презентации по психологиии и истории медицины
презентация к уроку по теме

Левковская Елена Николаевна

Психологические особенности подростков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Период грудного возраста Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации Преподаватель:. Левковская Е.Н

Слайд 2

Особенности развития детей в младенчестве. Особенностью младенцев, а это дети от 4 недель (или 1 месяца) до 1 года, является их интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и интеллектуальное развитие. В первые 3 месяца рост увеличивается на 9 см, с 4 по 6 мес. -- на 7,5 см, с 7 по 9 мес. -- на 4,5-6,0 см, и с 10 но 12 мес. -- на 3 см. В среднем эта сумма составляет 24-27 см. Вес удваивается к 4-5 мес. и утраивается к году. Точнее определить можно так: в течение первого полугодия ребенок должен прибавлять каждый месяц по 800 г, а в течение второго -- по 400 г ежемесячно. Происходит резкий "скачок" в совершенствовании двигательных функций -- от полной беспомощности до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками.

Слайд 3

Вместе с тем из-за недостаточной зрелости пищеварительного тракта еще довольно часты желудочно-кишечные заболевания. Питание грудным молоком приемлемо только в первые 4 месяца. С введением прикорма другими продуктами изменяется процесс их переваривания и начинают вырабатываться пищеварительные соки несколько иного состава. Обмен веществ ввиду возросшей нагрузки подвержен нарушениям: могут возникнуть рахит и анемия (малокровие). В грудном возрасте ребенок теряет приобретенный материнский иммунитет, а собственный еще недостаточно развит. Это (а также особенности строения его дыхательной системы -- незрелость тканей легкого, узость носовых ходов, трахеи, бронхов) вызывает частые пневмонии, бронхиты, вирусные заболевания (грипп, ОРВИ). Противовес им -- закаливание детей: массаж, гимнастика, водные процедуры.

Слайд 4

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ. Кожа : очень нежная, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма. Подкожно-жировой слой . Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Слайд 5

Костная система : Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году -- большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалия -- водянке головного мозга. Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 -- верхних, после них -- еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов.

Слайд 6

Мышечная система . Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги -- в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания. Дыхательная система . Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. -- 35-40, в 7-12 мес. -- 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Слайд 7

Сердечно-сосудистая система . В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт . ст. Мочеполовая система . Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Слайд 8

Нервная система . Начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. Становятся более сильными мышцы шеи и спины, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Слайд 9

Нервная система Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, " гулит ". При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти -- этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства -- любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит. В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется. 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились.

Слайд 10

Нервная система. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки. 6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма , ба, па и др. 7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма , па-па и др. 8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку.

Слайд 11

Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной. 9-месячный выполняет довольно сложные движения -- перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: "дай ручку" и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения. 10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова. 11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральное государственное казанное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации Внутриутробный период и период новорожденности Преподаватель:. Левковская Е.Н .

Слайд 2

Внутриутробное развитие Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, в течение 280 суток (9 календарных месяцев) зародыш (эмбрион) располагается в теле матери (от момента оплодотворения и до рождения). В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период получил название эмбрионального (зародышевого), а организм будущего человека - эмбрион {зародыш). С 9-недельного возраста, когда начинают обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период - плодным (фетальным - от греч. fetus - плод).

Слайд 3

Период пренатального развития - герминальный период – дробление зиготы и первичной организации клеток (продолжается до 2 недель); - эмбриональный –структурное развитие зародыша ( около 6 нед ); - фетальный период – созревание плода (с 3 мес. до родов)

Слайд 4

Герминальный период: Первая неделя развития зародыша - это период дробления зиготы на дочерние клетки. (рис.1) Эмбриональный период: Вторая неделя жизни зародыша - это стадия, когда клетки эмбриобласта разделяются на два слоя (две пластинки), из которых образуется два пузырька (рис.2). Из наружного слоя клеток образуется амниотический пузырек. Из внутреннего слоя клеток желточный пузырек.

Слайд 5

Рис.1. А - оплодотворение: 1 - сперматозоид; 2 - яйцеклетка; Б; В - дробление зиготы, Г - морубластула : 1 - эмбриобласт ; 2 - трофобласт ; Д – бластоциста : 1-эмбриобласт; 2 - трофобласт ; 3 - полость амниона; Е - бластоциста : 1-эмбриобласт; 2-полость амниона; 3 - бластоцель; 4 - эмбриональная энтодерма; 5-амнионитический эпителий - Ж - И: 1 - эктодерма; 2 - энтодерма; 3 – мезодерма.

Слайд 6

Вторая неделя жизни зародыша Рис.2. Положение эмбриона и зародышевых оболочек на разных стадиях развития человека: А - 2-3 нед ; Б - 4 нед : 1 - полость амниона; 2 - тело эмбриона; 3 - желточный мешок; 4 - трофоласт ; В - 6 нед ; Г - плод 4-5 мес : 1 - тело эмбриона (плода); 2 - амнион; 3 - желточный мешок; 4 - хорион; 5 - пупочный канатик.

Слайд 7

Третья неделя жизни зародыша является периодом образования трехслойного щитка (зародыша). К концу 3-й недели развития зародыш человека имеет вид трехслойной пластинки, или трехслойного щитка. Четвертая неделя жизни - зародыш, начинает изгибаться в поперечном и продольном направлениях

Слайд 8

Рис.3. Поперечный разрез через тело зародыша (схема): 1 - нервная трубка; 2 - хорда; 3 - аорта; 4 - склеротом ; 5 - миотом ; 6 - дерматом ; 7 - первичная кишка; 8 - полость тела (целом); 9 - соматоплевра ; 10 – спланхноплевра .

Слайд 9

Пятая-восьмая недели - продолжается формирование органов (органогенез) и тканей (гистогенез). К 5 неделе длина зародыша равна 7,5 мм. На 6-й неделе (теменно-копчиковая длина зародыша - 12 - 13 мм) заметны закладки наружного уха, с конца 6-7-й недели - закладки пальцев рук, а затем ног. К концу 7-й недели (длина зародыша - 19-20 мм) начинают формироваться веки.

Слайд 10

На 8-й неделе (длина зародыша 28-30 мм) заканчивается закладка органов зародыша. С 9-й недели, т.е. с начала 3-го месяца, зародыш (теменно-копчиковая длина 39-41 мм) принимает вид человека и называется плодом.

Слайд 11

Фетальный период Третий-девятый месяцы происходят дальнейший рост и развитие образовавшихся органов и частей тела. В это же время начинается дифференцирование наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. С конца 5-го месяца (длина 24,3 см) становятся заметными брови и ресницы. На 7-м месяце (длина 37,1 см) открываются веки, начинается накапливаться жир в подкожной клетчатке. На 10-м месяце (длина 51 см) плод рождается.

Слайд 12

Период новорожденности Сразу после рождения наступает период, новорожденности. Основанием для этого имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных

Слайд 13

Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39-40 нед ., недоношенных - 28-38 нед . При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении. Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными - новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г.

Слайд 14

Шкала Апгар — система быстрой оценки состояния новорождённого. Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается в баллах от нуля до двух включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10. Трактовка результатов Данное тестирование проводится обычно на первой—пятой минуте после рождения, и может быть повторено позднее, если результаты оказались низкими. Баллы менее 3 означают критическое состояние новорождённого, более 7 считается хорошим состоянием (норма).

Слайд 17

Переходные состояния

Слайд 18

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ПЕРЕХОДНЫЕ) СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ Альбуминурия. Нарушение деятельности почек и в связи с этим белок в моче встречается почти у всех новорожденных первых дней жизни. Желтуха физиологическая . Наблюдается у 2/3 новорожденных вследствие незрелости ферментных систем печени и повышенного образования билирубина. На 2-3 день жизни появляется желтушное окрашивание кожи, а иногда и слизистых оболочек глаз. Стул и моча сохраняют обычную окраску. Это состояние продолжается не более 10 дней

Слайд 19

Желтуха новорожденных: физиологическая и патологическая.

Слайд 20

Затрудненное дыхание . Первый вдох после рождения не полностью расправляет легкие. У здоровых на 5 сутки жизни легочная ткань обычно расправляется до конца. Физиологическая эритема — реакция кожи на удаление первородной смазки, которой ребенок был покрыт еще внутриутробно , выражается ее покраснением. Усиливается на 3-й сутки жизни и исчезает к концу первой недели. Физиологическое шелушение — появляется после эритемы, как ее исход, чаще на груди и животе. Особенно выражено у переношенных детей. При сильном шелушении можно смазать детским кремом.

Слайд 21

Физиологическая эритема Физиологическая потеря массы тела новорожденного .

Слайд 22

Все новорожденные в первые 3-4 дня своей жизни теряют в весе. На 4-5 день жизни ребенок перестает терять вес, и регистрируется первая прибавка к массе тела. После чего здоровый новорожденный в среднем набирает по 30 грамм в день.

Слайд 23

Родовая опухоль — отек части тела, чаще головы, которая к моменту родов находилась ближе к выходу из матки (предлежала). Держится 1-2 суток. Иногда на месте родовой опухоли появляются мелкоточечные кровоизлияния, исчезающие самостоятельно.

Слайд 24

Токсическая эритема Токсическая эритема — красноватые, слегка плотноватые пятна, иногда с пузырьками в центре.

Слайд 25

Потница ( милиария ) встречается не только у новорожденных, она будет преследовать ребенка на протяжении 2-3 лет жизни. При перегревании в кожных складках появляется множество микроскопических красных прыщиков, иногда пузырьков (закупориваются потовые железы), шершавых на ощупь.

Слайд 26

Мочекислый инфаркт почек . Бывает практически у всех новорожденных. Обусловлен нарушением обмена веществ в почках и отложением в ее зонах кристаллов солей мочевой кислоты. Внешне проявляется выделением мутной, кирпично-желтой мочи. К концу 1-й недели эти явления проходят, с середины 2-й признак считается патологическим.

Слайд 27

Половые кризы . Связаны с изменениями гормонального баланса у большинства новорожденных. Одно из проявлений — нагрубание молочных желез (как у девочек, так и у мальчиков) с максимальным увеличением на 7-8 день, обычно проходит к концу месяца. первые 2 дня жизни может воспалиться слизистая влагалища. Из половой щели появляются обильные выделения серовато-беловатого цвета, которые на третий день самостоятельно исчезают. Рекомендуется подмывать девочек слабым раствором перманганата калия (марганцовка).

Слайд 28

Более редкими проявлениями гормонального криза являются: отек наружных половых органов — половых губ, члена, мошонки, который может держаться 1-2 недели и более, потемнение кожи вокруг сосков и кожи мошонки. Водянка яичка — скопление жидкости между его оболочками. Проходит иногда только в конце первого месяца жизни самостоятельно и не требует лечения.

Слайд 29

Транзиторное понижение\повышение температуры тела

Слайд 30

Транзиторное понижение температуры, транзиторная лихорадка. Физиологические нарушения теплового баланса связаны с несовершенством теплорегуляции новорожденных, которые не могут удерживать постоянную температуру тела и реагируют на любые изменения ее в помещении или на улице. Вследствие особенностей строения их кожи, богатой сосудами и капиллярами и бедной потовыми железами, происходит быстрое перегревание или переохлаждение ребенка.

Слайд 31

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ. Кожа. Нежная, бархатистая на ощупь, эластичная, розовая, могут быть остатки пушковых волос на спине и плечевом поясе. Богата сосудами и капиллярами, слабо развиты потовые железы и активно развиты сальные, что приводит к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка.

Слайд 32

На затылке, верхних веках, между бровями могут быть синюшного или красноватого цвета пятна, вызванные расширением сосудов ( телеангиоэктазии ), или точечные кровоизлияния. Иногда на крыльях и спинке носа имеются желтовато-белые узелки ( милиа ). Все эти явления исчезают в первые месяцы жизни. В области крестца также может быть скопление кожного пигмента, т.н. "монгольское пятно".

Слайд 33

Волосы у новорожденного длиной до 2 см, брови и ресницы почти незаметны, ногти доходят до кончиков пальцев. Подкожно-жировая клетчатка . Хорошо развита, плотная. Костная система . Содержит мало солей, поэтому кости легко искривляются при неправильном уходе .

Слайд 34

Грудная клетка бочкообразная: ребра расположены горизонтально. Состоят в основном из хряща. Мышечная система. Преобладает повышенный тонус — руки согнуты в локтях, ноги прижаты к животу: поза утробная. Шея не держит головы .

Слайд 35

Органы дыхания. Слизистые оболочки дыхательных путей нежные, содержат большое количество кровеносных сосудов, поэтому, при инфекциях, чаще вирусных, быстро развивается отечность, выделяется большое количество слизи, что сильно затрудняет дыхание. Носовые ходы, трахея и бронхи узкие. Евстахиева труба короткая и широкая. Недоразвиты лобная, гайморовая или верхнечелюсная пазухи.

Слайд 36

Легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное. О существляется за счет диафрагмы. Дыхание легко нарушается при скоплении газов в желудке и кишечнике, запорах, тугом пеленании, оттесняющих диафрагму вверх. Норма 40-60 вдохов-выдохов в минуту.

Слайд 37

Сердечно-сосудистая система - с первым вдохом включается в работу малый круг кровообращения. Частота пульса 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается до 160-200 ударов. Артериальное давление в начале первого месяца 66/36 мм рт . ст., а к концу его — 80/45 мм рт . ст.

Слайд 38

Пищеварительная система незрелая, повышен обмен веществ. С лизистая оболочка рта богата кровеносными сосудами, тонкая, нежная, легко ранима. Язык большой, широкий не помещается во рту. Пищеварительные железы, слюнные, еще не развиты: слюны в первые дни выделяется очень мало.

Слайд 39

Мышцы, перекрывающие вход из пищевода в желудок, недоразвиты — это влечет частые необильные срыгивания. В течение первых 10-20 часов жизни кишечник ребенка стерилен, затем начинается заселение его бактериальной флорой. В первые 3 дня выделяется кал- меконий .

Слайд 40

Мочеполовая система - почки, мочеточники, мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в стуки.

Слайд 41

Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года. У девочек большие половые губы прикрывают малые. Обмен веществ . Повышена потребность в углеводах, усилено всасывание жиров и их отложение в тканях. Водно-солевой баланс легко нарушается: суточная потребность в жидкости — 150-165 мл/кг.

Слайд 42

Нервная система. Незрелая, спят большую часть суток,. Врожденные рефлексы сосательный, глотательный, хватательный, мигательный и др., выражены хорошо, а к 7-10 дню жизни начинают складываться т.н. условные рефлексы.

Слайд 43

Органы чувств. В первые недели органы обоняния почти не ощущают запаха, разбудить может только чрезвычайно громкий звук, побеспокоить лишь слишком яркий свет. Неосмысленный взгляд ребенка не задерживается на чем-либо, у многих наблюдается физиологическое косоглазие, обусловленное слабостью глазных мышц, непроизвольные движения глазных яблок — нистагм. До 2 месяцев он плачет без слез — слезные железы не вырабатывают жидкость.

Слайд 44

Иммунитет. Некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно . Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции.

Слайд 45

Физическое и психомоторное развитие. За 4 недели ребенок прибавляет в весе 600-800 г, в росте — 3-4 см. Уже по 4-5 часов в день он бодрствует, делает попытки улыбнуться, приподнять голову, лежа на животе.

Слайд 46

Рекомендуемые игрушки : крупные, яркие, но не многоцветные, которые утомляют. Привлекательнее простой формы, погремушки. Подвешивая на расстоянии 70 см от груди, медленно перемещать из стороны в сторону и звенеть ими.

Слайд 47

Потребности новорожденного -безопасности, - в новых впечатлениях, - в общении, в достижениях.

Слайд 48

Проблемы периода новорожденности Родимые пятна и другие состояния кожи. Невус простой, или «укусы аиста» и «поцелуи ангела». Винные пятна, или огненный невус . Монгольские пятна. Родинки. Земляничные и кавернозные гемангиомы . Мозоли от сосания

Слайд 49

Родимые пятна и другие состояния кожи.

Слайд 50

Невус простой, или «укусы аиста» и «поцелуи ангела».

Слайд 51

Винные пятна, или огненный невус .

Слайд 52

Монгольские пятна.

Слайд 53

Родинки

Слайд 54

Земляничные и кавернозные гемангиомы .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности подростков и юношеского возраста Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации Преподаватель:. Левковская Е.Н .

Слайд 2

В отечественной психологии за основу периодизации психического развития принята периодизация по Д. Б. Эльконину . Психологические особенности юношеского возраста

Слайд 3

1) социальная ситуация развития, и способ ориентации в этих отношениях; 2) ведущий тип дельности; 3) основное новообразование развития; 4) кризисув Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:

Слайд 4

1. Эпоха раннего детства состоит из 2-х стадий а) Младенчества (до года), открывающиеся кризисом « новорожденное ». Первая травма — травма рождения. Следующие травмы — крик. Только инстинкты и физиологические реакции. Поведения нет. Характеристика: психологически отделен от матери, новые физические возможности, к концу периода появляется зачатки самосознания. Восприятие доминирует над вниманием, памятью и мышлением. Ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым; младенчество социальная ситуация — неразрывное единство ребенка и взрослого. Ребенок нуждается во взрослом. Новый вид деятельности — общение и б) Раннее детство (1−3), началом которого является кризис 1-го года, потребность общения не нахватает реализации из-за недостатка развития речи, в котором осуществляется освоение операционально-технической сферы. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная (характеристика: новообразования приводят к совместной деятельности со взрослым (ребенок — предмет — взрослый). Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного использования. Периоды и стадии по Эльконину

Слайд 5

2. Эпоха детства открывается кризисом 3 лет ( Я-сам ), знаменующим начало дошкольного возраста(3−6) (ведущий вид деятельность — игровая деятельность). Второй стадией является младшей школьный возраст (6−11), который открывается кризисом 6—7 лет (учебная, трудовая, игровая, учебн ).

Слайд 6

3. Эпоха отрочества делится на стадию подростков возраста (10−11) (началом является кризис 11—12 лет), ведущий вид деятельность - профессионально-личностные отношения, весь период является кризисным и стадией ранней юности (14−17) ведущий вид деятельность — морально-личностное общение, связанной с криз 15 лет. Старший школьный возраст (15−18 лет) Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Слайд 7

Психологические особенности подростка

Слайд 8

Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью ( маргинальнотью ) его положения. Это проявляется и в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способностями или быть вместе — с теми, кто дорог и ценим.

Слайд 9

1) поведение ребенка дома или в школе — неуправляем, «не желает подчиняться школьным требованиям», «невозможно заставить за собой вымыть чашку»; 2) черты характера, расцениваемые как не приемлемые, — «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен» и т. п. Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило являются :

Слайд 10

1) «самооценка» ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе прежде всего те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонеприятия ; 2) смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один — это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй — отголосок родительского видения ребенка; Выделяют следующие типы самоотношения подростка:

Слайд 11

3) подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку. Упрямство не называет бесхарактерностью. Поскольку для подростка этого возраста попрежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения чувства «Мы» им воспроизводится негативная оценка своего «упрямого» поведения; 4) подросток ведет борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае ребенок воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания; 5) подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть. Это отвержение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье.

Слайд 12

Главными опорными признаками физического созревания являются: скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Физическое развитие и взросление

Слайд 13

Акселерация развития как массовое явление проявилась во второй половине XX столетия. В прошлых поколениях половое созревание у мальчиков начиналось в 13-14 лет, у девочек в 12-14 лет и завершалось у юношей в 20-23 года, у девушек в 18-20 лет. Акселерация

Слайд 14

— термин используется как противоположность акселерации, т.е. задержка, запаздывание физич , секс-ого и интеллек-но-личностного созревания. Для психологов, педагогов и психиатров наибольшее значение имеет задержка психического развития ребенка (ЗПР). Ретардация психического развития теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости в младшей школе. Таких детей нужно направлять в "классы выравнивания", где несколько увеличены сроки прохождения школьной программы, щадящий режим, проводится и специальная общеукрепляющая терапия. Как правило, в дальнейшем большая часть детей в развитии "догоняет" своих сверстников и может обучаться в обычных классах. ЗПР следует отличать от олигофрении, где психическое развитие останавливается, такие дети в массовой школе обучаться не могут . Ретардация развития

Слайд 15

Дизонтогенез

Слайд 16

Дизонтогенез — включает как ретардацию, акселерацию, так и асинхронию развития. При этом различные морфо-функциональ-ные системы организма развиваются крайне неравномерно. При психическом дизонтогенезе (Ковалев В.В., 1976) имеет место неравномерное психическое развитие с выраженным опережением одних психических функций и свойств с отставанием других.

Слайд 17

Первый тип асинхронии психического развития характерен для олигофрении и задержек психического развития, включая состояния общего и частичного (парциального) психического инфантилизма. Второй тип асинхронии психического развития свойственен психопатиям в периоде их становления и в какой-то степени детской шизофрении. Здесь также происходит неравномерное развитие компонентов и свойств психики — недостаточность или усиление ее природно-психических свойств (влечения, возбудимость-инертность нервной системы и другие) заметно диссоциируют с социально-психическими компонентами личности, причем последние часто акселерируют . Выделяют два основных типа психического дизонтогенеза

Слайд 18

Детскому возрасту свойственно продолжающееся развитие, поэтому при психических заболеваниях у детей, наряду с негативными и продуктивными симптомами, которые идут от уже сформированных мозговых структур, большое место в оформлении клиники болезни принадлежит так называемым негативным и продуктивным дизонтогенетическим симптомам. Негативные дизонтогенетические симптомы связаны не с болезненным выпадением некоторых психических функций, а с приостановкой, задержкой их онтогенетического созревания. Здесь могут быть задержки развития мышления, речи или психомоторики, а также различные варианты проявлений диспропорций развития темперамента, влечений и эмоционально-волевой сферы.

Слайд 19

Сексуальное развитие и взросление

Слайд 20

Формирование половой зрелости в период взросления включает в себя два взаимосвязанных процесса:

Слайд 21

Парапубертатный период (1-7лет) — характеризуется фор мированием полового самосознания. Препубертатный период (7-13 лет) — характеризуется ста новлением стереотипа полоролевого поведения в континууме маскулинности — феминности . Пубертатный период (12-18 лет) — характеризуется про буждением полового влечения (либидо), первыми менструациями у девочек и первыми эякуляциями (чаще при ночных поллюциях) у мальчиков. Переходный период (16-26 лет) — фантазии приобретают сексуальный характер, имеет место мастурбация, начало половой жизни и наблюдаются первые сексуальные эксцессы (происходит формирование сексуального либидо). Период зрелой сексуальности (22-55 лет) —характеризуется регулярной половой жизнью, вхождением в полосу условно-физиологического ритма (УФР). Инволюционный период (51-70лет) — характеризуется снижением половой активности, регрессом либидо до уровня эротичес кого и платонического. В современной сексологии выделяют несколько периодов формирования и проявления сексуальности человека:

Слайд 22

Социальное развитие и взросление

Слайд 23

Социальное развитие подростка и юноши столь же многопланово и разнообразно, как и физическое или сексуальное. Следует отметить, что современное общество характеризуется нарастающей сложностью и представление о задачах и функциях взрослых людей может быть получено в полном объеме только после очень длительного периода обучения. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста: реакция отказа, оппозиции и протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации . Однако именно для подросткового возраста более типичными являются следующие психологические реакции:

Слайд 24

Реакция эмансипации — отражает стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. Реакция группирования — объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. Реакция увлечения (хобби-реакция) — отражает особенности внутренней структуры личности подростка.

Слайд 25

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации МЕДИЦИНА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Преподаватель:. Левковская Е.Н

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ Праобщина Ранняя родовая община Поздняя родовая община Первобытная соседская община Ученые выделяю несколько этапов развития первобытного общества:

Слайд 4

Праобщина В это период происходило: накопление и обобщение знаний о природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения позже - целенаправленное применение опыта врачевания

Слайд 5

Праобщина Именно в этот период зародились первые медико-санитарные нормы, в виде традиций таких как: организации первых жилищ, добывания и поддержания огня в очаге, захоронения умерших вдали от жилищ остальных

Слайд 6

Ранняя родовая община Целенаправленное применение опыта коллективного врачевания в социальной практике рациональные приемы врачевания зарождение "лечебной магии".

Слайд 7

Ранняя родовая община Одежды из шкур животных. Благоустройство жилищ. Зарождение верований (тотемизм, анимизм, магия). Физические методы врачевания: Лечение ран природными средствами, кровопускания. Появление первых инструментов - камень, кость зачатки анестезии - применение наркотических растений для обезболивания зарождение хирургии Так выглядел древний кокаин горных племен Перу и Боливии

Слайд 8

Поздняя родовая община Дальнейшее развитие приемов рационального врачевания становление культовой практики (сочетание рациональных и иррациональных приемов врачевания) ритуальные трепанации черепа

Слайд 9

Первобытная соседская община Расширение круга лекарственных средств и приемов. Оформление традиционных культов и методов врачевания. Ампутация конечностей. Металлические инструменты из меди, железа и бронзы. Появление профессиональных служителей культа врачевания – шаманы, знахари, травники, жрецы

Слайд 10

Излечение шаманом соплеменников – ритуал, аналог современного посещения поликлиники

Слайд 11

ИНТЕРЕСНЫЕ НАХОДКИ Ранее полагали что первобытные люди были самыми здоровыми, но это далеко не так…

Слайд 12

Патологии Врожденные аномалии костей у первобытных людей

Слайд 13

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ В каменном веке аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло , эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи ; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны ; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану ; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину .

Слайд 14

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных ; применяли «шины» при переломах ; умели делать кровопускания , используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи. В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели синполитейных племен вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.

Слайд 15

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ Первые религиозные представления тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, которые отразились и на приемах врачевания.

Слайд 16

Знаете ли вы? Палеопатологи отметили наличие у первобытного человека сердечнососудистых заболеваний . Атеросклеротические бляшки обнаружены у мумий коренных жителей Северной Америки, захороненных на территории штата Кентукки в США. Древние люди умирали от опухолей , туберкулеза и даже страдали кариесом . Однако на скелетах чаще всего встречаются травматические дефекты , связанные с повреждением черепа.

Слайд 17

Знаете ли вы? Ученые смогли довольно точно установить продолжительность жизни в каменном веке: в большинстве случаев она не превышала 30 лет. До более зрелого возраста люди доживали в исключительных случаях. В борьбе с природой первые Homo sapiens погибали, не успевая состариться. Крайне низкая продолжительность жизни сохранялась на том же уровне вплоть до Возрождения.

Слайд 18

Археологические расследования Палеоантропы уже имели определенную культуру, выражавшуюся в первых гигиенических навыках: грели воду, утепляли хижины, шили теплую одежду. Благодаря этому люди пережили ледниковый период и даже расширили ареал обитания, расселившись на обширных территориях Северной Евразии. Неандертальцы продолжали заботиться о больных, опекая даже лежачих «стариков». В пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет мужчины, умершего в преклонном возрасте — в 45 лет. О тяжести его физического состояния свидетельствуют такие болезни, как деформирующий артрит позвоночника, перелом бедра и артрит нижней челюсти..

Слайд 19

Археологические расследования Еще более удивительными находками отмечена пещера Шанидар (Ирак). На одном из мужских черепов выявлена деформация стенки глазничной впадины, что свидетельствует о том, что человек был слеп на левый глаз. На костях скелета остались следы зажившего перелома, ярко выраженного артрита суставов. Его правая рука была ампутирована задолго до смерти и за много лет привела к дистрофии костной ткани. Будучи беспомощным калекой, шанидарский палеоантроп до 40 лет пользовался защитой сородичей. Стертые передние зубы позволяют сделать вывод о том, что он долгие годы применял их вместо утраченной руки.

Слайд 20

Забота об умерших В пещере Шанидар обнаружены 9 скелетов тяжелобольных людей, живших 70–40 тысяч лет назад. Все они похоронены на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов. Веточки тысячелистника, золототысячника, крестовника, алтея, растений семейств лилейных и мальвовых были связаны в букетики и разложены вокруг тела. Перечисленные растения произрастают в современном Ираке, причем многие виды обнаружены на значительном расстоянии от пещеры Шанидар. Вероятно, «цветочные люди», как назвали их археологи, специально отправлялись в далекий путь, чтобы собирать целебные травы.

Слайд 21

Древняя медицинская генетика Была основана на ряде «табу», что значит строгий запрет. Первое табу на браки между братьями и сестрами (позднее и двоюродными) Второе табу на браки между младшим и старшим поколением (инцест) Кастрация особей дающих потомство с ярко выраженными аномалиями Любое нарушение табу каралось смертью

Слайд 22

Рождение фармакологии Развитие гончарного дела привело к изготовлению керамической посуды, применяемой для приготовления пищи, а затем — к созданию сосудов, в которых варили и хранили лечебные снадобья.

Слайд 23

От древних времен до наших дней Профилактика простудных заболеваний велась способами, известными каждому современному человеку: паровая баня, горячие компрессы, массаж. Обрезание – выполнялось как в целях гигиены так и исходя из религиозных обрядов В контрацепции использовались бычий пузырь или кишка – прототип презерватива; комки паутины, золотые кольца – родоначальники маточной спирали.

Слайд 24

Афоризм дня Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. СОКРАТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

история медицины

достижения в этот период...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.05 «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

Рабочая программа  общеобразовательной учебной дисциплины огсэ.05 « История медицины»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  средне...

презентация по психологии на тему "Психология общения"

Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....

Лекции по истории медицины (2 семестр)

Лекции по истории медицины (2 семестр)...

Проведении экскурсии в Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия в музей Истории медицины

Проведении экскурсии в Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия в музей Истории медицины...

Презентация на тему : Современныедостижения российской медицины

Современная медицина становится все более высокотехнологичной. Лучшие научные и инженерные достижения регулярно реализуются в новых аппаратах, инструментах и лечебно-диагностических методах, существен...