Романова Лидия Викторовна

сайт учителя мордовского языка

Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Новые методы и методики преподавания на уроках мордовского языка

Увлечения: Краеведение

Страна: Россия

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г.Саранск

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/romanova-lidiya-viktorovna
Ребёнок, словно чистый лист бумаги. Неосторожно не сомни его судьбу, Ты помоги ему, придай отваги И научи выигрывать борьбу. День прошел... И классы опустели... Размышленьям предаюсь опять: Почему с детишками судьбу связала И учителем зачем решила стать? Почему? Ответа нет, не знаю, Что профессию не выбирала я. "Будь учителем!" - душа мне подсказала. Видно, быть с детьми судьба моя! Плакать и смеяться будем вместе, Веселиться, петь и танцевать, Огорчаться и прощать обиды, Над плохой отметкой горевать. Взгляд детей мне душу согревает, Их энергия мне силы придает, Детский смех весельем заражает, Дружба детская меня не предает. Чем могу я отплатить за этот Драгоценный дар моей судьбы? Только тем, что я навеки подарила Детям капельку моей души...

О себе

Я, Романова Лидия Викторовна, родилась 2 декабря 1979 года в мордовском селе Селищи Ичасковского района. В 2002 году окончила МГУ им Н.П.Огарева по специальности журналистика. Но свою жизнь я связала с  работой в школе.  С 2011 года работала воспитателем ГПД. В 2016 году прошла курсы переподготовки учителей по программе " Учитель мордовского языка". В настоящее время веду уроки  мордовского языка (экзянского и мокшанского) в 2-7 класса. Я стараюсь свои уроки всегда сделать яркими, интересными, познавательными, тем самым, прививая любовь к мордовскоку языку.

Мой взгляд на мир

Лучшие умы человечества во все времена стремились тому, чтобы и другие люди смогли  «зажечь от него свои светильники». Человек, владеющий знанием,  подобен  звезде: он сам  начинает излучать свет. Я рада, что на небосклоне нашей страны зажигаются яркие созвездия новых, молодых имён. Наверное, именно о них сказал поэт Владимир Маяковский.

Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

     Задумывались ли Вы когда–нибудь о том, кто зажигает эти молодые звёздочки?  Кто наделяет их знанием? «Вначале было Слово…», и оно было сказано Учителем. Слово, которое падает в благодатную землю и прорастает зерном Знания. «Вот вышел сеятель сеять …» Не о повседневном ли труде учителя говорится  в этой библейской притче? Так каждый день, урок за уроком, учитель старается оставлять в умах своих учеников крупицы знаний, росточки доброты и человечности, чтобы они превратились в добрые плоды.

     Я считаю, что учитель – тот же библейский сеятель, который и на каменистой почве вечной житейской неустроенности, и в колючих терниях современных городов сможет вырастить хрупкий цветок детской души.

Что же может противопоставить учитель хищным ценностям 21 века – Всемирной глобальной паутине, которая опутала нас своими сетями, средствами массовой информации? Ценности истинные, нетленные, составляющие духовную сущность человека… Ценности, заложенные в произведениях русских писателей, признанных Мастеров Слова…

     У каждого человека есть свой путь - путь, который он выбирает и идёт по нему на протяжении всей жизни.

     Бабье лето с последними солнечными деньками, голубым небом и летящими паутинами уже позади. С утра моросит мелкий  осенний дождь, я быстро вбегаю по ступенькам, и меня встречает тепло такой уже родной и близкой мне школы. Вот и сегодня, будучи учителем родного языка, прогуливаюсь по своей школе, вдыхаю запах крошащего мела, легко скользящего по доске, прислушиваюсь к  голосам своих коллег.  Я иду на урок, иду к своим ученикам, чтобы учить и учиться.

Учитель и ученики – друзья партнёры.

Сосуществуем в школе рядом.

В науке делаем шаги мы вместе.

Легко нам не бывает (ни к чему бравада!)

Научных действий алгоритм наш прост:

Не усложняя жизнь, не упрощая.

Даёт, действительно, учитель рост.

А попросту сказать, нас учит он:

Любить картины Левитана и Ван Гога,

Цветы в саду, когда их много.

Думать, осмыслять, преобразовывать.

Исправить, передумать, обратить всё вспять,

Обдумать заново, попробовать опять.

Из нас, учеников, не каждый сможет

К истоку возвратиться, всё начать сначала.

Учитель твой всегда поможет

До истины дойти, быть может, от конца и до начала.

 

 

 

Мои достижения

Достижения учащихся

  • 2015 год - Кулавская Кристина ученица  3 класса - призёр -  муниципальный этап  XIX Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (мокшанскому) языку
  • 2016 год  - Кулавская Кристина ученица  3 класса – призёр-муниципальный этап XX Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (мокшанскому) языку
  • 2016 год - Кулавская Кристина – призёр - городской конкурс чтецов
     « Любовью к Родине дыша…»
  • 2016 год - Козлова Александра – призер - творческий конкурс художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, эрзянский, татарский) «Пою Мордовию мою»
  • 2017 год - Кортиков Максим - победитель -  творческий конкурс художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, эрзянский, татарский) «Пою Мордовию мою»
  • 2017 год - Кулавская Кристина – призёр -  творческий конкурс художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, эрзянский, татарский) «Пою Мордовию мою»
  •  2018 год - Романов Дмитрий ученик 7 класса – призёр- муниципальный этап XXI Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (эрзянскому) языку
  • 2018 год - Устимова Виктория ученица 6 класса - призёр - муниципальный этап XXI Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (эрзянскому) языку
  • 2018 год - Очиченко Елизавета ученица 5 класса –призёр - муниципальный этап  XXI Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (эрзянскому) языку
  • 2018 год - Яушкина Дарья ученица 4 класса - призёр -муниципальный этап  XXI Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (эрзянскому) языку
  • 2018 год - Обмайкина Вероника ученица 3 класса–призёр - муниципальный этап  XXI Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (эрзянскому) языку
  • 2018 год - Грунюшкин Александр  ученик 5 класса – призёр- конкурс «Кукла в национальном костюме» номинация «Кукла в эрзянском костюме»
  • 2018 год - Яушкина Дарья – призёр - творческий конкурс художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, эрзянский, татарский) «Пою Мордовию мою»
  • 2018 год - Рыжов Илья – призёр - творческий конкурс художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, эрзянский, татарский) «Пою Мордовию мою»
  • 2019 год - Устимова Виктория ученица 7 класса –призёр-  муниципальный этап XXII Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (эрзянскому) языку
  • 2019 год - Очиченко Елизавета ученица 6 класса - призёр - муниципальный этап  XXII Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (эрзянскому) языку
  • 2019 год - Кулавская Кристина ученица 6 класса – призёр-  муниципальный этап XXII Межрегиональная олимпиада школьников по мордовскому (мокшанскому) языку
  • 2019 год -  Новикова Анастасия – победитель - конкурс «Мой край - Мордовия моя» номинация «Рисунок»
  • 2019 год - Артёмова Анастасия – призёр - городской конкурс «Мой край - Мордовия моя» номинация «Фотография или фотоколлаж»
  • 2019 год - Романов Дмитрий  - призёр - городской конкурс «Мой край - Мордовия моя» номинация «Фотография или фотоколлаж»
  • 2019 год - Романов Дмитрий - призёр - городской конкурс «Мой край - Мордовия моя» номинация «Литературное творчество»
  • 2019 год - Масанов Вадим – призёр - городской конкурс «Мой край - Мордовия моя» номинация «Рисунок»

 

Моё портфолио

 

 

 

 

Мы живём в сложное и  интересное время. На многое смотрим по-новому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы должны знать более глубоко. Что радовало наших предков? Чем они занимались? Как трудились? О чём мечтали? Что передавали в песнях и рассказах своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

     Изучение мордовского (эрзянского, мокшанского) языка в русскоязычной школе это ни что иное,  как вхождение детей в культуру мордовского языка, а при освоении культуры формируется языковой компонент. Изучение языка, культуры, истории своего народа - святая обязанность каждого из нас.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных языков определила русский и мордовские (мокшанский, эрзянский) языки.

Проблема, над которой я работаю «Использование инновационных технологий на уроках эрзянского языка для повышения мотивации и качества образования»

     Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса к изучению эрзянского языка и мордовской культуры, отсутствие национального ориентира.

     Воспитание бережного отношения к эрзянскому языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем эрзянского языка.

     В своей работе стараюсь формировать интерес к мордовской культуре, расширить знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю. Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является изучение культуры мордовского народа, привитие любви к своей малой Родине. Хотелось бы, чтобы школьники дорожили прошлым своего народа, знали свой язык, общались на нём.

  Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Я согласна с авторами теории в том, что, обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это помогает осуществить цели развивающего обучения.

Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации.

По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов.

В течение всего времени преподавания эрзянского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. На своих уроках постоянно пользуюсь разработками из журналов «Сятко», «Чилисема».

Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий. Это уроки по теме «Идем ракшат», «Монь кудораськем», «Ярсамопелень анокстамось», «Сёксь» и другие.

Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала для проверки знаний учащихся. Данный материал я использую на уроках и в процессе подготовки. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность. На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и эрзянскому языку, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение многих лет, показал, что этот вид обучения имеет преимущества: у учащихся,

Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно - коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации). Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность.

Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода.

Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.

Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.

 

Результативность опыта

За данный промежуток работы имею  устойчивые положительные результаты обучения, благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе инновационных образовательных технологий. На уроках  эрзянского языка царит творческая атмосфера. На  протяжении нескольких лет мои ученики являются победителями и призерами муниципального этапа межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.

 Под моим  руководством  дети с удовольствием занимаются проектно - исследовательской деятельностью и являются призерами и победителями различных республиканских и муниципальных конкурсов:

  • муниципального этапа XIX Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (мокшанскому) языку.
  • городского конкурса чтецов « Любовью к Родине дыша…»
  • в творческом конкурсе художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, эрзянский, татарский) «Пою Мордовию мою»
  • муниципального этапа XX Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (мокшанскому) языку
  • муниципального этапа XXI Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (эрзянскому) языку.
  • конкурса «Мой край - Мордовия моя» в номинации «Рисунок»
  • конкурса «Кукла в национальном костюме» в номинации «Кукла в эрзянском костюме»
  • городского конкурса «Мой край - Мордовия моя» в номинации «Фотография или фотоколлаж»
  • городского конкурса «Мой край - Мордовия моя» в номинации «Литературное творчество»

 

 Опыт работы по данной проблеме может использоваться учителями, студентами педагогических вузов, родителями учащихся

 Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами: выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, провожу мастер-классы,  открытые уроки, мероприятий, размещаю методические материалы на педагогических сайтах и на сайте школы

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, методических объединениях

      Муниципальный уровень:

  •  Выступление на городском методическом объединение учителей (мокшанского, эрзянского) языка на тему «Творчество как способ положительной мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках эрзянского языка» - 2019г.

Республиканский уровень:

  • Выступление на научно – практической конференции «Актуальные проблемы поликультурного образования в современных условиях». Тема доклада «Ознакомление учащихся с топонимическими названиями села Селищи на уроках эрзянского языка» - 2015г

Российский уровень:

  • Выступление на IX Всероссийской научно – практической педагогической конференции: Поликультурное образование: опыт и перспективы – 2016г. Тема доклада « Проектная деятельность на уроках истории и культуры мордовского края»

Опыт моей работы обобщен на школьном уровне, представлен на школьном сайте: https://sc18sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10768/191256/

 

 

Мои публикации:
Материалы МО
Региональный компонент
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: