Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках окружающего мира в условиях ФГОС
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Реймхе Мария Владимировна

Работа в группах как средство формирования УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_issledovatelskoy_i_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроке окружающего мира в условиях реализации ФГОС

Работая не первый год в школе, я всегда стараюсь сделать урок для моих любознательных ребятишек интересным и познавательным, в процессе которого они превращаются в настоящих исследователей. «Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребенка»₁. Современный мир развивается настолько быстро, что становится очевидным огромное значение исследовательского поведения в жизни человека, независимо от того, планирует ли он в будущем связать свою жизнь с наукой.

Маленький ребенок находится в постоянном поиске, он уже рождается будущим исследователем. Он хочет познавать окружающий мир и стремится к этому.

        Большое значение для развития познавательной деятельности и исследовательских умений оказывает широкое внедрение в практику различных форма проектной и исследовательской деятельности учащихся. Но сначала необходимо создать у него мотивацию к выполнению исследовательской работы. Очень важно, чтобы в процессе поиска, ребенок смог испытать чувство радости открытия и стремился поделиться этим с другими. Урок «Окружающего мира», автор УМК А.А.Плешаков - это предмет, который обладает такой возможностью.

        Раскрыть тайны нам на уроке помогает проблемно-диалогический метод и такая организация учебного процесса, чтобы учащийся мог открывать знания и в индивидуальной и совместной (работа в группах, парах) со сверстниками деятельности.

        Здесь на помощь приходит метод обучения, моделирующий процесс открытия ребенком новых знаний о мире, - проблемно - исследовательский; субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания. Ребята самостоятельно добывают знания, используя не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного.

        На уроках окружающего мира наиболее продуктивной формой организации исследования я считаю работу в группах, которая помогает формировать коммуникативные действия, развитие личности ребенка, предусмотренных стандартами второго поколения.

Многие педагоги ошибочно считают, что групповая работа не позволяет участвовать в процессе всем учащимся, так как некоторые пытаются «спрятаться» за спинами других. Конечно, это не так. При правильной организации  групповой работы каждый ее участник вовлекается в работу группы, так как сами дети способны вовлечь в работу своих товарищей. В качестве примера:  при изучении темы «Наш край» каждая группа получила  домашнее задание создать презентации на темы: « ЯНАО на карте России», «Флора и фауна ЯНАО», «Экологические проблемы ЯНАО», «Экономика ЯНАО».  Дети создали в приложении «Viber»  свои группы, руководителю  переводился материал,который был обработан и представлен в виде презентации.  

        Чтобы совместная работа состоялась и группа не только справилась с исследовательской задачей , но и достойно представила свои результаты ,учитель должен решить несколько вопросов: определить количество групп и количество учеников в каждой группе; определить состав каждой группы(убедиться, что участники команд распределили роли); спланировать организацию работы каждой группы (поняли содержание рабочего листа, термины, материалы для изучения); спланировать представление результатов работы каждой группой устное сообщение, рисунок, иллюстрированная схема, график, диаграмма, модели, компьютерная презентация, синквейн, сочинение в форме РАФТ).Конечно, от учителя потребуется высокая работоспособность в работе с учащимися. Зато, как радует результат! У ребятишек развиваются исследовательские, коммуникативные, познавательные умения, что обеспечивает учителю поддержку его творческих усилий и удовлетворение от своей работы. Приведу примеры.

 Актуализация опорных знаний:

1.Предлагаю совместными усилиями определить, какие природные зоны существуют в России. Для этого в группе из данных букв составьте слово

(Арктика, тундра, лес, степь, пустыня, субтропики) при изучении темы «Природные зоны России».

2.Разгадайте кроссворд (куда включены вопросы предыдущего урока) и по ключевому слову догадайтесь о теме сегодняшнего  урока.

3. Игра «Верно-неверно». Учитель печатает таблицу, в которую включает утверждения по неизученной теме и предлагает обсудить их. Если согласны, то в таблице появляется буква В, не согласны – Н.

4.Тест

5.Блиц-опрос. На столе у каждой команды стоит коробочка с жетонами.При правильном ответе, забирают один жетон. Победитель определяется по количеству правильных ответов(жетонов)

6.Исправьте ошибки в тексте

7.Графический диктант.В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «плюс»(да), а если нет «минус» (нет)

Открытие нового знания.

1.Тема «Арктическая пустыня».Предлагаю отправиться в экспедицию. У каждой группы будет своя роль: географы (работа с картой),синоптики(изучение климата),зоологи(рассказ о животных Крайнего Севера, ботаники (будут искать информацию о растительном мире). Представитель от группы определяет роль группы (жеребьевка)

2.Тема «Леса России».На с.95-96 учебника вам на выбор предложены три задания. Познакомьтесь с ними,выберите то задание,которое будете выполнять.Те, кто выбрал первое задание,садятся за стол №1,второе –стол №2,третье-стол №3). Для каждой группы учитель приготовил план ответа. Ученики выполняют задание, пользуясь учебником, атласом-определителем, гербарием, энциклопедиями.

3.Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия растений, то в выделенных клетках прочтете название еще одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению

4.Моделирование(ученики в парах строят модель цепи питания из пластилина)

5.Тема «Полезные ископаемые».Практическая работа.Сегодня вы будете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. У каждой группы по два образца полезных ископаемых.Задача-определить и заполнить таблицу, используя атлас-определитель,физическую карту, учебник.

Рефлексия:

1.Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

2.Что помогло? Что помешало?

3.Кого из ребят вашей группы вы могли бы назвать лучшими исследователями?

4.Кто из ребят сегодня работал недостаточно активно или мешал работе группы?

5.Как ты оцениваешь свою работу в группе?

6.Какие цели и задачи мы ставили перед работой в начале урока?

Обобщающий урок «Природные зоны России»

Класс делится на группы по 5 человек следующим образом:пять открыток разрезают на 5 частей,каждый берет одну часть, а затем ученики собираются в группы,сложив рисунок-открытку. Выбирают капитанов.Капитаны выбирают маршрутные листы для своей группы. В игре пять станций «Географическая», «Ботаническая», «Зоологическая», «Экологическая», «Игровая».На каждой станции каждый член группы получает карточку-задание и работает самостоятельно. Всем группам дается одинаковое время, по истечении которого карточки сдают. Затем подсчитывают общее количество баллов у каждой группы- так выявляют победителя.Также ведется индивидуальный подсчет баллов-определяется «Знаток природы». По результатам игры каждый может получить отметку в зависимости от количества набранных баллов.

Итак, при таком построении   процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их  способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие  мыслительные и исследовательские умения, которые позволят   учиться не только в школе, но и в течение всей жизни.

Литература:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред.А.Г.Асмолова.-М.: Просвещение,2008.-С.3

         2.Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б.Шумакова,Н.И.Авдеева,Е.В.Климанова.-М.: Просвещение,2011.-157 с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2010.-224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира на основе ФГОС

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является позн...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Развитие исследовательской и познавательной деятельности...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка

В контексте современного образования перед школой стоят важные задачи – развить предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия...

• Статья «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО»

Статья "Развитие исследовательской и познвательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО " содержит практические рекомендации для работы с детьми младшего школьного возраста...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника

В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках ...