Воспитание чувства патриотизма на уроках литературного чтения
статья

Сметанина Юлия Александровна

Материал статьи поможет подготовиться к методическому объединения педагогов начальной школы для выступления по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotich_vospitan_statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание чувства патриотизма на уроках литературного чтения»

   Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его основу. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации». Развитие любой страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к Родине, своему народу, родным, чувство ответственности перед будущим.

     Что же включает в себя понятие «патриотизм»? Любовь к большой и малой родине, любовь к людям, привитие бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание осознания долга перед Родиной,  готовности к  её защите – вот те потоки, их которых образуется могучая река под названием «патриотизм».

  Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания  подрастающего поколения роль и значение  уроков литературного чтения. Во-первых, потому что они знакомят учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля, значит параллельно проходит развитие личности ребёнка, его нравственное воспитание.

   Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь извлечь их, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая  определённых духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы должен организовать учитель, реализуя поставленную цель – воспитание патриотических качеств  младших школьников в процессе работы с текстом.

     Огромное значение  в патриотическом  воспитании учащихся имеет  приобщение их к духовной жизни литературных героев - носителей лучших черт национального характера.   Искренняя взволнованность на уроке, непосредственность и сила переживания  в процессе приобщения учащихся к миру образов произведения, разбуженная этим творчеством жизнь школьников, безусловно, способствует формированию убеждений  патриота, гражданина, личности, способной к активному проявлению велений своего ума и чувств.

        Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведений. Широко привлекаются  изобразительная деятельность, игровые приемы и различные формы устной речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

    Широко представлены в учебниках Л.Ф. Климановой произведения русских поэтов о родной природе. Это богатый материал, который поможет учителю в воспитании любви к родному краю, к природе Родины. В программу включены стихи А. Платонова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, Бориса Леонидовича Пастернака, Н.А.Некрасова, А.А.Фета, И.С.Никитина «Русь», С. Д. Дрожжина «Родине», А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…», произведение М. Пришвина «Моя Родина».

     А также понятие «Родина» представлено в русских пословицах. Родина в пословицах ассоциируется с такими понятиями, как «мать», «земля». Часто употребляются эпитеты «родная», «любимая», «православная», «родимая», «богатырская».

     В  4 классе изучаются былины. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который стал прообразом современных героев-воинов. Богатырь является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней и тишиной его духа, кротостью, не желанием убивать, а лишь защищать и охранять землю Русскую. Такой герой может объединить всех живущих в России: стариков и детей, верующих и неверующих, правых и левых, всех любящих свою страну и желающих её возрождения.

   Воспитывать патриота надо начинать в начальной школе. Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний. В этом возрасте идёт развитие высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Этот возраст представляет собой такой период становления личности, когда формируется чувство любви к Родине, закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов.

    Систематическая работа на основе литературных произведений позволяет повысить уровень нравственного развития младших школьников, сформировать и развить личность гражданина и защитника Отечества. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...

доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...

Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения

Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения...