Мастер-класс для педагогов «Пуговичная мозаика».
материал на тему

Осипова Надежда Владимировна

Теоретическая часть.

 «Непростые игры с простыми… пуговицами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Пуговичная мозаика».

Ведущая  мастер-класса:

учитель-логопед Осипова Н.В.

Мастер-класс состоит из двух частей:

Теоретическая. Презентация игр с пуговицами ( слайды, выставка наглядного материала )

Практическая.  Изготовление развивающего  пособия "Одень дерево".

Теоретическая часть.

 «Непростые игры с простыми… пуговицами».

Актуальность:

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно снижение мотивации и потребности в коммуникативном общении. Характерные поведенческие реакции: повышенная отвлекаемость, неспособность к психическому напряжению, быстрая истощаемость. Эмоциональное реагирование у большинства детей снижено, этическая дистанция «ребенок — взрослый» отсутствует. Речевое развитие  детей с тяжелым системным недоразвитием речи, обусловленным умеренной степенью умственной отсталости, может быть  представлена вокализациями, звукоподражаниями, аморфными слово-корнями, или отдельными нечетко произносимыми обиходными словами, характерно почти полное отсутствие морфологических средств для выражения лексических и грамматических значений. При восприятии речи доминирует лексическое значение. Понимают только простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Понимание трехступенчатых инструкций затруднено. Затруднено понимание простых предлогов. Грубо нарушено фонематическое восприятие, у многих  нарушение произношения. С просодической стороны отмечается нарушение темпа, ритма речи . Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков) речи. Мелкая моторика у детей с умеренной степенью умственной отсталости недостаточно развита или не развита вовсе.

Таким образом, такого уровня  речевого развития недостаточно для полноценного развития ребенка, поэтому при работе с  детьми с нарушением речи, обусловленным умственной отсталостью необходимо работать сразу в нескольких направлениях.

Я хотела бы остановиться на направлении по развитию зрительно-моторной  координации  и  мелкой  моторики  рук. Для осуществления этого направления в ходе работы использую всем известные : лепку, рисование, штриховки, рисование по точкам, работу с крупами. Но особое внимание я бы хотела остановить на работе с  пуговицами.

В современном мире, богатом техническими новинками, мы перестали обращать внимание на простые вещи, которые могут быть многофункциональными.

Например, обычная пуговица. В некоторых семьях годами хранятся коробочки, полные пуговиц, бережно срезанных со старой одежды. А ведь этот бросовый материал , который можно широко использовать , как в декоративных целях, так  и в образовательных целях  для изготовление развивающих пособий для детей.

Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширять сферу социального ориентирования детей.

Работу с пуговицами можно назвать "Пуговичной терапией "– это  комплекс развивающих, коррекционных игр и упражнений с использованием пуговиц. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц, доставляет детям большое удовольствие. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, усидчивость, добиваясь точного выполнения. Пуговичная терапия проста в применении. Коррекционные и дидактические упражнения с пуговицами могут проводиться как с подгруппой детей, так индивидуально. Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности).

Пуговицы экологичны в работе, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть.

Разнообразие пуговиц позволяет использовать их для работы по коррекции и развитию:

- психомоторики (мимика, моторика рук, координация движений);

- сенсорной сферы;

- эмоционально-волевой сферы (релаксационное воздействие);

- произвольного внимания.

А так же, пуговицы можно широко применять в играх по коррекции коммуникативных навыков и речевых нарушений:

*развитие мелкой моторики;

*развитие устной связной речи;

*развитие грамматических категорий;

*развитие речевого дыхания;

*автоматизация поставленных звуков;

*развитие фонематического восприятия.

Учитывая все развивающие возможности игр с пуговицами, в моей методической копилке появились следующие дидактические игры:

«Домик для пуговиц», «Пошли пальчики гулять», «Лабиринт», «Воздушные шары», «Гусеница», «Клеточки», «Чудо-дерево», «Передай пуговку», «Пуговичная копилка», "Пуговичные узоры","Массаж из пуговиц", "Клавиатура".

Практическая часть.

Особое внимание в играх с пуговицами следует уделять упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони – социальная зона руки ( постоянно задействованы в работе). Два последних пальца, безымянный и мизинец, находятся вне этой зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Многофункциональное развивающее пособие «Клавиатура» как раз позволяет проводить кинезиологические упражнения, в которых задействованы все пальцы обеих рук. Именно его мы предлагаем сегодня изготовить.

Как использовать это пособие? Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движение "печатания".

Усложнение: выполнять упражнение одновременным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.

Почему мы назвали это пособие многофункциональным? Если пуговицы на клавиатуре будут разного цвета, размера и формы, то с его помощью можно формировать сенсорные эталоны, математические представления, фонематический слух (например, если слово начинается с гласного звука – пальчики ставим на красные пуговицы, если с твёрдого согласного – на синие и т.д.) и мелкую моторику (используя как в игре «Пальчики пошли гулять»).

Итак, перед каждым из вас на столах лежат коврики для посуды, приклеенные на цветной картон – это основа клавиатуры. На неё мы будем клеить кнопки – пуговицы (плоские, без ножек). Их понадобится минимум 24, чтобы получилось 3 ряда по 8 штук. Продумайте цвет и форму пуговиц, в зависимости от того, какие упражнения вы будете отрабатывать.

 (Изготовление пособия 10 мин)

Выставка готовых работ ( фото участников мастер-класса с выполненными работами)

Рефлексия участников мастер-класса.

В заключение хотела вам сказать спасибо за работу и …

Играйте с пуговицами!

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев …  чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                            В.А.Сухомлинский

ИГРЫ "Пуговичная мозаика".

Цель этих игр -  развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию,  мелкую моторику пальцев рук.

Работу осуществлять по принципу дидактики и последовательности : от простого к сложному.

Игра «Домик для пуговиц»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания, усидчивости.

Понадобится: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Взрослый предлагает детям разложить пуговицы в «домики» по цветам. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.

Игра «Пошли пальчики гулять»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, чувства ритма.

Понадобится: коробка из-под обуви, пуговицы и композиция «Прогулка» из программы «Топ-хлоп малыши». Пуговицы расположить в крышке коробки в виде тропинки. Для детей дорожки из пуговиц лучше зафиксировать с помощью клея.

Взрослый показывает детям, как пальчики рук умеют ходить и прыгать. Они повторяют  движения. Затем под музыку каждый ребёнок «проходит» дорожку самостоятельно. Либо можно проводить с элементами логоритмики. Таким образом отрабатываются ритмическая структура слова, чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей, развивается мелкая моторика рук. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного, содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Я  использую игры и музыку Железновой.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие устойчивости внимания, фонационного выдоха.

Понадобится: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.

Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.

Для развития фонационного выдоха, предлагаю  пропевать определённый гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.

Игра «Воздушные шары»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания,

Понадобится: пуговицы, разноцветные ниточки без шаров, нарисованные в руке сказочного персонажа

Взрослый предлагает детям превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.

С помощью этой игры можно отрабатывать предлоги «над», «под», «между», «около»; формы сравнения больше - меньше, понятия «много -мало», слова признаки.

Игра «Гусеница»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, логического мышления, усидчивости.

Из фетра (или плотной ткани) вырезать разноцветные круги. Один из них сделать головой гусеницы. Остальные круги – туловище. На одном краю каждого из них пришить пуговицу, на другом – петлю или прорезь. Предлагаем детям «вырастить» гусеничку, пристёгивая детали туловища. Для развития логического мышления составлять туловище по заданному правилу, чередуя определённые цвета.

Игра «Клеточки»

Цель: развитие внимания, памяти.

Понадобится: парные пуговицы, 2 карточки из картона размером 15x15 см (можно 20x20 см), разлинованные в виде таблицы 3x3 (как для игры в крестики-нолики).

Взрослый берет одну карточку, выкладывает 2-3 пуговицы в ячейки и просит ребенка запомнить их расположение. Затем накрывает свою карточку платком. Малыш раскладывает пуговицы таким же образом по памяти, но только в своей карточке.

Игра «Чудо-дерево»

Цель: формирование направленной воздушной струи.

На фоторамке из шпагата сплетено дерево, на котором растут волшебные плоды (лёгкие пуговицы на длинных нитках). Использование этой игры нацелено на развитие направленной воздушной струи: выдыхать воздух не надувая щёки, губы трубочкой.

Игра «Передай пуговку»

Ребёнку предлагается с помощью двух одноимённых пальцев обеих рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары пальцев по очереди.

Если занятие проводится с подгруппой, то дети передают друг другу пуговицу по такому же принципу по кругу.

Игра «Пуговичная копилка»

Цель: закрепление обобщающих понятий; развитие мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха.

Понадобится: пластиковая ёмкость с прорезью на крышке (по типу копилки), пуговицы.

Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать насекомых. Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше насекомых назовёт ребёнок, тем полнее будет копилка.

Это пособие можно использовать также для автоматизации поставленных звуков.

Игра: "Подбери дереву листья"

Из пуговиц разного цвета необходимо подобрать дереву листочки , в зависимости от изучения лексической темы по временам года.

Игра: "Найди лишнюю пуговицу"

Задачи: развивать логическое мышление детей.

Средства:5 пуговиц, одна из которых отличается по размеру, либо цвету. либо форме и т.д.

Взрослый выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладет одну пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребенку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету.

Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить тоже самое задание.

"Массаж из пуговиц" Коробка заполняется пуговками разного размера, разного цвета, формы, изготовленные из различных материалов, предлагается  выполнить следующие задания: •    Опустить руку и погладить пуговицы ладошкой, а затем внешней стороной ладони. •    Захватывание пуговиц в кулак и пересыпание обратно в коробку. •    Перетирка пуговиц между ладонями. •    Пересыпание пуговиц из ладони в ладонь. •    Попеременное схватывание руками щепотки пуговиц. •    Поиск и перекладывание пуговиц определенного цвета, формы, размера. •    Перекатывание пуговиц между ладонями с постепенным увеличением амплитуды движений. •    Перекатывание пуговиц внешними сторонами ладони. Благодаря такому массажу активизируется «мануальный интеллект», стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".

Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...

Мастер-класс "Профессиональное выгорание педагогов. Практический инструментарий".

Презентация для мастер-класса по профессиональному выгоранию....

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

Мастер-класс по изготовлению изделия " Пуговичная ваза для конфет "

Мастер-класс наглядно продемонстрирует, как сделать красивую разноцветную вазу. Такое рукотворное творение займет почетное место на вашей кухне....

«Жила-была Пуговка» мастер-класс для учителей-логопедов Пуговичная терапия как средство речевого развития

Пуговичная терапия – комплекс развивающих, коррекционных, релаксационных игр и упражнений с использованием пуговиц. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц, доставляет детям бо...