Доклад к объёдинённому заседанию ЦМК «ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
учебно-методический материал
Материалы доклада к объединённому заседанию цикловых комиссий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
Антон Павлович Чехов
Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту.
Одна из ведущих черт педагогики современной России — разнообразие методик и технологий, применяемых на практике. Безусловно, именно сочетание и грамотное использование различных технологий, а не какой-то одной, оказывает положительное влияние на весь процесс обучения молодёжи.
Подготовка квалифицированных специалистов включает в себя не только элементы традиционной классно-урочной системы в сочетании с производственной практикой.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального и среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов. Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. В соответствии с ФГОС СПО основная профессиональная образовательная программа реализуется профессиональной образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность. Современный подход к организации образовательного процесса в учреждения профессионального образования требует возрастание роли внеурочной работы.
Так, под внеурочной деятельностью понимают целенаправленную, образовательную и воспитательную работу, которую организует педагог с обучающимися во время, свободное от основных занятий.
Подобная деятельность является полноправным элементом учебного процесса и позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса, исходя из его потребностей и интересов. Так же, внеурочная работа фактически является формой организации свободного времени и не имеет жёсткой регламентации. Тем самым реализуется принцип непрерывности процесса обучения. Исходя из задач внеурочной деятельности, а именно:
– расширение общекультурного кругозора;
– формирование позитивного восприятия ценностей профессионального образования и более успешного освоения его содержания;
– включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
– формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
– участие в общественно значимых делах;
– помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
– создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения
определяются формы внеурочной деятельности.
Формы внеурочной деятельности крайне разнообразны:
– Экскурсии,
– Круглые столы,
– Научные общества,
– Кружки и секции,
– Конференции и диспуты,
– Общественно-полезные практики,
– Соревнования и викторины,
– Олимпиады и конкурсы,
- КВНы,
– Поисковые и научные исследования,
- психологические и иные тренинги,
- компьютерные симуляции,
- групповые дискуссии,
- волонтерская работа
и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС СПО.
Внеурочной деятельности присущи функции:
- образовательная — закрепление ранее приобретенных и формирование новых знаний, умений, навыков;
- воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя образовательных организаций;
- креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- компенсационная — освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;
- рекреационная — организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил обучающихся; - профориентационная — формирование устойчивого интереса к профессии, содействие определению жизненных планов обучаемого, его индивидуальной траектории;
- социализации — освоение обучаемым социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
- самореализации — самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
- контролирующая — проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени; - интеграционная — создание единого информационного и образовательного пространства образовательной сети региона.
Целью внеурочной деятельности в колледжах, училищах, профессиональных лицеях является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования.
Структура внеурочной деятельности определяется целями и задачами основной профессиональной образовательной программы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает в себя деятельность в рамках учебной группы и деятельность в рамках дополнительного образования
Можно выделить научно-познавательную составляющую, досугово-развлекательную с элементами проблемных технологий, художественно-эстетическую или даже социально значимую, то есть добровольческую.
Выбор конкретного направления может осуществляться самим педагогическим работником с учётом интересов обучающихся. Последнее и есть условие, которое, является обязательным для успешного достижения целей внеурочной работы со студентами.
Прежде всего, научно-познавательная составляющая представляется важным в преподавании как общеобразовательных дисциплин, так и профессиональных. Регулярные групповые и индивидуальные поездки на экскурсии в музеи, на выставки и производства, которые проходят вне рамок учебных занятий, позволят воспитать в студентах интерес к будущей профессии, значительно расширить представление о профессиональной деятельности, сформировать мобильность и готовность к изменениям.
Досугово-развлекательные тематические мероприятия, такие как научно-популярные события, и те мероприятия, которые помогают окунуться в реальную среду, помогут становлению рационального и естественно-научного мышления.
Участие в волонтёрских программах потенциально выступит основой формирования эмпатии и культивирования гражданской ответственности для тех специальностей, где общение с людьми является неотъемлемым элементом.
Так как внеурочная деятельность обучающихся должна осуществляться в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программой воспитания и социализации образовательного учреждения и реализовывать основные ценностные ориентиры, к которым относятся:
гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе человеческая жизнь, трудовая этика, права и свободы граждан;
патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур.
В учебном заведении среднего профессионального образования необходимо создавать и поддерживать пространство для внеурочной деятельности студентов. Таким образом обучающиеся лучше формируют свое социальное пространство, расширяют кругозор и как следствие определяют свое направление в профессиональной деятельности. Самореализация студентов проходит продуктивно, когда они посещают семинары, выставки, лекции. Совместная внеурочная деятельность помогает выстраивать отношения со сверстниками и педагогами, способствует самоутверждению личности студента, дает ценный опыт общения. Кроме того, внеурочная деятельность служит мотивом для появления и реализации инициатив со стороны студентов на основе собственных интересов, что может оказать положительное влияние на становление подлинно работающей системы самоуправления в учебном заведении.
Внеурочная деятельность дает возможность поднять самооценку тем студентам, которым учеба дается тяжело, и не все, получается, по основным дисциплинам и модулям; является, своего рода компенсацией пробелов в учебной деятельности.
Именно через разнообразные формы деятельности студент может раскрыть в себе новые, неизвестные доселе ему самому, таланты и способности. А открыв их, он начнет верить в себя и в свои силы, не бояться делать, то, чем никогда ранее не занимался, будет легко вступать в контакт со сверстниками. Внеурочная деятельность дает возможность каждому студенту осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности.
В нашем колледже практически все преподаватели занимаются внеурочной работой.
Организуются и проводятся профессиональные конкурсы, тематические мероприятия по дисциплинам и модулям, олимпиады, конкурсы плакатов, ведётся кружковая работа. Особое место занимают курсовые и проектные работы студентов, которым также уделяется большое внимание преподавателей.
Преподаватели колледжа организуют научно-исследовательскую работу студентов и ежегодно принимают участие в конференции по НИРС.
Преподаватели организуют работу студентов на городских мероприятиях, выходят в школы с санитарно-просветительской работой.
В колледже проводятся мероприятия к особым датам (День учителя, 23 февраля, 8 Марта, День Победы и др.). И это тоже внеурочная работа.
В системе общего образования «Разговоры о важном» тоже относят к внеурочной работе. Хотя эти классные часы идут по понедельникам первыми уроками. Так что получается мы такую внеурочную работу тоже проводим.
Мне бы хотелось, чтобы вы, коллеги, поделились опытом своей внеурочной работы, рассказали бы о плюсах и минусах такой работы, выразили своё отношение к ней.
*****************************************************
Мне думается у нас основные проблемы, кроме низкой материальной базы, такие:
- внеурочная работа часто становится «вместоурочной», так как студенты отпрашиваются на репетиции с занятий, сокращаются уроки или мероприятия проводятся в учебное время;
- студенты ожидают за выполненную работу вознаграждения в виде оценок.
И, конечно же, преподаватели хотели бы иметь вознаграждение за хорошо выполненную работу. У нас оплачивается только кружковая работа.
Проект решения:
- Принять информацию к сведению.
- Продолжить внеурочную деятельность по дисциплинам и модулям, воспитательной работе со студентами колледжа.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
- Бучнева, Г. А. Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе / Г. А. Бучнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 702-705. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41476/
- Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/
- Симонова, Е. А. Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой образовательной парадигме / Е. А. Симонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 216-220. — URL:
- Чумаков, С. А. К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании / С. А. Чумаков, И. Н. Галанина, А. С. Клинкова, В. В. Озеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 443-445. — URL: https:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования (методические рекомендации)
Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразованием, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается о...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»
В данной статье описывается как организовать внеурочную деятельность для детей с ОВЗ на примере кружка "Цветочная фантазия" на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий"...

«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"
Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений....

доклад на заочную конференцию на тему:"Ресурсное обеспечение непрерывного профессионального образования"
Современное образование находится в процессе динамических изменений, вызванных социально-экономическими реформами. Трудности переходного периода образовали целый ряд противоречий. Главное из них –расс...

Использование ИКТ как условие активизации самостоятельной работы обучающихся системы профессионального образования
Интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост роли компьютерных систем как орудия интеллектуальной д...
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ в системе профессионального образования
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ в системе профессионального образования Методист ГБПОУ ЛСИТПавлова Н.Н. Необходимым условием успешного обучения учащихся с ограниче...
