Значение и особенности экологического воспитания молодого поколения на современном этапе
статья

Ткачева Татьяна Ивановна

Экологический кризис - напряженное состояние взаимодействий между человечеством и природой. Экологическое воспитание - целеноправленное воздействие на духовное развитие молодого поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_ekologizatsii_lichnosti_2025.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Значение и особенности экологического воспитания молодого поколения на современном этапе

Т.И. Ткачева

Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие, формирование целостных установок, нравственной экологической позиции личности. Сейчас на пороге третьего тысячелетия назревший глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования. Экологическая психология – отрасль психологии, которая занимается интерпретацией, исследованием взаимоотношений корреляций человека и окружающей среды, а также проблемами изучения экологического сознания субъекта.

Природа развивается по своим законам, как единое взаимосвязанное целое. Воздух, вода, почва, огонь, ритмы природы и многообразие живых существ представляют интерес не только как физические силы, но и как биологические явления и сочетания химических веществ; они олицетворяют собой те самые формы воздействия, в которых оформилась человеческая жизнь и возникли глубокие человеческие потребности.

В настоящее время человечество находится на таком критическом этапе взаимоотношений с природой, когда его дальнейший прогресс настоятельно требует внедрения системы охраны природы, то есть научно-планового регулирования использования природных ресурсов в целях получения максимально возможной и устойчивой их продуктивности в настоящем и будущем при сохранении наиболее благоприятной для человека естественной среды на благо всего общества.

Но самое главное, в результате загрязнения среды обитания появились или умножились различные заболевания, снижающие дееспособность человека и уносящие ежегодно многие тысячи жизней. По мнению ученых, самое серьезное следствие загрязнения биосферы заключается в генетических нарушениях. В результате повышения радиоактивности, химического загрязнения среды увеличивается число патологий внутриутробного развития, раковых опухолей, психических нарушений.

Мутагены среды в виде химических соединений, ионизирующих излучений проникают в клетки и поражают их генетическую программу - вызывают мутации. Мутации в соматических клетках организма провоцируют рак, нарушают продолжительность жизни, а в тех случаях, когда поражение затрагивает ДНК, находящуюся в зародышевых клетках, эмбрионы гибнут или дети рождаются с наследственными дефектами. Нарушения в генетической информации человека, подрывающие наследственное здоровье населения, объединяются под названием генетического груза. Вопросы генетического груза пока освещены недостаточно. Его роль ограничивается представлением о наличии в геноме хромосомных и генных мутаций, в основном доминантных. Мало изучены генетические повреждения, а также те массовые заболевания людей, генетическое порождение которых не вызывает сомнений: атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, эндокринные нарушения, язвенная болезнь, дегенеративные поражения центральной и периферической нервной системы, психические болезни и другие заболевания. Эти болезни в основном и определяют статистику заболеваемости и позволяют судить об уровне здоровья населения.

Давление мутаций на каждое поколение людей очень велико. При изучении зависимости между состоянием среды обитания и генетическим грузом выявляется особая уязвимость нервно-психических функций человека. По общемировым данным, наблюдается ежегодный рост количества неполноценных детей.

Время не ждёт. Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Именно поэтому так остро встал вопрос о необходимости глубокого переосмысления опыта разработки проблемы и поиск принципиально новых подходов к организации процесса формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Молодежь – это будущее нашей планеты, связующее звено в эстафете поколений, связь между прошлым и будущим. Именно поэтому ее надо заинтересовать в благополучии этого будущего и сохранении лучших традиций. Воспитание и образование молодежи - одна из основных задач развития любого общества, вне зависимости от политического устройства и экономического развития.

Формирование экологического сознания молодежи, способности оценивать результаты деятельности с точки зрения воздействия на природу – одно из основных направлений этого воспитания. Процесс экологизации личности и заключается в воспитании ее, как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной, социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды и внутренней природы человека.

Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие молодежи, формирование у нее целостных установок, нравственной экологической позиции личности.

Экологическое сознание характеризуется тремя главными особенностями:

  1. психологической включенностью в мир природы;
  2. субъективным характером восприятия объектов природы;
  3. стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене происходящих в мире животных и растений, а так же в сфере их обитания и в целом в биосфере. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают соблюдать осторожность в отношении природы, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, земли, атмосферы, леса. Использование человеком природы требует от него развитой способности экологического мышления, которое проявляется в умении эффективно использовать экологическое знание. Именно поэтому необходимо расширять экологические знания у нашего подрастающего поколения, формировать экологическое сознание, прививать элементарные навыки и умения, воспитывать чувство бережного отношения и любовь к природе.

Охрана природы – это деятельная любовь, в ней это чувство становится реальностью, благодаря ему усиливается, а для природы эта любовь имеет высокую моральную ценность, укрепляя связь солидарности со всем сущим на Земле, расширяя горизонты наших благодарных чувств.

Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производительных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. В отличие от катастрофы – кризис обратимое состояние, состояние в котором человек выступает активно действующей стороной, состояние, требующее к себе должного внимания каждого из нас.

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Т.И. Ткачева

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Горячеключевской медицинский колледж» (директор к.м.н. И.В.Ремизов)

Экологическая психология – отрасль психологии, которая занимается интерпретацией, исследованием взаимоотношений человека и окружающей среды, а также проблемами изучения экологического сознания субъекта.

Природа развивается по своим законам, как единое взаимосвязанное целое.

В настоящее время человечество находится на таком критическом этапе взаимоотношений с природой, когда его дальнейший прогресс настоятельно требует внедрения системы охраны природы, то есть научно-планового регулирования использования природных ресурсов. В современном обществе расширяется промышленное освоение новых, ранее не обжитых климатических зон, человек проникает в экстремальные регионы планеты (Крайний Север, приполярные зоны, высокогорье, глубины Мирового океана).

Но самое главное, в результате загрязнения среды обитания появились или умножились различные заболевания, снижающие дееспособность человека и уносящие ежегодно многие тысячи жизней.

По мнению ученых, самое серьезное следствие загрязнения биосферы заключается в генетических нарушениях. В результате повышения радиоактивности, химического загрязнения среды увеличивается число патологий внутриутробного развития, раковых опухолей, психических нарушений.

Нарушения в генетической информации человека, подрывающие наследственное здоровье населения, объединяются под названием генетического груза. Вопросы генетического груза пока освещены недостаточно. Мало изучены генетические повреждения, а также те массовые заболевания людей, генетическое порождение которых не вызывает сомнений: атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, эндокринные нарушения, язвенная болезнь, дегенеративные поражения центральной и периферической нервной системы, психические болезни и др. Эти болезни в основном и определяют статистику заболеваемости и позволяют судить об уровне здоровья населения.

Давление мутаций на каждое поколение людей очень велико. При изучении зависимости между состоянием среды обитания и генетическим грузом выявляется особая уязвимость нервно-психических функций человека. По общемировым данным, наблюдается ежегодный рост количества неполноценных детей.

Время не ждёт. Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии.

Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Именно поэтому так остро встал вопрос о необходимости глубокого переосмысления опыта разработки проблемы и поиск принципиально новых подходов к организации процесса формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Молодежь – это будущее нашей планеты, связующее звено в эстафете поколений, связь между прошлым и будущим. Именно поэтому ее надо заинтересовать в благополучии этого будущего и сохранении лучших традиций. Воспитание и образование молодежи - одна из основных задач развития любого общества, вне зависимости от политического устройства и экономического развития.

Формирование экологического сознания молодежи, способности оценивать результаты деятельности с точки зрения воздействия на природу – одно из основных направлений этого воспитания. Процесс экологизации личности и заключается в воспитании ее, как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной, социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды и внутренней природы человека.

Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие молодежи, формирование у нее целостных установок, нравственной экологической позиции личности.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в биосфере. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Именно поэтому необходимо расширять экологические знания у подрастающего поколения, формировать экологическое сознание, прививать элементарные навыки и умения, воспитывать чувство бережного отношения и любовь к природе.

Охрана природы – это деятельная любовь, в ней это чувство становится реальностью, благодаря ему усиливается, а для природы эта любовь имеет высокую моральную ценность, укрепляя связь солидарности со всем сущим на Земле, расширяя горизонты наших благодарных чувств.

Сейчас на пороге третьего тысячелетия назревший глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования. Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производительных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. В отличие от катастрофы – кризис обратимое состояние, состояние в котором человек выступает активно действующей стороной, состояние, требующее к себе должного внимания каждого из нас.

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Т.И. Ткачева, В.О. Мосияченко

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Горячеключевской медицинский колледж» (директор к.м.н. И.В.Ремизов)

Экологическая психология – отрасль психологии, которая занимается интерпретацией, исследованием взаимоотношений человека и окружающей среды, а также проблемами изучения экологического сознания субъекта.

Природа развивается по своим законам, как единое взаимосвязанное целое. В настоящее время человечество находится на таком критическом этапе взаимоотношений с природой, когда его дальнейший прогресс настоятельно требует внедрения системы охраны природы, то есть научно-планового регулирования использования природных ресурсов.

Но самое главное, в результате загрязнения среды обитания появились или умножились различные заболевания, снижающие дееспособность человека и уносящие ежегодно многие тысячи жизней. По мнению ученых, самое серьезное следствие загрязнения биосферы заключается в генетических нарушениях. В результате повышения радиоактивности, химического загрязнения среды увеличивается число патологий внутриутробного развития, раковых опухолей, психических нарушений.

Мутагены среды в виде химических соединений, ионизирующих излучений проникают в клетки и поражают их генетическую программу - вызывают мутации. Мутации в соматических клетках организма провоцируют рак, нарушают продолжительность жизни, а в тех случаях, когда поражение затрагивает ДНК, находящуюся в зародышевых клетках, эмбрионы гибнут или дети рождаются с наследственными дефектами. Нарушения в генетической информации человека, подрывающие наследственное здоровье населения, объединяются под названием генетического груза. Вопросы генетического груза пока освещены недостаточно. Его роль ограничивается представлением о наличии в геноме хромосомных и генных мутаций, в основном доминантных. Мало изучены генетические повреждения, а также те массовые заболевания людей, генетическое порождение которых не вызывает сомнений: атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, эндокринные нарушения, язвенная болезнь, дегенеративные поражения центральной и периферической нервной системы, психические болезни и др. Эти болезни в основном и определяют статистику заболеваемости и позволяют судить об уровне здоровья населения.

Давление мутаций на каждое поколение людей очень велико. При изучении зависимости между состоянием среды обитания и генетическим грузом выявляется особая уязвимость нервно-психических функций человека. По общемировым данным, наблюдается ежегодный рост количества неполноценных детей.

Время не ждёт. Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Именно поэтому так остро встал вопрос о необходимости глубокого переосмысления опыта разработки проблемы и поиск принципиально новых подходов к организации процесса формирования экологической культуры подрастающего поколения.

Молодежь – это будущее нашей планеты, связующее звено в эстафете поколений, связь между прошлым и будущим. Именно поэтому ее надо заинтересовать в благополучии этого будущего и сохранении лучших традиций. Воспитание и образование молодежи - одна из основных задач развития любого общества, вне зависимости от политического устройства и экономического развития.

Формирование экологического сознания молодежи, способности оценивать результаты деятельности с точки зрения воздействия на природу – одно из основных направлений этого воспитания. Процесс экологизации личности и заключается в воспитании ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной, социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды и внутренней природы человека.

Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие молодежи, формирование у нее целостных установок, нравственной экологической позиции личности.

Экологическое сознание характеризуется тремя главными особенностями:

  1. психологической включенностью в мир природы;
  2. субъективным характером восприятия объектов природы;
  3. стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в биосфере. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают соблюдать осторожность в отношении природы, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, земли, атмосферы, леса. Использование человеком природы требует от него развитой способности экологического мышления, которое проявляется в умении эффективно использовать экологическое знание. Именно поэтому необходимо расширять экологические знания у нашего подрастающего поколения, формировать экологическое сознание, прививать элементарные навыки и умения, воспитывать чувство бережного отношения и любовь к природе.

Охрана природы – это деятельная любовь, в ней это чувство становится реальностью, благодаря ему усиливается, а для природы эта любовь имеет высокую моральную ценность, укрепляя связь солидарности со всем сущим на Земле, расширяя горизонты наших благодарных чувств.

Сейчас на пороге третьего тысячелетия назревший глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования. Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производительных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. В отличие от катастрофы – кризис обратимое состояние, состояние в котором человек выступает активно действующей стороной, состояние, требующее к себе должного внимания каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Роль семьи и брака в воспитании молодого поколения.

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правов...

Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В статье описывается состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях

Обзор литературы у книжной выставки «Суровое войны лицо«Годы Отечественной войны  не забудутся никогда. Чем далее, тем всё живей и величественней развёрнуты они  в нашей памяти, ...

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...