Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Бузина Татьяна Васильевна

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок в различных направлениях декоративно-прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

п\к «Солнышко»

Мастер-класс для начинающих педагогов

«Технология проведения мастер-классов

по декоративно-прикладному творчеству» 

Картинки по запросу клипарт человечки

Подготовила: Бузина Татьяна Васильевна,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория


Время проведения: 07.04.2016г. 15-00ч.

Место проведения:  МБУ ДО ДЮЦ п/к «Солнышко», р.п.Гремячево, ул Мира д.2 

Продолжительность мастер-класса: 1, 5 часа.

Пояснительная записка

Современные концептуальные идеи российского образования направлены на повышение качества образовательной деятельности. Эффективным механизмом  данной стратегии является пересмотр и совершенствование содержания в системе непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Большую роль здесь играет как неформальное образование, так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счёт самообразования педагогов. Одной из форм информального образования для педагогов является возможность демонстрировать свои мастер-классы и посещать мастер-классы коллег. Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых,  является отличной формой передачи опыта коллегам.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок в различных направлениях декоративно-прикладного искусства.

Актуальность представленного опыта  заключается в том, что сегодня широкое распространение получают интерактивные занятия с педагогами в рамках повышения квалификации, активизировалось участие педагогов в методических неделях и выставках, традиционными стали взаимопосещения учебных занятий. Опытные педагоги-мастера в большой степени ориентированы на трансляцию инновационных, успешных и перспективных, максимально востребованных в педагогической практике образцов мастерства. Педагогические мастер-классы  углубляют и совершенствуют  уже имеющиеся знания, формируют новые компетенции, дают возможность тут же попробовать новый приём (способ, средство) и получить отзыв опытного мастера.  Педагогические мастер-классы очень востребованы, их проводится достаточно много. Посещают мастер классы с удовольствием многие педагоги, учителя.

Новизна и практическая значимость представленного опыта были выявлены в ходе индивидуальных бесед и при опросе коллег, по результатам которого стало известно, что многие респонденты знают, что такое мастер-класс, но о том, как правильно его организовать с соблюдением всех организационных моментов хотели бы знать больше, особенно это касается молодых специалистов. Высокая готовность использовать в своей работе метод мастер-класса побудила меня на организацию и проведение мастер-класса для начинающих педагогов. Практическая значимость данного мероприятия выражается в результате, при котором:

- участники овладеют новыми творческими способами решения педагогической проблемы,

- у них будет сформирована мотивация к самообучению и саморазвитию.

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения методики проведения  мастер-классов. 

Задачи:

1. Познакомить с интерактивной формой обучения.

2. Изучить типы мастер-классов и их структуру.

3. Научить разрабатывать  собственный мастер-класс на основе структуры мастер-классов художественной направленности.

4. Мотивировать участников мастер-класса к формированию  собственного стиля творческой педагогической деятельности

4. Провести показательный мастер-класс «Декорирование скрап-странички для календаря».

Ожидаемые результаты:

- Повышения уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

- Практическое освоение важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

- Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

- Рост мотивации участников мастер-класса к формированию  собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Участники мастер - класса

Мастер-класс для начинающих педагогов был организован  в Детско-юношеском центре п\к «Солнышко», его участниками стали педагоги Детско-юношеского центра, педагоги наших социальных партнёров: библиотеки, школы, детских садов «Гнёздышко», «Тополёк». Организуя мастер-класс,  я учла мотивацию его участников: получение конкретных знаний о приёмах и формах работы, для дальнейшего использования.

Преимущества организации и проведения мастер-классов:

- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;

- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;

- развитие гибкости мышления;

- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.

Ресурсное обеспечение:

  • методическая разработка авторского мастер-класса,
  • разработки мастер-классов  по декоративно-прикладному творчеству, буклеты, памятки, для оказания поддержки педагогам;
  • просторный светлый кабинет,
  • компьютер, мультимедийная установка,
  • презентация;
  • всем участникам предоставлен пакет инструментов и материалов, необходимых для работы (бумага, ручки, карандаши, ластики, ножницы, бумага для скрапбукинга, картон, декоративные цветы, штемпельные подушки, двусторонний скотч, полубусины).

Данный мастер-класс использовался учителями технологии для обучения детей проведению мастер-классов. Размещён на интернет порталах Proshkolu.ru, Openclass.ru.

План мастер – класса

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения методики проведения  мастер-классов. 

Задачи:

1.Познакомить с интерактивной формой обучения.

2.Изучить типы мастер-классов и их структуру.

3.Научить разрабатывать  собственный мастер-класс на основе структуры мастер-классов художественной направленности.

4. Провести показательный  мастер-класс «Декорирование скрап-странички для календаря».

Оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, раздаточный материал (карточки), ручки, листочки, бумага, ручки, карандаши, ластики, ножницы, бумага для скрапбукинга, картон, декоративные цветы, штемпельные подушки, двусторонний скотч, полубусины.

Ход мастер - класса:

Вступительное слово.

              Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Технология проведения мастер-класса по декоративно прикладному творчеству». Данный мастер класс будет проходить в течение одного часа, за это время вы познакомитесь со структурой мастер-классов по декоративному творчеству, разработаете собственный мини мастер-класс и поучаствуете в создании скрап-страничек для календаря.

Теоретическая часть.

 На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма работы как мастер-класс. Мастер - класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью расширения определенных знаний и умений аудитории.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок в различных направлениях декоративно-прикладного искусства. Мастер-класс это урок высшего профессионального мастерства, проводимый знатоком своего дела. Он даёт возможность повысить квалификацию педагогическим работникам и тем, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.

Мастер-класс это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас». Соответственно, мастер-классы не показывают, а проводят. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Самое главное, что необходимо соблюдать Мастеру  в технологии проведения мастер-класса  – не сообщать и осваивать  информацию, а передавать продуктивные способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. 

Чтобы начать работу по освоению методики мастер-класса предлагаю вам разделиться на две группы. Сложив картинку, у вас получится своя группа.

А теперь, когда наши группы готовы, предлагаю вам познакомиться с пошаговым алгоритмом технологии мастер-класса. Для этого вашему вниманию предоставлены элементы мастер-классов, которые вам необходимо собрать в единую цепочку. Существуют два алгоритма, авторы которых: Русских Г.А. и Машков А.В.(приложение №1) Я вам предлагаю попробовать самостоятельно составить эти алгоритмы. У вас на столах весь необходимый материал, памятки. Соответственно, первая  группа конструирует этапы по  первому автору, вторая по второму. Выстраивая последовательность, руководствуйтесь названиями этапов и их расшифровкой. Время для работы - 10 минут.  По окончании каждая из групп зачитает свои варианты и мы с вами определим правильность их составления.

(Работа групп)

Группы закончили свою работу, прошу представить ваши результаты.

(Представление разработанных алгоритмов каждой группой)

Уважаемые коллеги, на следующем слайде представлены, оба алгоритма. Давайте обратим внимание на особенности каждого из них. Автор Русских предлагает структуру из пяти этапов, Машков - из четырёх. Особенности каждого этапа описаны в памятке, которая останется у вас после мастер-класса.

Уважаемые коллеги, следующий этап нашей работы это разработка плана мастер-класса. Каждая группа будет разрабатывать свой мастер-класс. Мы с вами будем использовать методику  «Стрелка планирования».

Давайте с вами разберём в чём заключается эта методика.

1. Первоначально необходимо выбрать тему мастер-класса, продумать его название. Разрабатывая, свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен:

- для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;

- педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т п.;

- педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;

- специалистов, у которых есть Портфолио (список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет самопрезентации на любом уровне);

- методистов образовательных учреждений.

2. На следующем этапе важно продумать, чего же мы, собственно хотим, а точнее каким мы хотим видеть результат нашего мастер-класса, который мы начинаем планировать. Необходимо во всех деталях описать предполагаемый результат.

3. Следующий этап возможно начать с «мозгового штурма», для выявления тех положительных перемен, к которым приведёт данный мастер-класс, отразить его достоинства и ценность.

4.Теперь, имея в чёткой форме «видение» своего мастер-класса, можно приступать к написанию цели.

5. Всё это время мы двигались от конца стрелки к её началу: сейчас же изменим это направление и задумаемся о ресурсах, инструментах и материалах, то есть о том, что есть в нашем распоряжении, что мы можем применить, чтобы сделать свой мастер-класс незабываемым, ярким, доступным.

6. В поле «критические факторы успеха» выпишем те аспекты, которые обязательно должны быть обеспечены и выполнены. Это те моменты без которых мастер-класс не сможет быть осуществлён. Необходимо всегда держать их в виду. Именно их решение ведёт к успешному мастер-классу.

7.В графу «препятствия» впишем то, что сможет стать непреодолимым препятствием для осуществления мастер-класса. Это поможет быстро переформулировать постановку задач и будет способствовать разрешению проблемы.

8. Теперь вернемся в нашу стрелку. Сейчас всё готово для того, чтобы начать углубляться в детали. В поле «задачи» необходимо расписать все пункты составляющие главную цель. при этом надо помнить о создании условий для всех критических факторов успеха. Важно не упустить ни одной детали.

9. В поле «задания» для каждого пункта задач рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь для каждого шага необходимо просчитать временной отрезок исходя из состава участников мастер-класса. Необходимо разработать пошаговую инструкцию выполнения этапов задачи.

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам разработать свой мастер-класс на основе изученных этапов методик Русских Г.А. и Машкова А.В и  используя «Стрелку планирования». Необходимо разработать тему своего мастер-класса, определить для кого он проводится, продумать  форму проведения, необходимое оборудование, представить алгоритм проведения с разбивкой по времени. На эту работу у вас есть 20 минут.

Итак, наша стрелка заполнена! Представьте свои работы.

        (Выступление групп).        

Уважаемые коллеги, мы рассмотрели ваши планы и давайте ещё раз обратим внимание на  типичные ошибки с которые возникают при подготовке и проведении мастер-классов:

1.Отсутствие постановки мастером задач перед участниками вначале  каждого  этапа и  каждого  упражнения. Должно звучать 2 главных  вопроса: Что узнаем?  Для  чего  это нужно?

2.Несоблюдение  алгоритма  проведения мастер-класса. В  соответствии  с  выбранным  типом мероприятия должны  быть соблюдены этапы  прохождения  материала.

3.Отсутствие раздаточного материала для участников в качестве наглядности.

4.Несоблюдение временного регламента при проведении мастер-класса.

5.Непродуманность рационального использования программного обеспечения во время мастер-класса (работа с презентацией, работа с практическими  упражнениями  на  компьютере и т.д.)

Уважаемые коллеги, теоретически вы сейчас правильно составили план проведения мастер-класса, но не забывайте о том, что огромное значение имеет умение грамотно  и логично доносить свои мысли, иметь педагогическую харизму, эмоциональную выразительность, способность к импровизации. Общайтесь со своими «учениками» не свысока, а с позиции квалифицированного специалиста готового поделиться своим опытом. И, пожалуйста, улыбайтесь! Улыбка как ничто другое способна установить положительный контакт с вашими учениками и настроить их на позитивную работу.

Практическая часть

А теперь я предлагаю вам мастер-класс по изготовлению скрап странички для календаря.

Наш мастер-класс займет всего 15 минут, за которые вы узнаете о стиле винтаж, познакомитесь с инструментами для скрапбукинга, смастерите страничку для календаря.

Vintage (Ложностаринный стиль). Также известен как «ложностарый», с элементами шика. Основное отличие от других стилей – использование ложносостаренных, с эффектом продолжительного использования, элементов: ленточек с разлохмаченными краями, надорванных фонов, с различными потертостями, примятые. В качестве фонов чаще всего используются умеренные цвета (нежно-розовые, салатовые, пастельные). Для этого стиля характерно использование старинных фотографий или картинок из состаренных элементов, а также любых «исторических» предметов: старых открыток, марок, украшений.

Инструменты и материалы: фигурные ножницы, двусторонний скотч, скрап-бумага, картон, декоративные цветы и элементы, полубусины.

Обратите внимание на технологические карты. Самое главное в нашей работе состарить края изделия. Для этого можно просто помять листочек, а края потереть наждачной бумагой или железной пемзой.

Пройдитесь по краю штемпельной подушкой. Приклейте декоративные элементы и табличку с месяцем. Пройдитесь железной пемзой чтобы придать изделию потёртости и добавить царапин.

Рефлексия

Коллеги, наш мастер-класс заканчивается. Поделитесь своими впечатлениями: что  вы ожидали от мастер-класса, оправдались ли ваши ожидания?

Уважаемые коллеги,  и в заключении нашего мастер-класса давайте вместе с вами выведем формулу успешного мастер-класса: это, как мы уже убедились, востребованная технология (техника) + компетентный специалист (Мастер) + доступность для коллег + интерактивность.

Хочу предложить вам методические разработки по данной теме, а так же порекомендовать некоторые педагогические сайты для размещения своих материалов. Это способствует не только накоплению, но и тиражированию своего опыта.

 http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет; http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей; http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы; http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций; http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно; http://www.uchportal.ru/ - учительский портал; http://www.nachalka.com/ - сайт учителей начальной школы; http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок»; http:// numi.ru/ -методический центр NUMI.RU.

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/authors/104-600-651

http://vestnik.osu.ru/2011_11/30.pdf

http://www.informio.ru/publications/id656/Tehnologija-provedenija-master-klassa

  • Обратить внимание  аудитории на их мотивацию посещения мастер - класса. (получение конкретных знаний о приёмах и формах работы, для дальнейшего использования в своей практике).
  • Предложить листочки и ручки для записи.
  • Показ слайдов.

Слайд "Основные научные идеи мастер-класса":

  • Раздать пазлы с картинкой.

  • Раздать элементы разноцветного магнитного конструктора, на которых  прикреплены названия этапов. Описание этапов прилагается на цветных листочках, соответствующих цвету названия этапа.
  • Командам необходимо составить правильную последовательность.
  • Во время работы включить негромко спокойную музыку.
  • На данном этапе я просто наблюдаю за работой.
  • Если справились правильно, похвалить, если допустили ошибки, сказать, что данная цепочка нуждается в коррекции.

  • После выступления каждой группы представить верный вариант алгоритма.

  • Раздать памятки с алгоритмами мастер-классов.

  • Предложить для рассмотрения «стрелку планирования» мастер-класса (приложение №2). Раздать каждой группе свою стрелку.

  • Прежде всего необходимо определить категорию участников (дети, педагоги, родители или смешанная группа).

  • Цель должна звучать просто.

  • Использование слайдовой презентации поможет сделать мастер-класс ярким, запоминающимся.

  • Задачи должны быть предельно конкретными.

  • Просчитать обязательно количество затраченного времени на каждый этап, учитывая категорию участников(новички, компетентные педагоги).

  • Раздать дополнительные листочки.
  • Консультировать во время работы.
  • Во время работы включить негромко спокойную музыку.
  • Прокомментировать выполнение работы, указать на недочёты, ошибки (если есть).

  • Раздать памятки.

  • Показ презентации.
  • Включить негромко фоном классическую музыку(спокойную).

  • Таблицы и схемы обязательно пояснить.
  • Представить пакет необходимых инструментов и материалов для каждого участника. Обратить внимание на эстетичность предоставления материала.
  • Раздать технологические карты с пошаговым изготовлением.
  • Обратить внимание на состаривание края при помощи пилочки для ногтей.
  • Работать инструментом без сильного нажима.

  • Обмен мнениями.

  • Предложить участникам набор критериев.

  • Раздать папки с методическим материалом.

  • Не только литература, но и интернет источники, знакомство с авторскими блогами.

Познакомить с блогом Милы Валентовой

http://handymouse.blogspot.ru/2013/03/blog-post_29.html

Литература

  1. Двенадцатая научно-практическая гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья «Проблема востребованности российского педагогического опыта в свете ФГОС» Санкт-Петербург 2015 г. Программа работы научно-практической гимназической конференции.
  2. Кленова Н.В., Абдухакимова С. А. Организация мастер-классов в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждении №1, 2010.
  3. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист № 2, 2005.
  4. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006.
  5. Русских Г.А. Структура мастер — класса // Научно-методический журнал «МЕТОДИСТ» №1, 2002.
  6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  8. Педагогические науки ВЕСТНИК ОГУ №11 (130)/ноябр,2011.

Интернет ресурсы:

http://iroipk.ykt.ru/archives/121409

http://cyberleninka.ru/article/n/master-klass-kak-sposob-translyatsii-mehanizmov-uspeshnogo-pedagogicheskogo-buduschego#ixzz4dHEjNN00

http://cyberleninka.ru/arti

Приложение №1

Основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса

(автор Русских Г. А)

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера

1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом

1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1.3. Описание достижений Мастера, который зафиксированы на республиканском, российском, международном уровнях.

1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

2-й шаг. Представление системы занятий

2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса

3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми

Формы проведения:

- имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми).

- лекция с показом приемов

- практическое занятие

- интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие)

Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4-й шаг. Моделирование

4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.

5-й шаг. Рефлексия

5.1. дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

5.2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Элементы технологий проведения МК (по А.В. Машкову)

а) первый этап - "индуктор". Постановка проблемной ситуации (начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника МК) в виде задания вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания (чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное)

б) второй этап «самоконструкция» (работа с проблемным материалом). На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.

На данном этапе работа проходит в группах:

- Малые группы могут определяться мастером, образоваться стихийно, по инициативе участника

- Мастер может корректировать состав группы, регулировать равновесие методического мастерства и психических качеств участников (экстра и интровертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство)

- Мастер разбивает задание на ряд задач и группам предстоит придумать способ их решения

- Участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска

в) третий этап - "инсайт". Это внутреннее осознание участников МК неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, настраивающий на углубление в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационными источниками. Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности.

г) четвертый этап - "рефлексия". Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе МК. Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как изменился внутренний мир человека (его мысли, чувства, мироощущение и т.д.).

Виды рефлексии:

- рефлексия в действии

- рефлексия после действия.

Приложение №2

«Стрелка планирования» мастер-класса.

C:\Users\Демон\Desktop\Безымянный.png

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

п\к «Солнышко»

Мастер-класс для начинающих педагогов

«Технология проведения мастер-классов

по декоративно-прикладному творчеству» 

Картинки по запросу клипарт человечки

Подготовила: Бузина Татьяна Васильевна,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория


Время проведения: 07.04.2016г. 15-00ч.

Место проведения:  МБУ ДО ДЮЦ п/к «Солнышко», р.п.Гремячево, ул Мира д.2 

Продолжительность мастер-класса: 1, 5 часа.

Пояснительная записка

Современные концептуальные идеи российского образования направлены на повышение качества образовательной деятельности. Эффективным механизмом  данной стратегии является пересмотр и совершенствование содержания в системе непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Большую роль здесь играет как неформальное образование, так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счёт самообразования педагогов. Одной из форм информального образования для педагогов является возможность демонстрировать свои мастер-классы и посещать мастер-классы коллег. Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых,  является отличной формой передачи опыта коллегам.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок в различных направлениях декоративно-прикладного искусства.

Актуальность представленного опыта  заключается в том, что сегодня широкое распространение получают интерактивные занятия с педагогами в рамках повышения квалификации, активизировалось участие педагогов в методических неделях и выставках, традиционными стали взаимопосещения учебных занятий. Опытные педагоги-мастера в большой степени ориентированы на трансляцию инновационных, успешных и перспективных, максимально востребованных в педагогической практике образцов мастерства. Педагогические мастер-классы  углубляют и совершенствуют  уже имеющиеся знания, формируют новые компетенции, дают возможность тут же попробовать новый приём (способ, средство) и получить отзыв опытного мастера.  Педагогические мастер-классы очень востребованы, их проводится достаточно много. Посещают мастер классы с удовольствием многие педагоги, учителя.

Новизна и практическая значимость представленного опыта были выявлены в ходе индивидуальных бесед и при опросе коллег, по результатам которого стало известно, что многие респонденты знают, что такое мастер-класс, но о том, как правильно его организовать с соблюдением всех организационных моментов хотели бы знать больше, особенно это касается молодых специалистов. Высокая готовность использовать в своей работе метод мастер-класса побудила меня на организацию и проведение мастер-класса для начинающих педагогов. Практическая значимость данного мероприятия выражается в результате, при котором:

- участники овладеют новыми творческими способами решения педагогической проблемы,

- у них будет сформирована мотивация к самообучению и саморазвитию.

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения методики проведения  мастер-классов. 

Задачи:

1. Познакомить с интерактивной формой обучения.

2. Изучить типы мастер-классов и их структуру.

3. Научить разрабатывать  собственный мастер-класс на основе структуры мастер-классов художественной направленности.

4. Мотивировать участников мастер-класса к формированию  собственного стиля творческой педагогической деятельности

4. Провести показательный мастер-класс «Декорирование скрап-странички для календаря».

Ожидаемые результаты:

- Повышения уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

- Практическое освоение важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

- Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

- Рост мотивации участников мастер-класса к формированию  собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Участники мастер - класса

Мастер-класс для начинающих педагогов был организован  в Детско-юношеском центре п\к «Солнышко», его участниками стали педагоги Детско-юношеского центра, педагоги наших социальных партнёров: библиотеки, школы, детских садов «Гнёздышко», «Тополёк». Организуя мастер-класс,  я учла мотивацию его участников: получение конкретных знаний о приёмах и формах работы, для дальнейшего использования.

Преимущества организации и проведения мастер-классов:

- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;

- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;

- развитие гибкости мышления;

- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.

Ресурсное обеспечение:

  • методическая разработка авторского мастер-класса,
  • разработки мастер-классов  по декоративно-прикладному творчеству, буклеты, памятки, для оказания поддержки педагогам;
  • просторный светлый кабинет,
  • компьютер, мультимедийная установка,
  • презентация;
  • всем участникам предоставлен пакет инструментов и материалов, необходимых для работы (бумага, ручки, карандаши, ластики, ножницы, бумага для скрапбукинга, картон, декоративные цветы, штемпельные подушки, двусторонний скотч, полубусины).

Данный мастер-класс использовался учителями технологии для обучения детей проведению мастер-классов. Размещён на интернет порталах Proshkolu.ru, Openclass.ru.

План мастер – класса

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения методики проведения  мастер-классов. 

Задачи:

1.Познакомить с интерактивной формой обучения.

2.Изучить типы мастер-классов и их структуру.

3.Научить разрабатывать  собственный мастер-класс на основе структуры мастер-классов художественной направленности.

4. Провести показательный  мастер-класс «Декорирование скрап-странички для календаря».

Оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, раздаточный материал (карточки), ручки, листочки, бумага, ручки, карандаши, ластики, ножницы, бумага для скрапбукинга, картон, декоративные цветы, штемпельные подушки, двусторонний скотч, полубусины.

Ход мастер - класса:

Вступительное слово.

              Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Технология проведения мастер-класса по декоративно прикладному творчеству». Данный мастер класс будет проходить в течение одного часа, за это время вы познакомитесь со структурой мастер-классов по декоративному творчеству, разработаете собственный мини мастер-класс и поучаствуете в создании скрап-страничек для календаря.

Теоретическая часть.

 На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма работы как мастер-класс. Мастер - класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью расширения определенных знаний и умений аудитории.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок в различных направлениях декоративно-прикладного искусства. Мастер-класс это урок высшего профессионального мастерства, проводимый знатоком своего дела. Он даёт возможность повысить квалификацию педагогическим работникам и тем, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.

Мастер-класс это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас». Соответственно, мастер-классы не показывают, а проводят. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Самое главное, что необходимо соблюдать Мастеру  в технологии проведения мастер-класса  – не сообщать и осваивать  информацию, а передавать продуктивные способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. 

Чтобы начать работу по освоению методики мастер-класса предлагаю вам разделиться на две группы. Сложив картинку, у вас получится своя группа.

А теперь, когда наши группы готовы, предлагаю вам познакомиться с пошаговым алгоритмом технологии мастер-класса. Для этого вашему вниманию предоставлены элементы мастер-классов, которые вам необходимо собрать в единую цепочку. Существуют два алгоритма, авторы которых: Русских Г.А. и Машков А.В.(приложение №1) Я вам предлагаю попробовать самостоятельно составить эти алгоритмы. У вас на столах весь необходимый материал, памятки. Соответственно, первая  группа конструирует этапы по  первому автору, вторая по второму. Выстраивая последовательность, руководствуйтесь названиями этапов и их расшифровкой. Время для работы - 10 минут.  По окончании каждая из групп зачитает свои варианты и мы с вами определим правильность их составления.

(Работа групп)

Группы закончили свою работу, прошу представить ваши результаты.

(Представление разработанных алгоритмов каждой группой)

Уважаемые коллеги, на следующем слайде представлены, оба алгоритма. Давайте обратим внимание на особенности каждого из них. Автор Русских предлагает структуру из пяти этапов, Машков - из четырёх. Особенности каждого этапа описаны в памятке, которая останется у вас после мастер-класса.

Уважаемые коллеги, следующий этап нашей работы это разработка плана мастер-класса. Каждая группа будет разрабатывать свой мастер-класс. Мы с вами будем использовать методику  «Стрелка планирования».

Давайте с вами разберём в чём заключается эта методика.

1. Первоначально необходимо выбрать тему мастер-класса, продумать его название. Разрабатывая, свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен:

- для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;

- педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т п.;

- педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;

- специалистов, у которых есть Портфолио (список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет самопрезентации на любом уровне);

- методистов образовательных учреждений.

2. На следующем этапе важно продумать, чего же мы, собственно хотим, а точнее каким мы хотим видеть результат нашего мастер-класса, который мы начинаем планировать. Необходимо во всех деталях описать предполагаемый результат.

3. Следующий этап возможно начать с «мозгового штурма», для выявления тех положительных перемен, к которым приведёт данный мастер-класс, отразить его достоинства и ценность.

4.Теперь, имея в чёткой форме «видение» своего мастер-класса, можно приступать к написанию цели.

5. Всё это время мы двигались от конца стрелки к её началу: сейчас же изменим это направление и задумаемся о ресурсах, инструментах и материалах, то есть о том, что есть в нашем распоряжении, что мы можем применить, чтобы сделать свой мастер-класс незабываемым, ярким, доступным.

6. В поле «критические факторы успеха» выпишем те аспекты, которые обязательно должны быть обеспечены и выполнены. Это те моменты без которых мастер-класс не сможет быть осуществлён. Необходимо всегда держать их в виду. Именно их решение ведёт к успешному мастер-классу.

7.В графу «препятствия» впишем то, что сможет стать непреодолимым препятствием для осуществления мастер-класса. Это поможет быстро переформулировать постановку задач и будет способствовать разрешению проблемы.

8. Теперь вернемся в нашу стрелку. Сейчас всё готово для того, чтобы начать углубляться в детали. В поле «задачи» необходимо расписать все пункты составляющие главную цель. при этом надо помнить о создании условий для всех критических факторов успеха. Важно не упустить ни одной детали.

9. В поле «задания» для каждого пункта задач рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь для каждого шага необходимо просчитать временной отрезок исходя из состава участников мастер-класса. Необходимо разработать пошаговую инструкцию выполнения этапов задачи.

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам разработать свой мастер-класс на основе изученных этапов методик Русских Г.А. и Машкова А.В и  используя «Стрелку планирования». Необходимо разработать тему своего мастер-класса, определить для кого он проводится, продумать  форму проведения, необходимое оборудование, представить алгоритм проведения с разбивкой по времени. На эту работу у вас есть 20 минут.

Итак, наша стрелка заполнена! Представьте свои работы.

        (Выступление групп).        

Уважаемые коллеги, мы рассмотрели ваши планы и давайте ещё раз обратим внимание на  типичные ошибки с которые возникают при подготовке и проведении мастер-классов:

1.Отсутствие постановки мастером задач перед участниками вначале  каждого  этапа и  каждого  упражнения. Должно звучать 2 главных  вопроса: Что узнаем?  Для  чего  это нужно?

2.Несоблюдение  алгоритма  проведения мастер-класса. В  соответствии  с  выбранным  типом мероприятия должны  быть соблюдены этапы  прохождения  материала.

3.Отсутствие раздаточного материала для участников в качестве наглядности.

4.Несоблюдение временного регламента при проведении мастер-класса.

5.Непродуманность рационального использования программного обеспечения во время мастер-класса (работа с презентацией, работа с практическими  упражнениями  на  компьютере и т.д.)

Уважаемые коллеги, теоретически вы сейчас правильно составили план проведения мастер-класса, но не забывайте о том, что огромное значение имеет умение грамотно  и логично доносить свои мысли, иметь педагогическую харизму, эмоциональную выразительность, способность к импровизации. Общайтесь со своими «учениками» не свысока, а с позиции квалифицированного специалиста готового поделиться своим опытом. И, пожалуйста, улыбайтесь! Улыбка как ничто другое способна установить положительный контакт с вашими учениками и настроить их на позитивную работу.

Практическая часть

А теперь я предлагаю вам мастер-класс по изготовлению скрап странички для календаря.

Наш мастер-класс займет всего 15 минут, за которые вы узнаете о стиле винтаж, познакомитесь с инструментами для скрапбукинга, смастерите страничку для календаря.

Vintage (Ложностаринный стиль). Также известен как «ложностарый», с элементами шика. Основное отличие от других стилей – использование ложносостаренных, с эффектом продолжительного использования, элементов: ленточек с разлохмаченными краями, надорванных фонов, с различными потертостями, примятые. В качестве фонов чаще всего используются умеренные цвета (нежно-розовые, салатовые, пастельные). Для этого стиля характерно использование старинных фотографий или картинок из состаренных элементов, а также любых «исторических» предметов: старых открыток, марок, украшений.

Инструменты и материалы: фигурные ножницы, двусторонний скотч, скрап-бумага, картон, декоративные цветы и элементы, полубусины.

Обратите внимание на технологические карты. Самое главное в нашей работе состарить края изделия. Для этого можно просто помять листочек, а края потереть наждачной бумагой или железной пемзой.

Пройдитесь по краю штемпельной подушкой. Приклейте декоративные элементы и табличку с месяцем. Пройдитесь железной пемзой чтобы придать изделию потёртости и добавить царапин.

Рефлексия

Коллеги, наш мастер-класс заканчивается. Поделитесь своими впечатлениями: что  вы ожидали от мастер-класса, оправдались ли ваши ожидания?

Уважаемые коллеги,  и в заключении нашего мастер-класса давайте вместе с вами выведем формулу успешного мастер-класса: это, как мы уже убедились, востребованная технология (техника) + компетентный специалист (Мастер) + доступность для коллег + интерактивность.

Хочу предложить вам методические разработки по данной теме, а так же порекомендовать некоторые педагогические сайты для размещения своих материалов. Это способствует не только накоплению, но и тиражированию своего опыта.

 http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет; http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей; http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы; http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций; http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно; http://www.uchportal.ru/ - учительский портал; http://www.nachalka.com/ - сайт учителей начальной школы; http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок»; http:// numi.ru/ -методический центр NUMI.RU.

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/authors/104-600-651

http://vestnik.osu.ru/2011_11/30.pdf

http://www.informio.ru/publications/id656/Tehnologija-provedenija-master-klassa

  • Обратить внимание  аудитории на их мотивацию посещения мастер - класса. (получение конкретных знаний о приёмах и формах работы, для дальнейшего использования в своей практике).
  • Предложить листочки и ручки для записи.
  • Показ слайдов.

Слайд "Основные научные идеи мастер-класса":

  • Раздать пазлы с картинкой.

  • Раздать элементы разноцветного магнитного конструктора, на которых  прикреплены названия этапов. Описание этапов прилагается на цветных листочках, соответствующих цвету названия этапа.
  • Командам необходимо составить правильную последовательность.
  • Во время работы включить негромко спокойную музыку.
  • На данном этапе я просто наблюдаю за работой.
  • Если справились правильно, похвалить, если допустили ошибки, сказать, что данная цепочка нуждается в коррекции.

  • После выступления каждой группы представить верный вариант алгоритма.

  • Раздать памятки с алгоритмами мастер-классов.

  • Предложить для рассмотрения «стрелку планирования» мастер-класса (приложение №2). Раздать каждой группе свою стрелку.

  • Прежде всего необходимо определить категорию участников (дети, педагоги, родители или смешанная группа).

  • Цель должна звучать просто.

  • Использование слайдовой презентации поможет сделать мастер-класс ярким, запоминающимся.

  • Задачи должны быть предельно конкретными.

  • Просчитать обязательно количество затраченного времени на каждый этап, учитывая категорию участников(новички, компетентные педагоги).

  • Раздать дополнительные листочки.
  • Консультировать во время работы.
  • Во время работы включить негромко спокойную музыку.
  • Прокомментировать выполнение работы, указать на недочёты, ошибки (если есть).

  • Раздать памятки.

  • Показ презентации.
  • Включить негромко фоном классическую музыку(спокойную).

  • Таблицы и схемы обязательно пояснить.
  • Представить пакет необходимых инструментов и материалов для каждого участника. Обратить внимание на эстетичность предоставления материала.
  • Раздать технологические карты с пошаговым изготовлением.
  • Обратить внимание на состаривание края при помощи пилочки для ногтей.
  • Работать инструментом без сильного нажима.

  • Обмен мнениями.

  • Предложить участникам набор критериев.

  • Раздать папки с методическим материалом.

  • Не только литература, но и интернет источники, знакомство с авторскими блогами.

Познакомить с блогом Милы Валентовой

http://handymouse.blogspot.ru/2013/03/blog-post_29.html

Литература

  1. Двенадцатая научно-практическая гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья «Проблема востребованности российского педагогического опыта в свете ФГОС» Санкт-Петербург 2015 г. Программа работы научно-практической гимназической конференции.
  2. Кленова Н.В., Абдухакимова С. А. Организация мастер-классов в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждении №1, 2010.
  3. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист № 2, 2005.
  4. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006.
  5. Русских Г.А. Структура мастер — класса // Научно-методический журнал «МЕТОДИСТ» №1, 2002.
  6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  8. Педагогические науки ВЕСТНИК ОГУ №11 (130)/ноябр,2011.

Интернет ресурсы:

http://iroipk.ykt.ru/archives/121409

http://cyberleninka.ru/article/n/master-klass-kak-sposob-translyatsii-mehanizmov-uspeshnogo-pedagogicheskogo-buduschego#ixzz4dHEjNN00

http://cyberleninka.ru/arti

Приложение №1

Основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса

(автор Русских Г. А)

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера

1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом

1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1.3. Описание достижений Мастера, который зафиксированы на республиканском, российском, международном уровнях.

1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

2-й шаг. Представление системы занятий

2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса

3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми

Формы проведения:

- имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми).

- лекция с показом приемов

- практическое занятие

- интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие)

Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4-й шаг. Моделирование

4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.

5-й шаг. Рефлексия

5.1. дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

5.2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Элементы технологий проведения МК (по А.В. Машкову)

а) первый этап - "индуктор". Постановка проблемной ситуации (начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника МК) в виде задания вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания (чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное)

б) второй этап «самоконструкция» (работа с проблемным материалом). На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.

На данном этапе работа проходит в группах:

- Малые группы могут определяться мастером, образоваться стихийно, по инициативе участника

- Мастер может корректировать состав группы, регулировать равновесие методического мастерства и психических качеств участников (экстра и интровертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство)

- Мастер разбивает задание на ряд задач и группам предстоит придумать способ их решения

- Участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска

в) третий этап - "инсайт". Это внутреннее осознание участников МК неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, настраивающий на углубление в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационными источниками. Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности.

г) четвертый этап - "рефлексия". Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе МК. Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как изменился внутренний мир человека (его мысли, чувства, мироощущение и т.д.).

Виды рефлексии:

- рефлексия в действии

- рефлексия после действия.

Приложение №2

«Стрелка планирования» мастер-класса.

C:\Users\Демон\Desktop\Безымянный.png

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по декоративно прикладному творчеству:"Изготовление панно из ракушек".

Панно из природного материала. Ракушки прекрасный материал для создания различных панно. Панно из ракушек своими руками делать просто, нужно только проявить немного фантазии....

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Лилия из ткани"

Мастер-класс был проведён с группой детей 6-8 классов коррекционной школы VIII вида. Цель занятия: познакомить обучающихся с историей возникновения цветов из ткани; научить технологии выполнения деко...

Мастер-класс по декоративно прикладному творчеству: "Изготовление панно из различных природный материалов".

Мастер-класс по декоративно прикладному творчеству: "Изготовление панно из различных природных материалов"....

Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"

Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"...

Мастер-класс по декоративно – прикладному творчеству «Отходы в доходы»

Методическая разработка    Мастер-класс по декоративно – прикладному творчеству«Отходы в доходы»...

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Рождественский сувенир" "Изготовление новогодней открытки с использованием пуговиц"

Мастер-класс по изготовлению новогодней открытки с использованием пуговиц. Мастер-класс проводился в рамках фестваля "Рождественский сувенир".Цель: выполнить новогоднюю открытку с применение...

Мастер – класс по декоративно-прикладному творчеству для 5 класса «Изготовление поделки к 9 Мая»

Мастер – класс по декоративно-прикладному творчеству для 5 класса «Изготовление поделки к 9 Мая»...