Рабочие программы
рабочая программа (2 класс)

Романова Лидия Викторовна

Рабочие программы по мордовскому языку ( мокшанскому, эрзянскому языку)  для 2, 3, 3, 4, 5, 6, 7  классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 18»

г.о. Саранск

Рассмотрено на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №______

от «___»___________________2018

Руководитель ШМО

Вельмакина С.А.

Подпись:________________

                  Утверждаю:

Директор школы Н.И. Брюзгин

Приказ№ __________________

от «____»________________2018

Подпись:________________

Рабочая программа

учебного предмета

 «Мокшанский язык»

2 «В» класс

Составитель: учитель мокшанского языка    

               Романова Лидия Викторовна

Саранск 2018

Вводная часть к рабочей программе

Предмет:  Мокшанский язык

Класс: 2

Количество часов:

всего 34, в неделю 1

Программа составлена на основе:

Рабочая учебная программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Требования к результатам начального общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования), примерной учебной программы по предмету «Мокшанский язык» (автор: А. И. Исайкина, Саранск, 2006г.).

                 

Учебник:

Мокшанский язык, А.И.Исайкина, М.И. Малькина, Саранск, Мордовское книжное издательство, 2012 год


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 - пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

 - воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;

 - научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

 - формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;

 - ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

Программа опирается на принципы:

 - коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общение на этом языке);

 - перехода от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться пониманию речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму);

 - комбинированного подхода к построению урока - слушание, чтение, письмо;

 -   синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики;

 - применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей.

Требования к уровню владения мокшанским языком в первый год обучения:

 - усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;

 - правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

 - понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы;

 - уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

 - называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

 - давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

 - рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

 - составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

 - усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.

В первый год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.

Место курса «Мокшанский язык» в учебном плане школы:

На изучение учебного курса мокшанского языка в 2-м классе отводится 1 часа в неделю, всего 34 часов за год (34 учебных недели).

         

В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).

Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).

Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио)).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

 • целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.).

 • планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).

 • прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).

 • контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).

 • коррекция (выполнить работу над ошибками).

 • оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).

 • саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).

Познавательные универсальные учебные действия

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-мокшански, который час?», «Как сравнивать предметы на мокшанском  языке?»).
  • Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании,  найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
  • Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
  • Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
  • Рефлексия деятельности по овладению эрзянским  языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
  • Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
  • Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
  • Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

 К коммуникативным действиям относятся:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).
  • Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).
  • Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога;

проверить и оценить работу соседа).

  • Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).

Формы организации образовательного процесса:

  • творческая деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • практическая деятельность (выполнение упражнений).

Виды контроля:                                                                        

текущий;                                                                                

тематический;                                                                      

словарный диктант;                                                            

итоговые  проверочные  работы;

письменный опрос.

Формы контроля:

фронтальный опрос;

          индивидуальный опрос;

          самостоятельные работы;

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

  1. Разноуровневые тесты
  2. Задания к упражнениям
  3. Задания творческого характера

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

  1. Тетради для контрольных работ.
  2. Раздаточный материал для контрольных работ.
  3. Тематические тесты.
  4. Таблицы.

Применяемые технологии:

  • Игровые;
  • проблемного обучения;
  • индивидуального обучения (метод проектов);
  • технология коллективных творческих дел;
  •  «Диалог культур»;
  • ИКТ – технологии.

Содержание учебного раздела:

1. Знакомимся друг с другом. «Фкя-фкянь мархта содамась». 1 час

Приветствие. Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша.

Слова, необходимые для знакомства: стирня, цёраня, шаба (идь).

Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? кит? Тя стирня? - Да, тя стирня. Тя шаба? - Да, тя шаба. Тя кие? - Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит? - Шабат.

Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.

Тя кие? - Тя мон. Тя тон? - Да, тя мон.

2. Моя семья. «Монь семьязе». 1 час

Члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба. Речевые образцы: Тя тядя. Тя ака. Тя аля? - Да, тя аля. Нят итть? - Да, нят итть.

Обращение к членам семьи: тядяй, акай, атяй, щавай... Шумбрат, тядяй. Шумбрат, аляй.

Указательное местоимение: нят.

Нят алят? - Да, нят алят. Нят кит? - Нят итть.

  1. Мои игрушки. «Монь налхкшене». 1 час

Название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине.

Применение существительных в уменьшительно- ласкательном значении: нумол - нумолня, келазь - келаськя, няка-няканя.

Единственное и множественое число существительных: нумол - нумолхт, топоня - топонят.

Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат.

Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат Прилагательные: оцю, ёмла.

Речевые образцы: Офтсь оцю. Шеернясь ёмла.

  1. В школе. «Школаса». 1 час

Рассказ о школе: оцю или ёмла, од или ташта: Школась од. Школась оцю. Что есть в школе. Учителя. Ученики, их имена.

Речевые образцы: Тя ученик? - Да, тя ученик. Кода сонь лемоц? - Лемоц Саша. Тя учитель? - Да, тя учитель. Кода сонь лемоц? - Лемоц Николай Петрович.

Повелительное и побудительное значение глаголов: стяк - стяда, озак - озада, листь - сувак, лиседа - сувада.

Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тетрадезе. Монь аш ручказе.

  1. В классе. «Класса». 1 час

Классная комната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф.

Предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных (парта - партат, шъра - шърат, вальмя - вальмат).

Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, карандаш.

Глаголы: кулхцондомс, сёрмадомс, морафтомс, панжемс, сёлгомс.

Речевые образцы: Мон сёрмадан. Тон сёрмадат. Сон сёрмады. И т.д.

Понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей.

  1. Осень. «Сёксесь». 2 часа

Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь.

Глаголы: самс, тумс, молемс.

Прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.

Частицы: да, аф (аяф). Тя тон? - Да, тя мон. Тя сон? - Аф, тя мон.

Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельсь сенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть Тядязе кочкай марьхть. Мон шувондан мода.

  1. Овощи и фрукты. «Перень сёротне». 1 час

Существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива.

Прилагательные: ламбама, танцти, керы. Вопрос: кодама? Марьсь кодама? - Марьсь якстерь. Марьсь танцти.

Речевые* образцы: Куярсь сянгяря. Вишнясь ламбама. Лопась тюжя. Капстась оцю. Менельсь сенем. Сась сёксесь. Моли пизем.

  1. Зимушка-зима! «Тяла! Тялоня!». 2 часа

Приметы зимы. Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курькснемс, налхксемс.

Речевые образцы: Тя лов. Ловсь кодама? - Ловсь акта. Тялонда якшама? - Да, тялонда якшама. Мон курькснян конькаса. Тон ардат нурдоняса.

Понимание указаний: шак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.

  1. Новый год. «Од кизось». 2 часа

Подготовка к Новому году. Существительные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт. Глаголы: морамс, кштимс, азондомс. Речевые образцы: Мон моран. Тон морат.Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть.

Вопросы: месенди? месендихть? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян. Личные местоимения: минь, тинь, синь.

Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть.

10. Человек. «Ломанць». 2 часа

Существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка.

Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс.

Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай тарелка.

Понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.

11. Сколько? «Мзяра?». 2 часа.

Числительные от 1 до 10.

Существительные: ярмак, мишендись.

Ответы на вопрос: мъзяра? Мъзяра кизодот? - Сисем.

Мъзяра сурдот? - Кемонь.

Глаголы: мимс, рамамс.

Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? - Раман. - Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? - Аф раман.

Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди кши, лофца, ...

12. Пища и посуда. «Ярхцамбяльсь и кядьгонятне». 2 часа

Название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал.

Глаголы: симомс, ярхцамс, эрямс. Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания: Мон симан. Мон аф симан.

Посуда. Существительные: шаваня, куцю, тарелка, цянгоня.

Речевые образцы: Мон симан ведьта. Мон ярхцан алда. Мон эрян Саранскяйса. Тон молят школав? - Молян.

13. Одежда и обувь. «Лангонь и пильгонь щапне». 2 часа

Названия одежды и обуви. Существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат.

Глаголы: щамс, каямс, рамамс.

Прилагательные: начка, коське.

Притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.

Речевые образцы: Тя офтонясь монь. Тя тонь портфельце? - Монь. Синь морайхть? - Да, синь морайхть. Оля щай кямот. Миша щай пальта. Монь ули орнязе. Кямотне начкт. Панарсь коське.

14. Домашние животные. «Кудонь жувататне». 2 часа.

Названия домашних животных, их детенышей. Существительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука.

Глаголы: максомс, улемс, ваномс.

Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Алашать ули вашеняц. Пинесь ваны куд.

15. Дикие животные. «Дикай жувататне». 2 часа

Название диких животных, их детенышей. Существительные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сеель, ур.

Глаголы: комотнемс, якамс, удомс.

Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.

16. Птицы. «Нармоттне». 2 часа

Названия птиц. Существительные: сараз, маци, лефскя, яксярга, ситявня, варси, сязьгата, шякшата.

Глаголы: лиемс, валгомс, самс.

Вопрос: коста?

Речевые образцы: Саразсь оцю. Лефкскясь емла. Варсись лии. Саразсь валги. Шякшатась лийсь вирьста.

17. Мир вокруг нас. «Перьфпяльсь». 2 часа.

Существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь.

Прилагательные: мазы, кели, тяйняня.

Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Вопрос: коса? Коса стирнясь? - Стирнясь тяса.

Коса цёранясь? - Цёранясь вага.

Речевые образцы: Тя школа. Сон оцю. Тя куд. Сон ёмланя. Школась мазы. Ульцясь кели.

18. Город и транспорт. «Ошсь и транспортсь». 2 часа

Какие города знают. Мон содан ошт: Саранск, Моску....

Существительные: машина, куд, завод, парк, музей, театр.

Глаголы: ардомс, лоткамс.

Цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря.

Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь артама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи.

Понимание указаний: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня и т.д.

19. Дни недели. «Недялянь шитне». 1 часа

Знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши.

Усвоить слова: тячи, ванды, исяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Вопрос: мъзярда?

Речевые образцы: Тон молят школав? - Молян.

Мзярда молят? - Шобдава. Мъзярда мадат? - Илять.

20. Весна и лето. «Тундась и кизось». 2 часа

Названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда.

Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс.

Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгяря. Ведсь ару. Панжихть цанчфне.

Понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.

21.Моя Мордовия. «Монь Мордовиязе». 1 часа

Существительные: паксят, вирьхть, ляйхть, ошт, велет, завотт, ломатть.

Глаголы: кельгомс, ванфтомс.

Речевые образцы: Монь Родиназе Мордовиясь. Мон кельгса Родиназень. Монь оцю Родиназе - Россиясь. Минь ванфтсаськ странаньконь.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Приветствие. Знакомство с учителем. Личные местоимения.

Фкя-фкянь мархта содамась. Личнай местоимениятне.

1

2.

Моя семья

Монь семьязе.

1

3.

Игрушки. Мезе? Месть? Что?

Налхкшт. Мезе? Месть?

1

4.

В школе.  Коса? – Где? Коза, ков? – Куда?

Школаса. Коса? Ков, коза?

1

5.

В классе. Мезьса? – Чем?

Класса. Мезьса?

1

6.

Осень. Приметы осени.

Сёксесь.

1

7.

Краски осени.

Сёксеть тюсонза.

1

8.

Овощи. Фрукты Мезе тя? Месть нят? – Что это?

Перень сёрот. Мезе тя? Месть нят?

1

9.

Пришла зима.

Сась тялось.

1

10.

Зимние забавы.

Тялонь налхксематне.

1

11.

Накануне Нового года.

1

12.

Новый год.

1

13.

Части тела.

Ронгонь пяльксне.

1

14.

Здоровье. Притяжательные местоимения.

Шумбрашись. Притяжательнай местоимениятне.

1

15.

Счет до десяти.

Лувкссь.

1

16.

Сколько?.

Мзяра?

1

17.

Пища.

Ярхцамбяльсь.

1

18.

Посуда.

Кядьгонятне.

1

19.

Названия одежды.

Лангонь щапнень лемсна.

1

20.

Названия обуви.

Пильгонь щапнень лемсна.

1

21.

Домашние животные. Детеныши домашних животных.

Кудонь жувататне. Синь лефкссна.

1

22.

Уход за домашними животными.

Кудонь жуватань мельге ваномась.

1

23.

Дикие животные.

Вирень жувататне.

1

24.

Повадки животных.

Жувататнень колга корхтамась.

1

25.

Птицы – наши друзья.

Нармоттне – минь ялганьке.

1

26.

Птица прилетели. Коса? – Где? Коста? – Откуда?

Нармоттне састь. Коса? Коста?

1

27.

Окружающий мир. Коса? – Где?

Перьфпяльсь. Коса?

1

28.

Кто где живет.

Кие коса эряй.

1

29.

Правила перехода пешехода через дорогу.

Кинь туркс ётамась.

1

30.

Города Мордовии.

Мордовиянь ошне.

1

31.

Дни недели. Мзярда? – Когда?

Недялянь шитне. Мзярда?

1

32.

Приход весны.

Сась тундась.

1

33.

Лето пришло.

Кизось сась.

1

34.

Саранск – столица Мордовии.

Саранскяйсь – Мордовиянь ине ошсь.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...