• Статья «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО»
статья по русскому языку

Татьяна Александровна Рылова

Статья "Развитие исследовательской и познвательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО " содержит практические рекомендации для работы с детьми младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx124.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО»

В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяют результат обучения.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащимся для овладения знаниями, умениями, навыками, способностью, мобилизацией готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Познавательное развитие обозначено как способ формирования у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Исследовательская деятельность – составная часть проектной деятельности в будущем.

Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске.

Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументировано отстаивают ее. Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация.

Учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную  и исследовательскую деятельность; применение метода начинается в 3-4 классах.

Однако подготовку к проектной деятельности  и простейшие приемы учебных исследований целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.

Обучая учащихся приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности:

1) подумать самостоятельно - !

2) спросить у другого человека- hello_html_40fd477e.gif

3) посмотреть в книгах- hello_html_m549d9c0b.png

4) посмотреть по телевизору - hello_html_m712c55b3.png

5) получить информацию у компьютера – hello_html_872b4e.gif

6) понаблюдать- hello_html_m4e32e791.gif

7) провести эксперимент - hello_html_3ded1be4.gif

Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

Вот темы детских исследований:

  • С какой целью люди общаются?
  • Кого считают хорошим собеседником?
  • Что ты больше любишь: говорить или слушать?
  • У кого и зачем берут интервью?
  • Придумай интервью на тему «Вежливые слова», «Подарки», «Школьный друг».

С удовольствием выполняют ребята исследовательские задания, например такие:

- Что могут рассказать суффиксы?

Овечник (овечий хлев)

Наблюдник (ряд полочек для посуды)

Навильник (полочка для хранения вилок)

Деревнишко (уменьшен.деревня)

Дощенка (небольшая, тонкая доска)

Капустница (уменьшен.капуста)

Камбалка (уменьшен.камбала)

Провожу мини-исследование «Отгадай слово»:

1) загадать слово «кошка» разными способами (мимикой, жестами, звуками, словами);

2) понаблюдать, сколько раз было отгадано слово;

3) результаты занести в таблицу;

4) сделать вывод.

Вывод: при общении друг с другом без слов не обойтись.

На уроках русского языка провожу исследование словообразований.

Как вы знаете, слова образуются с помощью:

- приставок: читал – прочитал;

- приставок и суффиксов: вода – подводник;

- сложения корней: пар + воз – паровоз.

От одного корня может быть образовано много слов – до 20, а то и до 30 слов. Проследить, как образуются цепи слов, - это исследование.

А вот что означает это слово?

Автомотовелофотокинорадиомонтер

Вот так слово!

Интересно ученикам выполнять работу по исследованию значения слова. Надо суметь дать толкование, т.е. объяснить его значение.

предмет слово значение слова

Исследование слова выполнено в толковых словарях.

Образцы толкования слов:

Зелень. Имя существительное. Листва на деревьях. Зеленые растения. Овощи. Деревья оделись густой зеленью. На рынке горы зелени: петрушка, лук, укроп, салат.

Озимый. Имя прилагательное. Высеваемый осенью, зимующий под снегом. В конце сентября зазеленели поля озимых хлебов.

Скользить. Глагол. Легко и плавно двигаться по гладкой поверхности. Лыжи легко скользят по накатанной лыжне.

Из каких же частей состоит толкование слова?

1) само слово.

2) какая часть речи.

3) объяснение значения (толкование).

4) употребление слова в речи, предложении.

По этой схеме исследуются слова. Но настоящий исследователь не удовлетворится одним значением, ведь многие слова многозначны.

Вот пример. Меня попросили: - Подайте мне ручку. Я слышу, но не могу понять: свою руку, чтобы поздороваться; шариковую ручку, чтобы писать; дверную ручку, которую надо прибить к двери.

Многозначность слова исследуется в тексте. Так, в предложении – «Пешеход скользит и падает» - слово «скользит» не означает легко и плавно движется. Оно означает – теряет устойчивость. Значит, в словаре будет дано два значения слова «скользит».

Задание: определить три значения слова «свежий».

Вкусно пахнет свежим хлебом. (Только что испеченным)

К утру подул свежий ветер с моря. (Холодный)

Подай мне свежую газету. (Новую)

Иногда в тексте слово приобретает новое значение или оттенок.

Предлагаю детям исследовать эти отклонения. Вот текст:

Взгляд незнакомца скользил по лицам людей в толпе, не останавливался, не задерживался. Мы уже знаем значения слова «скользил». Ни одно не подходит. Автор хотел сказать, что незнакомец смотрел на людей невнимательно. Это – новое значение, непрямое, иносказательное.

Также вместе с детьми коллективно исследуем значения слов, которые нередко смешивают. Эти слова не только похожи по звучанию, но и близки по значению.

сытого

1. После < обеда мальчики улеглись в тени под деревьями.

сытного

обсудили обсудили,

2. Петин план похода < и единодушно < никто его не одобрил.

осудилиосудили,

Вот словарик смешиваемых слов:

вдох и взод

злой и злобный

искусный и искусственный

Ребята работают с удовольствием.

Исследование пословиц.

Пословицы кратки, мудры и всегда с изюминкой. В каком случае каждую из них уместно употребить?

«Мелет день до вечера, а послушать нечего». «За твоим языком не поспеешь босиком». «Слушай больше, а говори меньше».

«Лучше ногою запнуться, чем языком».

В этой пословице скрытый смысл: не так скажешь – уже не исправишь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слова «запнуться языком» надо понимать: «не то сказать, что надо» или «не так сказать, как следовало бы».

Напомню, Лев Николаевич Толстой своих учеников учил сочинению на пословицу. И сейчас можно ребятам придумать сюжеты на пословицы: с действующими лицами, событиями, диалогами; т.е. сочинить небольшие рассказы. Пословицу каждый выбирает сам, сюжет – тем более без посторонней помощи. Устно, а лучше – письменно.

В такой работе ученики получают навыки самообразования.

Разнообразны исследовательские задания на уроках русского языка.

Как правильно назвать жителей городов, местностей?

Города:

Москва – москвич, москвичка, москвичи;

Якутск – якутянины, якут, якутянин, якутянка;

Местности:

Урал (горная страна) – уралец, уралка, уральцы;

Сибирь – сибиряк, сибирячка, сибиряки.

Такая работа увлекает ребят.

Объединившись в группы, дети исследовали, как построен язык:

от самых малых единиц языка – до самых крупных построений.

1.

2. Текст ► предложение ► слово ► звук

3. Звуки ► слова ► их изменения ► их связи ► предложения ► текст

Интересно объединять слова в группы по значению и указывать способ образования слов этой группы:

Дни недели – вторник, среда, четверг, пятница.

Названия птиц по их голосу - кукушка, пищуха.

Названия ягод по цвету – голубика, черника.

Названия городов по имени основателя – Владимир, Ярославль, Петрозаводск.

А с каким удовольствием ребята, работая в группах, составляют тематические словари.

На любую тему можно составить словарь, в нем будет основное, ведущее, ключевое слово. Вот пример:

Тема «Словарь любителя грибов».

Ключевые слова: съедобные грибы, грибные места, приготовление грибов.

Съедобные грибы: белый гриб, груздь, рыжик и т.д.

А дальше – сами!

О каждом виде грибов можно рассказать целые истории.

Предлагаю такие темы словарей:

Словарь садовника;

Словарь охотника;

Словарь языковеда;

Словарь этикета;

Словарь вежливости;

Словарь названий жителей России;

Словарь голосов неживых предметов;

Словарь звукоподражаний крикам, голосам животных;

Словарь стихийных сил природы и т.д.

Так же интересен словарь рифм, исследуем его.

Рифмы К.И.Чуковского:

Базар – самовар;

Муха – Цокотуха;

Обложка – сапожки;

Сороконожки – по дорожке.

А теперь словарь собственных рифм:

Свет – нет, усатый – полосатый, в марте – на парте, под спинку – перинку, лужи – стужи.

Свет – нет –привет – ответ – букет – балет.

Даль – жаль – эмаль – печаль – деталь.

Я думаю, что все сегодня еще раз убедились, что исследовательская работа в начальной школе необходима. Она способствует развитию учебной самостоятельности, развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.

Проводя исследовательскую работу у детей развивается и познавательная активность, но не стоит забывать , что учебный процесс должен быть для ребенка посильным и  интересным, поэтому стоит не забывать и игровые приемы.

Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

«Игра в слова».

Участники игры работают в группах. Ведущий определяет тему, например: весёлые неодушевлённые слова. Первый игрок произносит «Цирк», второй «радость», третий «Смех» и т.д. игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Примерные темы для игры: зелёные неодушевлённые слова, рычащие одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, крылатые одушевлённые слова и т.д

.

Игра «Снежинка».

Работа в парах. На парте у учащихся лежат ёлочки, на которых написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой. Нужно вставить пропущенные буквы в словах: к.лючая, б.льшая, з..лёная, ч..десная, пуш..стая.

Игра «Раскрашивание».

Используется при подготовке к описанию природы (тема «Имя прилагательное»). Учащимся предлагаю две репродукции: сначала черно-белая, затем цветная. Ребята «раскрашивают» чёрно-белую репродукцию, затем сравнивают её с цветной.

Наиболее часто на уроках используются загадки, ребусы, шарады, анаграммы, и кроссворды.

Следующий метод развития познавательной активности – это организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка. Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого-либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала.

Ведущая деятельность ребенка в возрасте 6-10 лет – учебная. Не случайно большинство проектов в начальных классах связано с содержанием учебных дисциплин.

Назовем возможные темы учебных проектов:

  • Зачем я говорю и пишу?
  • Гласные и согласные бывают такие опасные …
  • Звуки – «двойняшки»
  • Где поставить ударение?
  • Всегда ли мягкий мягкий знак?
  • Древняя письменность
  • Откуда растет корень слова?
  • Крылатые слова и выражения
  • Разделительные Ь и Ъ
  • В царстве трёх склонений
  • На что похоже наречие
  • Какие части речи я знаю
  • Как различать омонимы
  • Такие разные синонимы
  • Тайны морфемы
  • Пословицы в современном мире
  • Заимствованные слова

Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. 

А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Развитие исследовательской и познавательной деятельности...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка

В контексте современного образования перед школой стоят важные задачи – развить предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия...

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Статья, которая поможет учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня в привлечении интереса у учащихся к русскому языку....

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.Целью исследова...

Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка как иностранного в начальной школе".

Современные требования к обучению и развитию школьника требуют от учителя находить новые подходы к требованию русского языка (как иностранного) в школах. Изучение нового материала, повторение изученно...