Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.
план-конспект на тему

Осипова Надежда Владимировна

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-konspekt.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях ;

• Уточнить артикуляцию звука [Р];

  • Дать развернутую характеристику звука Р;
  • Развивать фонематическую базу;

• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

• Закрепить зрительный образ буквы [Р];

  • Расширять словарный запас;
  • Корректировать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

  • Формировать правильное речевое дыхание;

• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением. Овладение грамматическими категориями словоизменения. развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • Стимулировать речевую активность
  • Оборудование: зеркало, мягкая игрушка "Тигренок", картинка с большой буквой Р, предметные картинки со звуком Р, профиль артикуляции звука [р], картинка-лабиринт, картинка «Слоговая ромашка» , "домики" и зелёный листик из бумаги.

Ход занятия.

Орг. момент. 

Л. - Сегодня у нас не простое занятие. К нам пришли гости, с которыми ты уже успел познакомиться и один необычный гость. Кто это ты узнаешь отгадав загадку, слушай внимательно :

     Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще  усатый.

     Озорной, ну как котенок, а зовут его …  (Тигренок)

У.- Правильно! Это тигрёнок, а вот и он сам.

Л.- Вова, скажи,  Тигренок умеет рычать? (Да)

 Конечно - р-р-р, это его любимый звук. И мы с тобой сегодня тоже будем закреплять произношение этого звука [р] , чтобы ты мог красиво и правильно проговаривать его в слогах и словах. А тигрёнок нам поможет.

Он приготовил тебе много разных заданий.

Подготовительная часть.

Л. -  Сначала надо подготовиться. Помнишь ли ты, что необходимо делать, чтобы чётко говорить?

У. -  Чтобы чётко говорить,  надо с пальцами дружить.

Л. - Правильно, чтобы четко говорить надо с пальцами дружить.

1. Развитие мелкой моторики. «Су-Джок» терапия.

Л. - 1. Давай помассируем наши ручки и пальчики, для этого мы возьмем су-Джок шарики, а наши гости могут к нам присоединиться!!!

Какой ты выбираешь - синий или красный?(выполняется массаж ладошек круговыми движениями, затем движения вверх-вниз)

        2. А теперь берем массажные колечки и с их помощью сделаем массаж пальчиков, поочередно массируя пальчик  о котором говорится в стишке

      Ученик поочередно надевает массажные кольца на каждый палец ( поочередно на обеих руках, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

(Пока колечко положи перед собой, сначала мы будем загибать пальчики под счет)

Раз – два – три – четыре – пять,    (загибание пальчиков поочередно под счет)

Вышли пальцы погулять,(сжать в кулачок, расправить)

Этот пальчик самый сильный,

(Теперь берем массажное колечко и надеваем на большой пальчик)

Самый толстый и большой.  (массаж большого пальца)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.(указательный)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.(средний)

Этот пальчик безымянный,  избалованный он самый.(безымянный)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.(мизинец)

2. Развитие артикуляционной моторики

Л. - Ну вот наши пальчики мы подготовили к работе. Теперь надо подготовить наш язычок для работы, чтобы он тоже стал сильным и ловким, для этого надо делать зарядку. Давай сделаем зарядку для язычка.

Индивидуальное зеркало

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

Хотя это нелегко, потянулся высоко. Опустился низко, к подбородку близко.(качели)

Ловко сделал мостик, вниз он спрятал хвостик. (катушка)

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.(лошадка)

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.(грибок)

А теперь язык как мячик за зубами сверху скачет.(барабан)

Язычок у нас гимнаст, завернулся вверх сейчас. (парус)

А теперь он развернулся, лёг и в трубочку свернулся.(трубочка)

Язычок у нас устал и немножко полежал. (лопатка)

Л.- Молодец Вова, ты хорошо потренировал свой язычок, теперь он точно готов к дальнейшей работе.

Основная часть.

1. Артикуляция звука 

Л. -  Для того ,чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок, в каком положении губы и зубы. Посмотрим на картинку (профиль артикуляции звука [р])   (на доске)

 Ротик свой мы открываем, язычок приподнимаем,  в бугорочки упираем,

 Краешки к зубам прижмем, да и сильно дуть начнем

         Язычок наш задрожит,  никуда не убежит.

Л. - А теперь порычим как тигры: р-р-р-р-р. Молодец. А теперь ты сам порычишь. Не забывай, что рот приоткрыт.

2. Характеристика звука -: 

Л.- Вова скажи звук Р гласный или согласный?

У. -Звук [р] согласный , так как воздух встречает преграду – язык и зубы.

Л. - А еще какой звук [р]?

У.- Твердый, глухой, обозначается синим цветом.

Л. - Звуки мы слышим, а буквы мы видим. На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).

- Давай на ладошке пропишем букву Р печатную, затем заглавную прописную, начинаем писать сверху вниз. Молодец!

3. Звук- развитие фонематического слуха.   

      Л.-  Тигрёнок очень любит кататься на машине и участвовать в соревнованиях, но до машины сам не может добраться, ему нужна наша помощь. Давай тигренку поможем, а для этого необходимо провести тигренка по лабиринту  до машинки. Дорога, предстоит трудная, поэтому будь внимательным, для этого возьми волшебную пуговку, прижми пальчиком и веди по дорожке, повторяя: звук «р-р-р-р-р».

 -  А потом, сделай тоже самое при помощи фломастера, повторяя: звук «р-р-р-р-р». Молодец!

- У тебя все получилось и тигренок остался довольным.

Игра «Поймай звук». 

Л. - А сейчас поиграем в игру  "Поймай звук" - я буду называть звуки , а ты внимательно слушай, тебе нужно ловить звук Р, чтобы он больше не терялся, лови его при помощи хлопков в ладоши.

: А, Б, К, Р, Р, О, У,П, Т, Р, В,Р, С, Р, Л, Р, Р.  

 -  Молодец! Какой звук ты сейчас ловил? (Р)

4.  Слоги  автоматизация звука в слогах .  

Л.- А  ты знаешь, я чуть не забыла, ведь   Тигрёнок принёс тебе свой любимый цветок , посмотри, что это за цветок?– 

У. -Ромашка. Как ты догадался?

Л.- Только она не одна, их целых две. Посмотри, на другой  нарисованы гласные буквы, назови их - А-О-У-Ы-Э

- Чтобы увидеть какая буква находится в серединке надо сдуть листик с цветка. ( Воздух через нос, выдыхай через рот, щеки не надувай)

( в серединке буква Р, а на лепестках: А, О, У, Ы, Э. )

- С этой ромашкой тигрёнок поёт свои песенки, чтобы рычать ещё лучше. Давай попробуем спеть эти песенки, для этого проводи пальчиком от серединки к лепесткам и произноси слоги-песенки.

Л.-  А сейчас перейдем к компьютеру и закрепим произношение слогов при помощи компьютера.

- Смотри на экран, нажимай на слоги, прослушивай.  Затем нажмем на запись и ты проговоришь эти слоги самостоятельно, чтобы мы могли прослушать  . (проговаривание и прослушивание слогов со звуком Р)

5.  Физминутка "Снежок"

А сейчас давай отдохнем. Вова, скажи , на улице  сегодня тепло или холодно? Какой месяц идёт? (ноябрь) - правильно, это последний осенний месяц, скоро начнется зима, но на улице уже много снега. Что можно сделать из снега? - правильно СНЕЖКИ, давай их  полепим прямо сейчас!!!

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем -совсем не сладкий.

Раз - подкинем, Два - поймаем,

Три - уроним и сломаем.

Хорошо, садись на место.

6. Слово.  Автоматизация зкуа Р в словах.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки,  тигр -…,  рог -…,  рысь -…, крот -…, корова -…, рыба -…, краб -…, ворона -…

Садись, Вова, молодец!

7. Задания.  

Л.- Это еще не все задания,  которые нам приготовил тигренок.

            1.   Предметные картинки со словами со звуком Р.

Посмотри , что изображено на картинке , постарайся произносить слова четко , громко выделяя голосом  звук Р ( горох, ромашка, рак, радуга, сыр, жираф)

           2.   Теперь давай поиграем в игру «Что пропало?».

- Тебе надо угадать,  какая картинка пропала? Сначала посмотри и назови картинки, которые видишь, запомни. Теперь закрывай глазки, а я уберу одну из картинок, ты угадываешь.

           3. Разложи картинки по домикам, определим где стоит звук Р (в начале слова, в середине, в конце).

Внимательно посмотри, проговори , затем раскладывай  и проговаривай в какой домик  определяешь каждое слово. ( ракета, барабан, забор )

8. Итог занятия:

- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

Если звук Р не получается –

Очень часто казусы случаются:

Ты спрашиваешь: «Где берет»,

Тебе дают в кино билет!

Всё потому, что этот звук –

Труднейший среди звуков.

И стоит нам немало мук,

Чтоб стал он добрым другом.

- Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому чётко и правильно произносил звук [Р]. Сегодня мы с тигренком хотим подарить тебе подарки

1) Я вручаю тебе  вот такую медаль, которая означает, что ты подружился со звуком [Р] и желаю тебе беречь эту дружбу, еще раскраску в виде буквы Р, которую раскрасишь в свободное время.

2) Тигрёнок тоже приготовил тебе подарок, свой портрет. Но у него не было карандашей и портрет не цветной, я думаю, ты сможешь раскрасишь его дома, и красивый воздушный шарик. 

Благодарю за работу! 

        

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки,  тигр -…,  рог -…,  рысь -…, крот   -…, корова -…, рыба -…, краб -…, ворона -…

Раз – два – три – четыре – пять,    

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

 Этот пальчик для того,

чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

 и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

 избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

очень ловок и удал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях".

В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов,  эффективно идет работа по автоматизации звуков....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах

Тема: Звук [Р]Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, в слогахЗадачи:1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах.2. Развивать навык фонематического анализа.3. Закрепление понятие сл...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах

Тема: Звук [Л]Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах.Задачи:Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах- формировать навыки согласования числительного с су...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [С] во фразе

Тема: Звук [С]Цель: Автоматизация звука [С] во фразеЗадачи:-развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в слове, определение характеристики звука;-закрепить умение обр...