Воспитание чувства патриотизма учащихся начальной школы на уроках мордовского языка
статья (2 класс) на тему

Иневаткина Татьяна Владимировна

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной  ситуации происходит постепенное формирование нового российского патриотизма, в котором должны гармонично сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учётом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание чувства патриотизма17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувства патриотизма учащихся начальной школы

на уроках мордовского языка

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознании людей стала отмечаться безыдейность, цинизм, агрессивность.  

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной  ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонично сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии         жизни с учётом перспектив развития социума в обозримом будущем.                                                         На это акцентирует внимание ФГОС второго поколения, которые, заметьте, одним из главных пунктов  образовательного  процесса  рассматривают «Концепцию духовно-нравственного развития», а в частности - патриотического воспитания. Глава Республики Мордовия  Н.И.Меркушкин высказал особое мнение: «Многоязычное образование сегодня рассматривается как один из приоритетов развития образования. Сегодня перед нами стоит задача повышения качества языковой подготовки учащихся. Нужно максимально использовать мощный воспитательный потенциал языков, истории, культуры народа в формировании у детей любви к родной земле, родному краю. Именно такой подход позволяет воспитывать настоящих патриотов нашей многонациональной России».                

История развития всех цивилизованных наций убедительно свидетельствует о том, что родной язык и культурное наследие народа – благодатная и естественная почва для становления и воспитания личности с высоким чувством патриотизма, т. к. нет и не может  быть образования, не уходящего своими корнями в национальную культуру.        Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение   слова «патриотизм» призваны общеобразовательные учреждения, огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности  принадлежит учителям  и  преподающих        родные языки  в национальных   и в русскоязычных  школах со смешанным контингентом учащихся.                                

Пятый год я веду факультативный курс «Эрзянский язык» в городской школе и постоянно убеждаюсь в том, насколько своевременно было введение этого предмета, т.к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувств любви к Родине.          Работа над формированием патриотизма начинается уже с первых уроков, когда мы говорим  о языке как важнейшем средстве общения.   Надо видеть глаза детей, когда они знакомятся с огромной семьёй финно-угорских народов (таблица «Финно-угорские языки»),        слушают историю возникновения эрзянского языка и какие условия этому способствовали.        

Большое воспитательное значение имеет привитие навыка культуры  общения.  В начале и в конце каждого урока учащиеся приветствуют учителя и одноклассников, используя известные      речевые конструкции. Специальные упражнения, помещённые в разных разделах учебника, знакомят их, как могут обратиться к родителям (знакомым, соседям) разные люди. На этом этапе часто  используется диалогическая речь, а в некоторых случаях уместно инсценирование.        Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его свершениям и героическим страницам прошлого, традициям и  обычаям на примере  изучения следующих тем:        

«Костюм  женщины  эрзянки» ;                                        

«Народные игры»;                                                        

«Народные промыслы»;                                                                

«Исторический облик Саранска»;                                                

«Герои-земляки»;                                                                                

«О чём рассказала старая  карта» и др.                                                        Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать  на защиту Отечества по примеру своих предков.  После прочтения текста, биографического материала об известных героях России или наших земляках (на русском языке), можно акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют  патриотизм и гражданственность, например:        

- Как проявилась храбрость людей, их верность Отчизне?                        

- Что помогло героям одержать победу над врагом?                

- Смогли бы вы поступить также?                                         

Неоценимую помощь может оказать   знакомство с детской  литературой мордовских писателей, организация выставки детских журналов  на мордовском языке.

Важным звеном патриотического воспитания является  проведение занятий на базе   школьного музея. Особый интерес вызывает у младших школьников практическая направленность   уроков на темы «Одежда мордвы», «Домашняя утварь»,  «Промыслы народов нашего края» и др. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки.  В них мы находим отражение  народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости, справедливости.         Познать, понять человека, событие всегда легче через искусство. Формирование патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий:                                                        -нарисовать иллюстрацию по прочитанному;                                

- смоделировать фрагмент мордовского орнамента;                                 -составить тематический кроссворд («Герои мордовских сказок»,«Предметы домашней утвари» и др.;                                                        -вырезать из бумаги мужскую рубаху и украсить её мордовским орнаментом;        -сконструировать из ткани флаги России и Мордовии;                -подготовить проект-фантазию «Одежда современной девочки-эрзянки»        и т.д.  

Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов и фрагментов народной музыки, использование элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает подготовка и проведение семейных театрализованных представлений из серии «Обычаи и верования мордвы» таких как «Рождество Христово», «Масленица», «Светлое воскресение».        Планомерная работа по   патриотическому воспитанию младших школьников непременно даст положительные результаты. Ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры и высмеивании истории своей малой родины, а научится находить правильные ориентиры, научится  формировать систему отношений к тем или иным событиям.

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Воспитание чувств. Патриотизм" для 3 класса.

Классный час "Воспитание чувств. Патриотизм" для 3 класса представлен в виде презентации.Данный классный час направлен на воспитание патриотизма:просмотр видео,минута молчания,осознание значения слова...

Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

Воспитание чувства патриотизма и добра через внеурочную деятельность

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережное отношение к ее историческому прошлому, любовь к природе родного края...

Воспитание чувства патриотизма на уроках литературного чтения

Материал статьи поможет подготовиться к методическому объединения педагогов начальной школы для выступления по данной теме....