Организация слесарных работ
презентация к уроку на тему

Мельников Александр Николаевич

Краткое содержание изучаемой темы занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._organizatsiya_rabochego_mesta_slesarya.pptx282 КБ
Файл 3._razmetka_metalla.pptx561.5 КБ
Файл 4._rubka_metalla.pptx313.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДК 03.01. Выполнение слесарных работ по ремонту автомобилей Раздел 1. Организация слесарных работ Тема: Организация рабочего места слесаря

Слайд 2

Учебная цель: Научиться общим положениям научной организации труда (НОТ) слесаря и умению применять их практически в процессе своей работы в целях совершенствования организации труда и борьбы за повышение производительности и качества работы.

Слайд 3

В результате изучения темы учащийся должен: А. Знать: 1) принципы научной организации рабочего места слесаря; 2) требования, предъявляемые к рабочей позе; 3) правила экономии рабочих движений и трудовых действий; 4) методы изучения затрат рабочего времени и основные пути его экономии; 5) основные направления повышения производительности труда на рабочем месте; 6) основные требования к соблюдению трудовой и технологической дисциплины; 7) общие сведения научной организации труда (НОТ) слесаря.

Слайд 4

Б. Уметь: 1) рационально организовывать свое рабочее место; 2) правильно организовывать свой труд; 3) соблюдать правильную рабочую позу при выполнении определенных видов работ; 4) выполнять работу в оптимальном темпе и ритме; 5) соблюдать правила экономии рабочих движений и трудовых действий; 6) использовать в своей работе опыт рабочих-новаторов и передовиков производства; 7) проявлять творческую инициативу и активность в совершенствовании организации труда.

Слайд 5

Требования к организации рабочего места слесаря Верстак должен быть прочным и устойчивым. Столешница (крышка) верстака должна быть ровной и покрыта по всей плоскости листовой сталью, текстолитом или линолеумом, а кромки закрыты угловой сталью или деревянными рейками. На каждом верстаке обязательно устанавливают сменный (убирающийся) сетчатый экран для защиты работающего рядом от осколков, отлетающих во время рубки.

Слайд 6

3. Параллельные тиски поворотного типа должны быть прочно и надежно укреплены на верстаке. В сжатом положении губки расположены параллельно и находятся на одном уровне. Накладные губки прочно закреплены, хорошо закалены и имеют четкую насечку для надежного закрепления детали.

Слайд 7

4. Зажимать деталь в тисках следует только усилием рук, а не весом тела. Зажимая или освобождая детали из тисков, рычаг необходимо опускать плавно, не бросая его, чтобы не ушибить руку или ногу. Содержать тиски надо в чистоте и исправности, а трущиеся части регулярно смазывать соответствующим смазочным материалом.

Слайд 8

4. Подставку под ноги следует применять в тех случаях, когда высота тисков не соответствует росту обучающегося. Высота верстака с тисками считается нормальной, если у стоящего прямо обучающегося рука, согнутая в локтевом суставе под углом 90°, находится иа уровне губок тисков при вертикальном положении ее плечевой части. Выбранные подставки должны плотно лежать на полу. Неправильное положение корпуса обучающегося вызывает быструю утомляемость, затрудняет правильное выполнение приемов работы и получение требуемой точности.

Слайд 9

6. Одним из элементов культуры на рабочем месте является правильно подогнанная, аккуратная и чистая спецодежда. Халат или комбинезон должны быть выбраны по размеру и росту работающего и не должны стеснять движений.

Слайд 10

7. Во время работы спецодежда всегда должна быть застегнута на все пуговицы, а рукава должны иметь застегивающиеся манжеты, плотно охватывающие запястье; на голову обязательно следует надеть головной убор (берет или косынку), под который необходимо тщательно убрать волосы.

Слайд 11

8. На одежде и головном уборе не должно быть висящих концов (галстук, тесемки, концы косынки), которые могут быть захвачены вращающимися частями станков, машин или механизмов и привести к несчастному случаю.

Слайд 12

9. Местное освещение на рабочем месте должно иметь исправную передвижную арматуру с защитным плафоном для направления света на обрабатываемую деталь и плоскость верстака. Напряжение в электросети при местном освещении не должно превышать 36 В.

Слайд 13

10. На рабочем месте должны находиться только те инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения учебно-производственного задания. Каждый инструмент, приспособления и материалы должны иметь свое определенное место.

Слайд 14

11. Инструменты, приспособления и материалы должны быть расположены на верстаке с таким расчетом, чтобы все, что берут правой рукой, находилось справа от работающего, левой рукой — слева. Чаще других используемые инструменты и заготовки необходимо располагать ближе к работающему (рис. 1). Определенный порядок должен поддерживаться и в ящике, где каждому инструменту должно быть отведено постоянное место.

Слайд 15

Измерительные и поверочные инструменты размещают отдельно от рабочего инструмента на специальной полочке или планшетке. Чертежи и карты для учебных заданий следует располагать на планшете-подставке, установленной на верстаке, на расстоянии, достаточном для их чтения.

Слайд 16

Оптимальные зоны досягаемости рук при работе в горизонтальной плоскости 1. Наиболее удобная (нормальная) зона досягаемости определяется полудугой с радиусом примерно около 350 мм для каждой руки (рис.). 2. Максимальная зона— 550 мм без наклона корпуса и 650 мм с наклоном под углом не более 30° для учащегося среднего роста. 3. Расположение предметов дальше указанных пределов повлечет за собой ненужные движения, большие наклоны корпуса, что вызовет дополнительные затраты времени, увеличит утомляемость и снизит производительность труда.

Слайд 17

Оптимальные зоны досягаемости рук при работе в верткальной плоскости 1. Указанные на рисунке зоны дают возможность определить наиболее выгодное расположение всех предметов по отношению к росту работающего (рис. 1, б). 2. Руководствуясь этими зонами, следует определять, на какой высоте от пола должны находиться материалы, заготовки, детали и пр., чтобы рабочему не приходилось низко наклоняться. 3. Наклон корпуса при работе стоя должен составлять угол не более 30°.

Слайд 18

Рациональная организация рабочего места слесаря а — слесарный верстак: 1 — винт подъема, 2 — каркас, 3 — труба, 4 — сетка, 5 — полочка, 6 — планшет, 7 — рамка, 8 — маховичок

Слайд 19

До начала работы 1. Получи чертеж, заготовку, инструмент и приспособления, подготовь рабочее место (рис. а): а) разложи заготовки, инструмент и приспособления в строго определенном порядке; б) укрепи чертеж (инструкцию) на рамке; в) проверь, есть ли необходимые вспомогательные материалы; г) установи лампу так, чтобы свет падал на губки тисков; д ) установи подставку под ноги (если тиски неподъемные) и отрегулируй высоту тисков по росту.

Слайд 20

Расположение инструментов на рабочей месте

Слайд 21

Во время работы 2. Сохраняй порядок на своем рабочем месте (рис. б): а) измерительный инструмент клади отдельно от рабочего на планшетку; б) клади ближе все, чем приходится пользоваться чаще, а реже употребляемое — дальше; в) клади справа все то, что при ра боте приходится брать правой рукой, а что берешь левой рукой — располагай слева; г) приучи себя брать и класть инструмент, не глядя на него. Для этого каждый предмет располагай всегда на одном и том же месте; д ) следи за исправным состоянием тисков. Регулярно очищай их от стружки, грязи и мусора и смазывай винт машинным маслом; е) не затягивай чрезмерно винт тисков, так как от этого быстро изнашивается резьба винта и гайки и тиски приходят в негодность; ж) при работе складывай детали в определенное место и в соответствующем порядке.

Слайд 22

По окончании работы 3. Прибери, вычисти рабочее место и инструмент: а) вытри промасленной тряпкой инструмент; б) сдай мастеру (дежурному) изделие, инструмент и приспособления; в) убери вспомогательные материалы в выдвижной ящик; г) раздвинь губки тисков и смети опилки и стружки на столешницу, после чего смажь винт тисков машинным маслом и заверни винт, оставив между губками небольшую щель (зазор); д ) смети опилки и стружки (отходы цветных металлов собирай в отдельные ящики).

Слайд 23

Совершенствование труда слесаря А. Рациональные формы рукояток инструмента Б. Выбор высоты тисков по росту работающего В. Установка высоты тисков по росту

Слайд 24

в — наиболее уязвимые части ладони, г — наиболее сильные и упругие мускулы ладони, д — рациональная форма рукоятки

Слайд 25

Установка тисков по росту а — параллельные тиски, б — стуловые тиски, в — для опиливания

Слайд 26

http://www.tepka.ru/Praktikum_po_slesarnomu_delu/index.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДК 03.01. Выполнение слесарных работ по ремонту автомобилей Раздел 1. Организация слесарных работ Разметка металла

Слайд 2

Цели и задачи знать: основные виды слесарных работ, порядок их выполнения, применяемые инструменты и приспособления; технику безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ

Слайд 3

Разметкой называется операция, состоящая в переносе на поверхность заготовки с чертежа или образца размерных точек или линий с учетом припусков, необходимых для последующей обработки. Припуски на обработку учитывают глубину обработки резанием, т. е. тот слой материала, который необходимо снять, чтобы из волнистой шероховатой поверхности заготовки получить ровную и гладкую поверхность детали согласно классу чистоты, предусмотренному чертежом.

Слайд 4

В зависимости от формы размечаемых заготовок и деталей разметка делится на плоскостную и пространственную (объемную).

Слайд 5

Плоскостная разметка Плоскостная разметка, выполняемая обычно на поверхностях плоских деталей, на полосовом и листовом материале, заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам.

Слайд 6

Инструмент Разметка заключается в нанесении на заготовку линий и точек, указывающих контуры размечаемой детали. Для этой цели используется кернер и чертилка . Измерения выполняют с помощью угольника (проверка взаимной перпендикулярности осей и плоскостей), угломера (расположение косых поверхностей и граней), кронциркуля (сравнение размеров диаметров отверстий, длины, толщины и т. п.), рейсмуса (нанесение параллельных линий), штангенрейсмуса и других штангенинструментов , уровня (определение горизонтальности поверхности) и т. п.

Слайд 7

Чертилка Чертилки являются наиболее простым инструментом для нанесения контура детали на поверхность заготовки и представляют собой стержень с заостренным концом рабочей части. Изготавливают чертилки из инструментальных углеродистых сталей марок в двух вариантах: односторонние и двусторонние. Чертилки изготавливают длиной 100... 120 мм. Рабочая часть чертилки закаливается на длине 20 ... 30 мм до твердости HRC 58...60 и затачивается под углом 15...20°. Материал - стальной стержень длиной 150...200 мм и диаметром 4...5 мм, один конец которого закален ,на длине 20...30 мм и заострен под углом 15°, а другой согнут в кольцо диаметром 25...30 мм.

Слайд 8

Чертилки Чертилка с отогнутым концом Круглая чертилка Чертилка со вставной иглой Карманная чертилка

Слайд 9

Разметочные циркули Разметочные циркули применяют для нанесения дуг окружностей и деления отрезков и углов на равные части. Разметочные циркули: простой, позволяющий фиксировать положение ножек после их установки на размер, и пружинный

Слайд 10

Разметочный штангенциркуль

Слайд 11

Кернер Кернер - слесарный инструмент, применяющийся для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях (керны делают для того, чтобы риски были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки детали). Кернеры изготовляют из инструментальной углеродистой или легированной стали. Рабочую часть кернеров (конус) термически обрабатывают на длине 15...30 мм до твердости НRС 55...59, а ударную часть - на длине 15...25 мм до твердости НRС 40...45. Средняя часть кернера имеет рифление (накатку) для удобства работы.

Слайд 12

Обыкновенный кернер Различают кернеры обыкновенные, специальные, пружинные, механические, электрические и др.

Слайд 13

Центроискатели а - колокол, б - лазерный, в - угольник

Слайд 14

Разметочная плита На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструмент. Разметочная плита отливается из мелкозернистого серого чугуна. Разметочная плита: а - малая, б - большая

Слайд 15

Угольники Угольник - несложное приспособление, применяемое при разметке прямых углов. Также с его помощью выполняется контроль перпендикулярности взаимного расположения деталей.

Слайд 16

Приемы, последовательность и точность разметки Прежде чем приступить к разметке, внимательно проверяют заготовку (нет ли на ней раковин, трещин, отбитых углов и других дефектов), затем ее очищают от грязи и пыли. Далее подробно изучают чертеж будущей детали и намечают порядок разметки: определяют, в каких положениях заготовка будет устанавливаться на плите, и в какой последовательности будут наноситься разметочные линии.

Слайд 17

Выбор базы при разметке Правильный выбор базы при разметке определяет качество последней. Выбор разметочных баз зависит от конструктивных особенностей и технологии изготовления детали.

Слайд 18

Базу выбирают, руководствуясь следующими правилами : если на заготовке имеется хотя бы одна обработанная поверхность, принимают за базу; если обрабатываются не все поверхности, то за базу принимают обрабатываемую поверхность; если наружные и внутренние поверхности не обработаны, то за баз предпочтительно принимать наружную поверхность. Все размеры наносят от одной поверхности или от одной линии принятой за базу .

Слайд 20

Накернивание разметочных линий

Слайд 21

Способы разметки Разметка по шаблону Разметка по образцу отличается тем, что не требует изготовления шаблона. Этот способ широко применяют при ремонтных работах, когда размеры снимают непосредс-твенно с вышедшей из строя детали и переносят на размечаемый материал. При этом учитывают износ Разметку по месту чаще применяют при сборке больших деталей. Одну деталь размечают по другой в таком положении, в какомони должны быть соединены Разметка карандашом производится по линейке на заготовках из алюминия и дюралюминия. Размечать последние с помощью:чертилки не разрешается, так как при нанесении рисок разрушается защитный слой и создаются условия для появления коррозии Точную разметку

Слайд 22

Дефекты несоответствие размеров размеченной заготовки данным чертежа вследствие невнимательности разметчика или неточности разметочного инструмента неточность установки рейсмаса на нужный размер; причиной этого является невнимательность или неопытность разметчика, грязная поверхность плиты или заготовки небрежная установка заготовки на плите в результате неточной выверки плиты

Слайд 23

Безопасность при разметке установку заготовок (деталей) на плиту и снятие их с плиты необходимо выполнять только в рукавицах; заготовки (детали) и приспособления надежно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине; перед установкой заготовок (деталей) проверить плиту на устойчивость; во время работы на свободные (неиспользуемые) острозаточенные концы чертилок обязательно надевать предохранительные пробки или специальные колпачки; используемый для окрашивания медный купорос наносить только кисточкой, соблюдая меры предосторожности, так как он ядовит; следить за тем, чтобы проходы вокруг разметочной плиты были всегда свободными; проверять надежность крепления молотка на рукоятке; удалять пыль и окалину с разметочной плиты только щеткой, а с крупных плит - метлой; промасленную ветошь и бумагу складывать только в специальные металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой.

Слайд 24

http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/index.html Слесарное дело : учебник для нач . проф. образования /Б.С.Покровский, В. А.Скакун. – 7-е изд., стер. – М. :Издательский центр «Академия», 2011. Общий курс слесарного дела : учебник для нач . проф. образования / Макиенко Н.И./ М.: Высш . шк . , 1989


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДК 03.01. Выполнение слесарных работ по ремонту автомобилей Раздел 1. Организация слесарных работ Тема занятия: Рубка металла

Слайд 2

Цели и задачи знать: основные виды слесарных работ, порядок их выполнения, применяемые инструменты и приспособления; технику безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ

Слайд 3

Назначение рубки Рубкой называется слесарная операция, при которой с помощью режущего инструмента - зубила или крейцмейселя и ударного инструмента - молотка снимается с детали или заготовки слой металла.

Слайд 4

Инструмент для рубки металла а - зубило, б - крейцмейсель , в - канавочник : 1 - угол заточки, 2 - рабочая часть, 3 - средняя часть, 4 - головка

Слайд 5

Слесарное зубило Изготовляется из инструментальной углеродистой стали У7А или У8А. Ширина режущей кромки зубила обычно равна 20-25 мм. Угол заточки 1 зубила выбирается в зависимости от твердости обрабатываемого металла. Чем тверже металл, тем угол заточки зубила берется больше, и наоборот . Обычно угол заточки принимается при рубке чугуна, твердой стали и твердой бронзы 70 °, средней и мягкой стали 60 °, латуни, меди и цинка 45°, для очень мягких металлов: алюминия, электрона и других - 35-40°. Зубила применяются длиной 100, 125, 150, 175 и 200 мм. Рабочая часть зубила закаливается на длину 25-30 мм и отпускается до твердости HRC = 52-57. Ударная часть (головка) зубила закаливается на длину 15-25 мм и отпускается до твердости HRC 32-40.

Слайд 6

Крейцмейсель Предназначен для вырубания узких канавок и шпоночных пазов, срубания заклепок и т. п. Однако довольно часто им пользуются перед применением зубила для обрубки больших плоскостей. Например, если нужно обрубить всю верхнюю грань чугунной широкой плиты, то обработка будет легче и точнее, если предварительно крейцмейселем прорубить канавки, а затем снять оставшуюся часть зубилом.

Слайд 7

Канавочник Применяют для вырубания профильных канавок: полукруглых, двугранных и т. п. От крейцмейселя он отличается только формой режущей кромки.

Слайд 8

Заточка зубил и крейцмейселей

Слайд 9

Молотки слесарные а - с квадратным бойком, б - с круглым бойком, в - с вставками из мягкого металла, г - деревянный (киянка), д - расклинивание ручек молотка

Слайд 10

Молотки слесарные Изготовляются молотки из целого куска кованой инструментальной углеродистой стали марок У7, стали 50, 60. Вес молотков в зависимости от характера выполняемых работ бывает разный: 50, 100, 150, 200 и 300 г (применяются для выполнения инструментальных работ), 400 и 500 г (для слесарных работ) и 600, 800 г (для ремонтных работ). Молотки весом от 4 до 16 кг называют кувалдами (для тяжелых работ ). Ручка делается из наиболее твердых и упругих пород дерева (березы, бука, кизила, рябины, дуба, клена и др.). Дерево для ручек должно быть без сучков и трещин, а поверхность ручки - гладкой, без бугорков и неровностей, которые могут натирать мозоли на руке при работе.

Слайд 11

Правильное держание инструмента при рубке Молоток берут за ручку так, чтобы рука находилась на расстоянии 15-30 мм от конца ручки. Ручку обхватывают четырьмя пальцами и прижимают к ладони: большой палец накладывают на указательный, все пальцы крепко сжимают. Зубило берут в левую руку (рис. 87, а) на расстоянии 20- 25 мм от головки. Левая рука должна только держать зубило в определенном положении, поэтому усилие ее не должно быть большим; сильно сжимать в руке зубило не следует.

Слайд 12

Зубило нужно держать с наклоном, под углом 30-35° по отношению к обрабатываемой поверхности, а лезвие должно лежать на линии слоя металла, намеченного к снятию. При меньшем угле наклона зубило будет скользить, а не резать, а при большем - углубляться в металл и давать большую неровность.

Слайд 13

Рубка металла а - по уровню губок тисков, б - по разметочным рискам

Слайд 14

Рубка круглого металла Рубка круглого металла производится на плите. На разрубаемой детали мелом наносят круговые риски, обозначающие место разруба. Деталь кладется на плиту, а зубило ставят на риску вертикально. Сначала легкими ударами молотка по зубилу делают надрезки , а затем, поворачивая деталь после каждого сильного удара, разрубают ее. После глубокой надрубки часть детали можно отломить.

Слайд 15

Рубка полосового металла Рубку полосового металла следует вести сначала с одной стороны на половину глубины, а потом перевернуть и рубить с другой. Листовой металл больших размеров рубят на плите, а малых - в тисках, только по уровню губок тисков. Перед рубкой наносят на металле контур и рубят, отступив •от контурной линии на 2-3 мм; надрубив контур, окончательную рубку производят в 2-3 приема.

Слайд 16

Рубка листового металла осуществляется в такой последовательности: сначала по шаблону или по чертежу детали на листе наносят риски, после этого лист кладут на плиту и приступают к рубке.

Слайд 17

Вырубание Вырубание ведется в три приема: точно придерживаясь рисок, делают надрубку контура заготовки , 2) вторично рубят заготовку по контуру, нанося по зубилу сильные удары , 3) перевернув лист, проходят зубилом по ясно обозначенному контуру. При последнем переходе лист поворачивают другой стороной, на этом и заканчивают рубку . При толщине листового металла свыше 8 мм вырубить заготовку описанными способами очень трудно. В этом случае или же когда помятые кромки портят заготовку, а разрезание ножовкой невозможно или требует много времени, применяют предварительное обсверливание размеченного контура.

Слайд 18

Правила техники безопасности При рубке металлов следует выполнять следующие правила техники безопасности: 1) работать только исправным молотком, без выкрошенных мест на головке, с хорошо насаженной ручкой; 2) не пользоваться тупыми зубилами или крейцмейселями , а также с выкрошенными местами на головке; 3) при рубке металлов в тисках обязательно ставить на верстак предохранительную сетку или деревянный щит.

Слайд 19

http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/index.html Слесарное дело : учебник для нач . проф. образования /Б.С.Покровский, В. А.Скакун. – 7-е изд., стер. – М. :Издательский центр «Академия», 2011. Общий курс слесарного дела : учебник для нач . проф. образования / Макиенко Н.И./ М.: Высш . шк . , 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 02 Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию с.х. машин и оборудований.(учебная и производственния практика)

Примерная рабочая программа производственного обучения по профессии мастер сельскохозяйственного производства: ПМ 02 -  "Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскох...

Разработка Фонд оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Фонд оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ...

Методическая разработка-лабораторно-практические работы "Технология слесарных работ"

Тема 2. Подготовительные операции слесарной обработки деталейПрактическая работа №2 Правка металла. Гибка металлаВремя выполнения – 5 часовЗадание: Правка металла. Гибка металла Цели заняти...

Директорская контрольная работа по профессии: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства МДК 01.02. «Технологии слесарных работ по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования»

Директорская контрольная работа по дисциплине "Технология слесарных работ по ремонту и обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования. Тест создан для проверки знания студентов мастеров с...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся  в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и слесарных работ».Настоящие методические указа...