Осипова Надежда Владимировна

Сайт учителя-логопеда Осиповой Надежды Владимировны

Живи и радуйся жизни. " Сначала любить, потом учить" Я.А.Коменский

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: коррекционная педагогика и психология

Увлечения: люблю детей, животных; люблю рисовать, заниматься садоводством, цветоводством

Страна: Россия

Регион: Новосибирская область

Населенный пункт: село Чумаково , Куйбышевский район

Место работы: МКОУ Чумаковская школа-интернат

Звание, ученая степень: не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/osipova-n-v
"Делай для другого, учись для себя" Если педагог имеет только любовь к делу, он будет хорошим педагогам. Если педагог имеет только любовь к детям, как отец, мать он будет лучше того педагога, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к детям. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к детям, он совершенный педагог.
Л.Н. Толстой.

Педагог, учитель в моем понимании – это скульптор души ребенка, он вкладывает в нее все самое лучшее, что есть в нем самом и то, что накопила педагогика за свою долгую историю. 

О себе

Родилась и выросла в городе Куйбышеве . Училась в школе №6, после окончания школы поступила в Куйбышевский педагогический колледж, который успешно закончила и приобрела специальность - учитель русского языка и литературы. В 1998г устроилась на работу в Чумаковскую специальную / коррекционную/ школу - интернат учителем. Проработав несколько лет , поступила на заочное отделение в НГПУ. В 2004 г получила диплом о высшем образовании : учитель - логопед по специальности "Логопедия". С 2008 года работаю в Чумаковской школе - интернате учителем - логопедом. В 2010 году защитилась на II квалификационную категорию, после чего ушла в декрет. В данный момент (после выхода из декретного отпуска в 2015г) категории не имею, но планирую защищаться в ближайшее время.

В 2015 г прошла курсы повышения квалификации в АНО "Санкт-Петербургском центре дополнительного образования" по теме: "Организация и содержание работы логопеда-дефектолога в условиях реализации ФГОС".В ноябре, этого же года прошла курсы по теме «Интернет – технологии для учителя-предметника» - 72 ч.   ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе : « Организационно-методические и содержательные вопросы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответствии с требованиями федерельных государственных образовательных стандартов» - 18ч. С 07 по 15 апреля 2017г.   

Весной 2017 года защитилась на первую квалификационную категорию. 

Постоянно стараюсь повышать свою профессиональную квалификацию. 

С 13.12.18 прошла курсовую подготовку  в АИОДПО  «СИПППИСР», «Организация и содержание деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО", 72 часа; 

ЧОУ ДПО «Институт новых технологий в образовании», Омск «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», 36ч, 01.02.18г.-03.03.2018г.; 

«Обработка персональных данных», 2020г., 17ч, ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;

Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях», 2020, 16ч, ООО «Центр инновационного образования и воспитания» . 

В 2020 году прошла очередные курсы по логопедии : «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями», 21.05.20-17.06.20, 108ч, ООО «Инфоурок». 

В 2021г. прошла обучение по программе повышения квалификации "Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях" в объеме 36 ч.,  а также  в 2021г. прошла обучение по переподготовкуе " Цифровая грамотность педагогического работника" в объеме 285 ч.

04.11.2021г."Коррекционная педагогика и особенности образования детей с ОВЗ", 73 ч. г. Саратов , ООО "Цунтр инновационного образования и воспитания" , ЕДИНЫЙ УРОК;

04.11.2021 "Основы обеспечения информационной безопасности детей" -36 ч., г. Саратов , ООО "Цунтр инновационного образования и воспитания" , ЕДИНЫЙ УРОК.

 

 

Личная карта ( обновлена 10/ 03/2022г)

Год рождения: 1975г.

Домашний адрес:   НСО, Куйбышевский район, село Чумаково

Образование:  высшее

Педагогический стаж: учителем-логопедом работаю с 20.03.2008 года.

Общий стаж трудовой деятельности: педагогический -22 лет

Должность:  учитель – логопед

Квалификационная категория: первая

Прохождение курсов:

 1. С 14 сентября по 3 октября 2015 года прошла курсы в  АНО «Санкт-Петербургском центре дополнительного  профессионального  образования  по программе повышения квалификации «Технологии и методики специальной (коррекционной) педагогики и психологии», по теме: «Организация и содержание  работы логопеда-дефектолога в условиях реализации ФГОС» - 108 ч.

 2.  В ноябре, этого же года прошла курсы по теме «Интернет – технологии для учителя-предметника» - 72 ч. 

 3.   ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе : « Организационно-методические и содержательные вопросы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответствии с требованиями федерельных государственных образовательных стандартов» - 18ч. С 07 по 15 апреля 2017г.  

4.  В марте 2018 года прошла курсы в ЧОУ ДПО "Институт новых технологий в образовании" г. Омск - по практико-ориентированной программе "Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи" -36 часов, срок прохождения с 01.02.2018 по 03.03.2018г.

5. В декабре 2018 года прошла очередные курсы повышения квалификации. АНО ДПО "СИПППИСР" ( Автономная некомерческая организация дополнительного профессионального образования "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы". Наименование программы: Организация и содержание деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО и СФГОС НОО Часы: 72 сроки обучения: с 29.11.2018 по 13.12.2018 гг.

6. «Обработка персональных данных», 2020г., 17ч, ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;

7. " Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях», 2020, 16ч, ООО «Центр инновационного образования и воспитания» . 

8. В 2020 году прошла очередные курсы по логопедии : «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями», 21.05.20-17.06.20, 108ч, ООО «Инфоурок». 

9. В 2021г. прошла обучение по программе повышения квалификации "Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях" в объеме 36 ч.,  а также  в 2021г. прошла обучение по переподготовкуе " Цифровая грамотность педагогического работника" в объеме 285 ч.

Тема самообразования:  "Традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой  моторики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста  с детьми с ОВЗ».

Творческие замыслы: участие в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, семинарах, составление презентаций к занятиям, мероприятиям.        

Жизнь не стоит на месте. Профессия педагога подразумевает постоянный профессиональный рост.

Постоянно участвую в профессиональных конкурсах. В 2018-2019 уч. году уже приняла участие в во Всероссийской научно-практической (заочной) конференции "Современное непрерывное образование и инновационное развитие", с коллегой писали статью, которая была напечатана в сборнике. В ноябре 2018г. приняла участие в районном семинаре, который проводился на базе нашей школы, где проводила открытое инд. логопедическое занятие , за которое получила сертификат, также представляли вместе с коллегами новое оборудование, которое поступило в нашу школу ( компьютерные логопедические программы, оборудование).

В данный момент по рекомендации администрации школы, направлена на районный конкурс " Учитель года" в номинации "Учитель-дефектолог, логопед - 2019", к которому приступила готовиться. Еще запланировала выступить на РМО логопедов с мастер-классом.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Сказки Пушкина, русско-народные сказки- они учат добру, справедливости, уважению, трудолюбию, фантазии, мыслить.
"Маленький принц" Сент Экзюпери - одна фраза из этого произведения говорит сама за себя , это гениально, понятно и просто - "Мы в ответе за тех, кого приручили...."

Мой взгляд на мир

С грустью  вспоминаешь детство,  школьные годы - время, когда жилось намного проще. Люди были добрее и отзывчивее. Настоящее пугает, а будущее страшит! Часто задаёшь вопрос - что нас ждет в ближайшем будущем?

Мои достижения

Почетная грамота от Управления образования Администрации Куйбышевского района НСО,2009г.
Благодарность от Главы Куйбышевского района, 2017г.
Благодарственное письмо от Организационного комитета Всероссийского образовательного портала "Завуч", 2017г.
Благодарность от МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ за вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения , многолетний добросовестный труд

Моё портфолио

 

 

«Я - педагог, учитель и психолог,

Филолог, языковед,

Исследователь, методист, новатор,

Я - диагност, корректор и эксперт.

Я - воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор. Просто ЛОГОПЕД!»

 

Мое педагогическое кредо.

Кредо в переводе с латинского  означает «верю».  Я верю, что каждый  ребёнок по своему талантлив, поэтому учителю надо помочь ему раскрыть свои способности и возможности. И я как учитель - логопед стараюсь увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Для меня главное  любить и понимать своих учеников.

 

Основные принципы, которыми руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Принцип уважения к деятельности и результатам деятельности окружающих людейКаждый имеет право на ошибку, а разумное отношение к чужим ошибкам позволяет избегать собственных ошибок.

Принцип личностного уважения. И взрослого, и ребенка может иметь свою личную позицию. Уважая личную позицию другого человека, можно рассчитывать на уважение собственной. Не делать другим того, чего не желаешь себе.

Принцип совершенствованияТребуя совершенства от других важно не забывать о своем собственном самосовершенствовании. День прожит зря, если ты не открыл что-либо нового для себя, если твои действия и знания не стали полезные другим.

Принцип действенного развития. Не следует учить как делать и что делать, а важно показать направление движения к задуманному и помочь составить алгоритм движения. Правильно выбранное направление половина успеха, вторая половина личная заинтересованность.

Принцип партнерства. Совместная деятельность, совместное увлечение – вот что способствует движению вперед, а поучение раздражает, и тормозит это движение. 

 

ПИСЬМО Минобразования РФ от 20.06.2002г. №29/2194-6

Направляем для использования в работе Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

Одновременно разъясняем, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения и в соответствии с пунктом 4  статьи 55 указанного Закона при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Надеемся, что предлагаемые Рекомендации могут оказать помощь при организации логопедической работы с обучающимися, воспитанниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

 

Начальник Управления 
специального образования 
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ

Рекомендации по организации логопедической работы в специализированном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.

Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.

Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.

Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.

 

Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем - логопедом, имеющим соответствующее образование.

Обследование речи обучающихся и отбор их для логопедических занятий

В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).

Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).

Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.

Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности.

Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными.

В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.

И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико - грамматическую стороны.

Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.

Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить за логопедом одну - две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.

Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.

Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале, середине, конце слова).

При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.

К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.

Организация и проведение логопедических занятий

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 - 45 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов). В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно - дидактического материала.

Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий - 2 - 4 обучающихся.

При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.

Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно - дидактическим материалом (Приложение 3).

Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и руководителя учреждения.

Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).

Контакт логопеда с учителями, воспитателями, педагогом-психологом

Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося. В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).

Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.

При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.

Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.

Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.

Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса или с теми или иными недостатками речи), и детально разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы.

Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися.

Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так называемые "логопедические минутки", составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.

Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепления словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.

Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом - психологом, так как занятия педагога - психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.

В конце учебного года логопед может проводить речевой утренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.

Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Контакт логопеда с врачом

Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.

Связь логопеда с родителями

Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

Документация логопеда

В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год).

На основании материалов обследования обучающихся логопед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обучающихся с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно - наглядные пособия.

Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.

Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на логопедические занятия, речевую карту.

В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

Приложения

Приложение 1

Примерная форма журнала учёта обучающихся с недостатками речи

N п/п

Фамилия, имя

Год рождения

Успеваемость по русскому (родному) языку

Недостаток речи

Дата зачисления на логопедические занятия

Дата завершения занятий

       

 

Приложение 2

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося)

1. Фамилия, имя.

2. Возраст.

3. Класс.

4. Жалобы учителя или родителей.

5. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).

6. Заключение психолого - медико - педагогической комиссии.

7. Данные о ходе развития речи.

8. Состояние слуха, зрения.

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).

10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной речи):

а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи преимущественно употребляются);

б) грамматический строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений);

в) произношение и различение звуков: 1) произношение звуков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков); 2) различение звуков на слух; 3) произношение слов с различным слоговым составом;

г) темп и плавность.

11. Понимание речи.

12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении логопедической работы):

а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические занятия;

б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;

в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.

13. Чтение: а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий; б) характеристика овладения техникой чтения; в) ошибки при чтении; г) понимание прочитанного.

14. Заключение логопеда.

В конце учебного года к речевой карте прилагается описание результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.

Приложение 3

Примерный список оборудования логопедического кабинета

N п/п

Наименование оборудования

1.

Парты

2.

Стол канцелярский

3.

Стул

4.

Шкаф для пособий

5.

Классная доска

6.

Настенное зеркало для логопедических занятий 50 x 100

7.

Настольное зеркало размером 60 x 80

8.

Зеркало для индивидуальной работы 9 x 12 (10 шт.)

9.

Стенные часы

10.

Настольная лампа

11.

Халат

12.

Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер (в зависимости от возможностей образовательного учреждения)

13.

Умывальник, мыло, полотенце

14.

Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата <*>

15.

Разрезные азбуки и кассы к ним

16.

Альбом с картинками для исследования произношения звуков

17.

Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков

18.

Книги - пособия с речевым материалом для закрепления произношения разных звуков

19.

Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серийные картинки и т.д.)

20.

Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания и т.д.)

21.

Учебники по русскому (родному) языку, книги с материалом для чтения, рассчитанные на обучающихся разных классов учреждения, методические и учебные пособия


 Логопедические зонды и шпатели должны быть индивидуальными. При невозможности иметь индивидуальные зонды логопед должен иметь возможность подвергать зонды кипячению после каждого использования.

Примечание. Над стенным зеркалом должно быть электрическое освещение.

Приложение 4

Схема отчета о работе логопеда


Данная схема является примерной

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Наименование учреждения.

3. Общее количество обучающихся, страдающих недостатками речи по учреждению (с указанием дефекта).

4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на логопедические занятия (с указанием дефекта).

5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.

6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.

7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий (указать, сколько из них получили улучшения в речи и в чем они выражаются).

8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями.

9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при методическом кабинете и др.).

 

Время меняется и меняются требования к работе...

В своей работе приходится сталкиваться   с разной категорией детей с ОВЗ, а именно: дети с ЗПР, с легкой и тяжелой степенью УО, с тяжелыми речевыми нарушениями, не говорящими детками, с РАС, с синдромом Дауна. Поэтому образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий:

- здоровье сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа,  пешеходные экскурсии.

- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);

- поэтапное формирование умственных действий(концентрическая система обучения);

- разноуровневое обучение;

- технология индивидуализированного обучения;  

- элементы ИКТ.

Коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с различными нарушениями предполагает разработку специальных педагогических мероприятий, направленных на исправление (преодоление) недостатков психического и физического развития детей, на компенсацию дефекта.

Особые образовательные потребности - это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский). Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации. Важной специальной образовательной потребностью является потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро - и макропространстве и др.), выработке координации глаз - рука, мелкой и крупной моторики. Повышение низкого  уровня развития зрительно-моторной координации.

Включение инновационных технологий для развития мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопедии играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Известно, что формирование  устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.  Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством   повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что  уровень развития речи у детей  всегда находится в прямой зависимости от степени  развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей  и пальцев рук затрудняет  овладением письмом и рядом других  учебных и трудовых навыков.

Методы и приемы

Существует целая система игр и упражнений для тренировки пальцев рук. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Детям  предлагаются следующие  приемы работы для развития мелкой моторики:

- упражнения для массажа;

- упражнения, развивающие координацию движения пальцев рук;

- упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга;

- упражнения без предметов;

- упражнения с различными предметами;

- гимнастика для пальцев;

- упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

- упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.

Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно,  в любое свободное время. Они не требуют от взрослого специальной подготовки.

Система работы с детьми дошкольного, младшего школьного возраста   позволит улучшить показатели речевого развития и совершенствованию мелкой моторики, если:
использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития зрительно-моторных функций, таких как различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами, специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно-двигательной координации регулярной и исправной, включив её в учебно-воспитательный процесс.

В своей работе я использую как традиционные , так и нетрадиционные методы развития мелкой моторики:
Традиционные методы
Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки и т.д.;
Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином и т.д., нетрадиционные методы рисования;
Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка и т.д.;
Игры на развитие тактильного восприятия;
Пальчиковый театр.

Нетрадиционные методы

Игры по системе М.Монтесори.
Пескотерапия.
Су-Джок терапия.

Сухой бассейн.

Игры с предметами из природного материала.

Новый документ:     МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ - Распоряжение  от 6 августа 2020 г. Москва "Об утверждении примерного Положения  об оказании логопедической помощи в  организациях, осуществляющих  образовательную деятельность"

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: