраска. Пятна ржавой (железистой) пятнистости, внутренние пустоты, черная сердцевина и другие внутренние дефекты не допускаются

Типичная для ботанического сорта окраска. Пятна ржавой (железистой) пятнистости, внутренние пустоты, черная сердцевина и другие внутренние дефекты не допускаются

Запах и вкус

Свойственный данному ботаническому сорту, без постороннего запаха и/или привкуса

Массовая доля клубней с механическими повреждениями (порезы, вырывы, трещины, вмятины) глубиной более 4 мм и длиной более 10 мм; повреждения сельскохозяйственными вредителями (проволочником более одного хода) в совокупности, %, не более

2,0

Массовая доля клубней с израстаниями, наростами, позеленевших на площади более 2 см, но не более 1/4 поверхности клубня, в совокупности, %, не более

2,0

Массовая доля клубней, пораженных паршой или ооспорозом при поражении более 1/4 поверхности клубня, %, не более

Не допускается

2,0

Массовая доля посторонней примеси, %, не более

1,0

2,0

в том числе земли, прилипшей к клубням

Не допускается

1,0

Наличие клубней, позеленевших на площади более 1/4 поверхности, поврежденных грызунами, подмороженных, запаренных, с признаками "удушья", клубней раздавленных, половинок и частей клубня, пораженных мокрой, сухой, кольцевой, пуговичной гнилями и фитофторой

Не допускается

Массовая доля клубней, не соответствующих требованиям, %, не более в том числе:

4,0

6,0

- серые, синие или черные пятна под кожурой, глубиной не более 5 мм

4,0

6,0

- пораженные ржавой (железистой) пятнистостью

Не допускаются

2,0

* Сортовая чистота должна быть не менее 90%.

4.3 Содержание в продовольственном картофеле радионуклидов, токсичных элементов, пестицидов, нитратов, яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших, микробиологические показатели безопасности (патогенные) не должны превышать норм, установленных нормативными правовыми актами государств, принявших настоящий стандарт*.

_______________

* Для государств - участников Евразийского экономического союза - по [1].



Предварительный просмотр:

ФИО конкурсанта: Калимбетова Оксана Николаевна

Название образовательного учреждения: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум сервиса»

Номинация: Лучшая практика методического обеспечения практических занятий.

Тема: Методические указания к лабораторно-практическому занятию.


Описание:  Лабораторно-практическое занятие ОП 02. «Основы товароведения продовольственных товаров» предназначено для студентов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер.

Лабораторно-практическое занятие № 1

Тема: Ознакомление  с хозяйственно-ботаническими сортами корнеплодов и оценка качества.

Цель работы: сформировать умения и компетенции ОК 1-5, ОК 10, ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1 при оценке качества корнеплодов.

Студент должен знать: ассортимент, товароведные характеристики, требования к качеству, упаковке, транспортированию и реализации, условия и сроки хранения основных групп продовольственных товаров.

Студент должен уметь:        проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных продуктов и сырья.

Оборудование (принадлежности) и рекомендуемые информационные материалы: учебник Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов, образец свежего картофеля,  линейка, нож, тарелка, доска для нарезки овощей, раздаточный материал – ГОСТ 7176-2017 Картофель продовольственный. Технические условия, методические указания к работе.

Методические указания к работе:

  1. Внимательно изучите темы учебника «Клубнеплоды», «Корнеплоды».
  2. В тетради напишите номер практического занятия, тему занятия, формулировку задания и его номер.
  3. Выполните задания по лабораторно-практическому занятию.

Время фактического выполнения: 1 ч 20 мин.

Ход работы

Задание № 1.  Составить таблицу «Характеристика хозяйственно-ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов».

Пособия для работы: раздаточный материал «Характеристика ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов».

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно прочитайте задание, изучите раздаточный материал «Характеристика ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов».
  2. Пользуясь раздаточным материалом «Характеристика ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов», заполните таблицу по форме и образцу:

Ботанические сорта

Характеристика

Форма, размер, см/масса, гр

Цвет

Содержание крахмала (для картофеля)

Вкус

Картофель: ранний сорт «Весна»

Клубни крупные, удлинённо-овальной формы, 85-135

светло-розовой окраски

9—11%.

удовлетворительный

Задание № 2. Провести распознание, идентификацию, оценку качества образца свежего картофеля.

Пособия для работы: образец свежего картофеля,  тарелка, линейка, нож, доска для нарезки овощей, раздаточный материал – ГОСТ 7176-2017 Картофель продовольственный. Технические условия.

Алгоритм действий:

  1. Внимательно изучите раздаточный материал – ГОСТ 7176-2017 Картофель продовольственный. Технические условия.
  2. Начертите таблицу  по следующей форме:

Наименование образца

Классификация картофеля

Наименование показателей

Внешний вид

Механические

повреждения

Болезни

Размер и форма клубня, мм

Запах и вкус

  1. Заполните таблицу, указав наименование образца.
  2. Для определения классификации картофеля, осмотрите образец, определите, к какому сроку созревания относится образец.
  3.  Для определения показателей образца картофеля необходимо органолептическим методом оценить качество: опишите внешний вид; обратите внимание, есть ли болезни на картофеле и механические повреждения; линейкой измерьте размер по наибольшему поперечному диаметру, определите форму свежего картофеля; разрежьте клубень пополам и определите запах и вкус.
  4. Сравните полученные результаты с требованиями к качеству и сделайте вывод о качестве свежего картофеля.

Критерии оценки лабораторно-практического занятия

- оценка «5» - все задания выполнены, верно, и в полном  объеме, оформлен отчет.

- оценка «4» - если студент выполнил задания № 1, 2  в полном объеме, но имеются небольшие недочеты при выполнении заданий.

- оценка «3» - если студент выполнил задания № 1, 2 в полном объеме, но имеются грубые недочеты при выполнении заданий.

- оценка «2» - если студент выполнил задание № 1; студент не выполнил задания.


Раздаточный материал «Характеристика ботанических сортов клубнеплодов и корнеплодов»

Наименование, ботанический сорт

Общая характеристика

1

2

Картофель: ранний сорт «Весна»

картофель весна фото

Сорт столового назначения. Вкусовые качества удовлетворительные, свойственные, отличается высокой устойчивостью к грибным и бактериальным болезням, содержание крахмала 9—11%. Клубни крупные, удлинённо-овальной формы, светло-розовой окраски, глазки мелкие, ярко-розовые, поверхностные, мякоть белая, масса их 85—135 г.

Картофель: ранний сорт «Взрыв»

http://seloveselo.ru/wp-content/uploads/2017/11/imagescms-image-000043338.jpg

Скороспелка, урожайность через 65 дней после посадки, имеет мякоть чистого фиолетового цвета и такую же кожуру. Содержание крахмала 16—19 % Вкусовые качества удовлетворительные, свойственные. По массе плоды от 100 до 150 г. форма вытянутая. Долгому хранению не подлежит. Можно использовать для приготовления овощных блюд, употреблять в сыром виде, для диетических салатов.

Картофель: поздний сорт «Гатчинский»

https://kartofan.org/wp-content/uploads/2017/10/gatchinskaya-kartoshka.jpg

Среднеспелый столовый сорт российской селекции с овальными клубнями. Период созревания (вегетации): 80-95 дней. Содержание крахмала: 12-16%. Масса товарных клубней 90-140 г. Потребительские качества: хороший свойственный вкус, подходит для жарки, варки, запекания и приготовления пюре. Цвет кожуры: желтый. Цвет мякоти: белый.

Картофель: поздний сорт «Огонек»

Картофель Огонек | Подробное описание, фото , выращивание, купить

Среднеспелый, столовый, урожайный сорт хороших вкусовых качеств, свойственный. Устойчив к раку, фитофторой поражается слабо. Клубни белые, крупные, округло-овальные, с гладкой кожурой и слегка углубленными глазками. Средняя масса товарного клубня 95 г. Мякоть белая, не темнеющая при резке, содержит от 13 до 20% крахмала.

Морковь: сорт Осенний король

Сорт Осенний король

Подлежит долгому хранению, имеет оранжевый цвет и огромные размеры (масса более 230 г., длина – от 20 см. и более). Форма может быть как цилиндрической, так и веретенообразной. Мякоть нежная, обладающая приятным вкусом и морковным ароматом.

1

2

Морковь: гибрид Танга F1

Гибрид Танга F1

Является универсальным гибридом. Прекрасно подходит для приготовления соков,  для длительного хранения. Имеет яркий цвет и удлинённую коническую форму. Вес составляет до 120 г., длина корнеплода до 20 см. Мякоть оранжевого цвета, обладает десертной сладостью. Середина тонкая, более светлого оттенка.

Морковь: сорт Полярная клюква

Сорт Полярная клюква

Представляет собой круглую небольших размеров морковь, часто употребляемую в сыром виде в детском питании. Внешне похожа на небольшую редьку. Обладает оранжевым цветом. Вес корнеплода 40-50 г. Обладает гладкой кожицей и небольшим количеством глазок. Мякоть очень нежная и сочная, сладкая. Корнеплод практически не подвержен растрескиванию.

Морковь: Красный великан

Красный великан

Позднеспелый сорт. Плоды имеют вытянутую коническую форму; их длина составляет 25-26 см., а вес – порядка 150 г. Мякоть сочная и вкусная, кожица тонкая, имеет оранжевый цвет.

Свекла столовая «Несравненная А 463»

Корнеплод плоской и округло-плоской формы, массой 167–385 г., осевой черешок утолщен. Кожица темно-красная, у головки сероватая. Мякоть темно-красная, часто с черноватыми кольцами.

Вкусовые качества корнеплодов хорошие и отличные.

Свекла: среднеранняя «Болтарди»

Сорт свеклы Болтарди

Корнеплоды  округлые, ровные, темного бордового цвета, масса до 150 г. Мякоть насыщенного цвета, приятного вкуса, без радиальных колец.

Раздаточный материал ГОСТ 7176-2017 Картофель продовольственный. Технические условия (часть документа)

3.Термины и определения

Картофель ранний: Картофель, собранный до окончания срока его созревания, поступающий в продажу сразу после сбора, кожура которого легко удаляется трением.

Примечание - Картофель ранний получают из сверхранних и ранних ботанических сортов и/или собирают в начале сезона в стране происхождения.
Картофель поздний: Картофель, собранный после окончания срока его созревания, предназначенный для длительного хранения.

4.Технические требования

4.1 Продовольственный картофель должен соответствовать требованиям настоящего стандарта, быть подготовлен и упакован в потребительскую и/или транспортную упаковку или не упакован (уложен навалом в транспортном средстве) по технологической инструкции с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами государства, принявшего настоящий стандарт*.
4.2 Качество продовольственного картофеля должно соответствовать характеристикам и нормам, указанным в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика и норма для картофеля

раннего

позднего

Внешний вид

Клубни целые, чистые, свежие, здоровые, покрытые кожурой, типичной для ботанического сорта* формы и окраски, не проросшие, не увядшие, без повреждений сельскохозяственными вредителями, без излишней внешней влажности, не позеленевшие, без коричневых пятен, вызванных воздействием тепла.
Допускаются клубни с пятнами бледно-зеленого цвета общей площадью не более 2 см
, которые могут быть удалены при обычной очистке.
Допускаются клубни с механическими повреждениями (порезы, вырывы, трещины, вмятины) глубиной не более 4 мм и длиной не более 10 мм.
Допускаются клубни, пораженные паршой, ооспорозом на площади не более 1/4 поверхности клубня, в том числе наличие пятен глубокой обыкновенной картофельной парши и порошистой парши глубиной не более 2 мм
Допускаются клубни, пораженные проволочником (при наличии не более одного хода)

Клубни, покрытые кожурой

Допускаются клубни с неокрепшей кожурой и ее частичное отсутствие

Клубни, полностью покрытые плотной кожурой

Вид внутренней части клубня

Типичная для ботанического сорта окраска. Пятна ржавой (железистой) пятнистости, внутренние пустоты, черная сердцевина и другие внутренние дефекты не допускаются

Типичная для ботанического сорта окраска. Пятна ржавой (железистой) пятнистости, внутренние пустоты, черная сердцевина и другие внутренние дефекты не допускаются

Запах и вкус

Свойственный данному ботаническому сорту, без постороннего запаха и/или привкуса

Массовая доля клубней с механическими повреждениями (порезы, вырывы, трещины, вмятины) глубиной более 4 мм и длиной более 10 мм; повреждения сельскохозяйственными вредителями (проволочником более одного хода) в совокупности, %, не более

2,0

Массовая доля клубней с израстаниями, наростами, позеленевших на площади более 2 см, но не более 1/4 поверхности клубня, в совокупности, %, не более

2,0

Массовая доля клубней, пораженных паршой или ооспорозом при поражении более 1/4 поверхности клубня, %, не более

Не допускается

2,0

Массовая доля посторонней примеси, %, не более

1,0

2,0

в том числе земли, прилипшей к клубням

Не допускается

1,0

Наличие клубней, позеленевших на площади более 1/4 поверхности, поврежденных грызунами, подмороженных, запаренных, с признаками "удушья", клубней раздавленных, половинок и частей клубня, пораженных мокрой, сухой, кольцевой, пуговичной гнилями и фитофторой

Не допускается

Массовая доля клубней, не соответствующих требованиям, %, не более в том числе:

4,0

6,0

- серые, синие или черные пятна под кожурой, глубиной не более 5 мм

4,0

6,0

- пораженные ржавой (железистой) пятнистостью

Не допускаются

2,0

* Сортовая чистота должна быть не менее 90%.

4.3 Содержание в продовольственном картофеле радионуклидов, токсичных элементов, пестицидов, нитратов, яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших, микробиологические показатели безопасности (патогенные) не должны превышать норм, установленных нормативными правовыми актами государств, принявших настоящий стандарт*.

_______________

* Для государств - участников Евразийского экономического союза - по [1].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

Технологическая карта учебного занятия

Цели занятия:Образовательнаязнать: 1.     Ознакомиться с первичной документацией при поступлении и отпуске товара со склада и от поставщиков2.     Приобрести пр...

Технологическая карта учебного занятия

В материале представлена технологическая карта учебного занятия по теме "Электромагнитная индукция" дисциплины "Естествознание" для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"...

Технологическая карта учебного занятия

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине "Программное обеспечение электронного набора и правки текста"...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...