Конспект фронтального логопедического занятия
план-конспект на тему

Осипова Надежда Владимировна

Тема :  Последовательный пересказ рассказа " Как медведь сам себя напугал".

Цель: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_medved.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  - Чумаковская специальная школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект фронтального логопедического занятия

Тема :  Последовательный пересказ рассказа " Как медведь сам себя напугал".

Цель: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.

Составитель: учитель -логопед Осипова Надежда Владимировна

2016г

Конспект фронтального логопедического занятия

Тема: Последовательный пересказ рассказа " Как медведь сам себя напугал".

Цель: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.

Задачи:   1) Развитие связной монологической речи; 2) расширение словарного запаса; 3) развитие лексико-грамматического строя речи; 4) развитие навыка анализа и синтеза, фонематического слуха; 5) развитие слухового и  зрительного внимания, памяти; 6) умение подбирать синонимы; 7) развитие умения координировать движение с речью; 8) развитие дикции, моторики; 9) развитие словесно-логического мышления; 10) воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Оборудование:  карточки с текстом рассказа "Как медведь сам себя напугал" по кол-ву учащихся; иллюстрации главных героев ( медведь, белка, заяц, сорока); предметные картинки по сюжету рассказа, макет( изображение) леса; словарные слова; карточки со словами-действиями ( по кол-ву учащихся); ярко, красочно оформленная скороговорка на звук "С"; Сухая веточка для эксперимента; музыкальное оформление.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы и целей занятия.

- Ребята, сегодня на занятии у нас будут присутствовать гости. Давайте их поприветствуем и покажем, как вы хорошо умеете работать: четко выговаривать слова со звуком "С", правильно и полно отвечать на вопросы и вообще красиво говорить.

2. Проведение артикуляционной гимнастики.

  для этого вначале нашего занятия проведём ,как всегда, артикуляционную гимнастику на закрепление и автоматизацию звука "С" (использование индивидуальных зеркал):

* "Улыбка - Хоботок"

* "Наказать непослушный язычок"- вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

* "Кто дальше загонит мяч" - вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

* "Почистим зубки" - учить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Проговаривание скороговорки: "У насоса длинный нос, он свистит как пылесос"

3. Сообщение темы и целей занятия:

- Ребята, мы с вами сегодня будем учиться самостоятельно последовательно, иначе говоря - подробно пересказывать текст рассказа "Как медведь сам себя напугал".

- Открыли тетрадки, записали число и тему занятия. Кто уже записал число, то я попрошу положить авторучки и приготовиться к дальнейшей работе.

4. Загадки.

-Прежде, чем перейти к работе над рассказом, я хотела, чтобы вы помогли мне разгадать загадки. Если вы правильно разгадаете загадки, то узнаете, кто является главным героем рассказа и остальных участников происходящих событий. Итак, приступим:

*Он в берлоге спит зимой

  Под большущею сосной,

  А когда придет весна

  Просыпается от сна.

                               ( вывешивается картинка  медведя)

*Кто на ветке шишку грыз

  И бросал объедки вниз?

  Кто по ёлкам ловко скачет

  И взлетает на дубы?

  Кто в дупле орехи прячет,

  Сушит на зиму грибы.

                          ( вывешивается картинка с изображением белки)

*Комочек пуха,

  Длинное ухо,

  Прыгает ловко,

  Любит морковку.

                               ( вывешивается картинка зайца)

*Непоседа пестрая,

  Птица длиннохвостая,

  Птица говорливая,

  Самая болтливая.

  Вещунья, белобока,  

  А зовут её ...

                         ( вывешивается картинка сороки)

*Горбоносый, длинноногий

  Великан  ветвисторогий,

  Ест траву, кустов побеги

  С ним тягаться трудно в беге.

  Коль такого довелось

  Встретить, знай, что это...

                              ( вывешивается изображение лося)

Дети записывают в тетрадях название всех героев рассказа.

- ответьте на вопрос - "какие это животные? Домашние  или дикие животные?     Докажите свой ответ.

5. Работа с рассказом.

Логопед читает рассказ.

                       Как медведь сам себя напугал.

   Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка.  Испугалась белка на ветке - выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли кусты ломать!

   Тут остановился медведь, насторожил уши. Сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти ли лучше? - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекоча.

   Эх, знать бы ему, что позади - то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.

6. Словарная работа.

- понятен, ли вам смысл слов: хрустнула (провести эксперимент - сломать веточку, чтобы дети услышали хруст), угодила, помчался, наскочил, насторожил, рявкнул, дал стрекача и предложения : Пошли кусты ломать?

- затем предлагается детям подобрать к указанным словам близкие по смыслу слова ( синонимы).

7. Физ.минутка. "Зайка".

Зайке холодно сидеть.                  -  изобразить дрожание

Надо лапочки погреть.               -   потереть руки, что бы стало тепло   

Лапки вверх, лапки вниз                -   руки вверх, вниз

На носочках подтянись.              

Лапки ставим на бочок,               - руки на бочок   

 На носочках скок да скок.

А потом вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.( имитация движений)

8. Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа.

- логопед предлагает детям расставить картинки , при затруднении помогает ( дети читают по предложению, а один ученик  расставляет картинки на сказочном панно).

9. Выяснение причинно-следственных связей.

*почему медведь убежал из леса?

*почему испугались лоси?

*почему испугалась сорока?

* почему испугался заяц?

*почему испугалась белка?

Дети отвечают на вопросы полными предложениями ( по возможности)

10. Выяснение логических связей.

*получился бы рассказ, если бы  не было медведя?

*почему рассказ не получился бы?

*получился бы рассказ, если бы не было белки? и т.д.

Логопед делает вывод. Ни одно звено нельзя выпустить из рассказа, рассказ не получится.

11. Выяснение последовательности действий.

- логопед обращает внимание на последовательность происходящих в рассказе действий. Ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: " Что сделал? ( указывает на медведя). - Вошёл. Что сделал? ( указывает на веточку) - Хрустнула. Что сделала белка? ( указывает на белку) - Испугалась, уронила и т.д.

  Затем предлагает учащимся вспомнить и назвать по порядку слова - действия, опираясь на картинки:

 вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, , угодила, вскочил, помчался, наскочил, подняла, крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал.

12. Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов.

- логопед называет действие, учащиеся продолжают предложение с этим словом.

13. Рассказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности.

14. Пересказ без опоры на картинки.

- логопед убирает картинки и предлагает вспомнить, что было изображено на каждой, пересказать рассказ.

15. Итог занятия.

- Чем мы с вами занимались сегодня на занятии?

- Понравилось. ли вам занятие? Чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Космос"

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по лексической теме "Космос"...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему :" Игрушки"

Тематическое  открытое занятие по развтию речи и мелкой моторики, развитию фонематического слуха , внимания,мышления. Логопедическое занятие для детей 5-6 лет....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНРсредняя возрастная группа, первый год обучения...

конспект фронтального логопедического занятия:"Образование и употребление притяжательных прилагательных"

Представляю развернутый конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Образование и употребление притяжательных прилагательных".  Мониторинг устной и письменной речи учащихся II эт...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"

Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...