Статья на тему "Проектная деятельность на уроках мордовского языка"
методическая разработка

Романова Лидия Викторовна

Статья посвящена  особенностям проектной  деятельности на уроках мордовского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_mordovskogo_yazyka.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В.Романова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА.

Главная  задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность-это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. В своей работе я применяю различные виды проектной деятельности. Так, в 6 классе, при изучении темы «Как нужно изучать историю малой Родины» дети составляли исследовательские работы по сёлам Мордовии. У многих детей бабушки и дедушки живут в сёлах. Дети общались с родителями с бабушками и с дедушками собирали материал, а потом делали презентации и защищали свои работы. С лучшими работами мы выходили на город и на Республику.

Я хочу вам представить одну из таких исследовательских работ:  «История и топонимические названия села Селищи».

Цель работы:

Собрать и изучить топонимы села Селищи, их происхождения и значение.

Узнать историю географических названий объектов природы села  и его окрестностей.

Создание «Краткого топонимического словаря села Селище»

Создание фотогалереи географических объектов с топонимами

Родина— это память об истории края. Родина — это родная культура и стремление ее сохранить. И, конечно, Родина — это родная деревня, ее улицы и дома, зимы и весны, ее люди. Родина — это друзья и знакомые, семья. Родина — это память сердца о земляках, о родном крае. Поэтому очень хотелось бы, чтобы историю своего края знали все, кто приезжает сюда.

Задача исследования: выявить и записать все реально существующие

имена улиц, рек, озер, полей, так как они являются памятниками языка, истории, культуры, географии.

Основная часть:

Все географические названия села были поделены на группы. Первая группа -гидронимы села Селищи.

В селе Селищи есть много озёр. Амур и Байкал – это  не большие, но очень глубокие озёра, поэтому их так и назвали.

Богдан эрьке (озеро Богдан) – названо в честь давно утонувшего парня Богдана, который на спор хотел переплыть это очень глубокое и мутное озеро.

Пачалгоэрьке получило свое название за круглые формы, как у сковородки.

     Посреди села находится озероЦюхиря.

Не менее загадочными для меня являются и названия мест в реке Алатырь.

Катяньваямо – в честь утонувшей девушки Кати. Друзья хотели научить ее плавать и сбросили Катю с высокого берега в глубокое место. Девушка утонула.

 Песок кель - песчаный язык. В этом месте в реке на несколько метров тянется песчаная полоса.

 Вторая группа - дримонимы – названия лесов

Чисьтеба (Чащоба).

Раньше в лесу был пилорамный завод. Сейчас его давным- давно уже нет, но место до сей поры называется Пильной. От слова пилить.

Есть место под названием Сизой (т.е. сизый) – здесь растут кустарники сизого цвета.

Подборный (т.е. под бором) – здесь с давних времен растут вековые сосны.

Пичепе (сосновый край).

Раужкай (раужо край) – темный, черный край – назвали потому что, здесь из-за высоких и частых деревьев солнечный свет почти не попадает на землю и кажется, что здесь всегда черно.

Третья группа - оронимы

Нуя Лук (луг возле Нуи).

Келей чей (широкий осот) – по всему полю небольшими кругами растет осот, который не могут вывести годами.

А название поля Рублевой связано с историей села. Раскинувшись вдоль Нуи поле, всегда славилось густыми травами. Люди ночью приходили и воровали сено. Тогда помещик Кузьмин решил продать это поле населению – 50 соток за 1 рубль. С тех пор и стали это поле называть Рублевой.

Еще одно топонимическое название поля Ума ютко происходит от «умарьютко». Это поле находилось между двумя небольшими яблоневыми садами. Яблони давно уже засохли, а вот название сохранилось до наших дней, утратив часть словарь.

А вот широкая пойма, которая находится между лесом и рекой Алатырь называется Ягада (от русского слова ягода). Это пойма раньше славилась крупными ягодами.

    По окончанию работы был создан топонимический словарь села Селищи Ичалковского  района Республики Мордовия.

   Каждый ребёнок, выполняя такую работу,  может открыть для себя что-то новое или посмотреть на старые места по-другому. Задачи, поставленные в начале проектно- исследовательской работы выполнены. Цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку мордовского языка

Тема урока:"Кудонь ды идем ракшат"...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Статья «Проблемная ситуация на уроках русского языка – одна из особенностей активизации познавательной деятельности младших школьников»

Статья  о том,  что  средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная...

Воспитание чувства патриотизма учащихся начальной школы на уроках мордовского языка

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершен...

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Статья, которая поможет учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня в привлечении интереса у учащихся к русскому языку....

• Статья «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО»

Статья "Развитие исследовательской и познвательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО " содержит практические рекомендации для работы с детьми младшего школьного возраста...