Воспитание чувства патриотизма на уроках литературного чтения
статья
Материал статьи поможет подготовиться к методическому объединения педагогов начальной школы для выступления по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание чувства патриотизма на уроках литературного чтения»
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его основу. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации». Развитие любой страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к Родине, своему народу, родным, чувство ответственности перед будущим.
Что же включает в себя понятие «патриотизм»? Любовь к большой и малой родине, любовь к людям, привитие бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание осознания долга перед Родиной, готовности к её защите – вот те потоки, их которых образуется могучая река под названием «патриотизм».
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературного чтения. Во-первых, потому что они знакомят учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля, значит параллельно проходит развитие личности ребёнка, его нравственное воспитание.
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь извлечь их, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определённых духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы должен организовать учитель, реализуя поставленную цель – воспитание патриотических качеств младших школьников в процессе работы с текстом.
Огромное значение в патриотическом воспитании учащихся имеет приобщение их к духовной жизни литературных героев - носителей лучших черт национального характера. Искренняя взволнованность на уроке, непосредственность и сила переживания в процессе приобщения учащихся к миру образов произведения, разбуженная этим творчеством жизнь школьников, безусловно, способствует формированию убеждений патриота, гражданина, личности, способной к активному проявлению велений своего ума и чувств.
Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведений. Широко привлекаются изобразительная деятельность, игровые приемы и различные формы устной речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Широко представлены в учебниках Л.Ф. Климановой произведения русских поэтов о родной природе. Это богатый материал, который поможет учителю в воспитании любви к родному краю, к природе Родины. В программу включены стихи А. Платонова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, Бориса Леонидовича Пастернака, Н.А.Некрасова, А.А.Фета, И.С.Никитина «Русь», С. Д. Дрожжина «Родине», А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…», произведение М. Пришвина «Моя Родина».
А также понятие «Родина» представлено в русских пословицах. Родина в пословицах ассоциируется с такими понятиями, как «мать», «земля». Часто употребляются эпитеты «родная», «любимая», «православная», «родимая», «богатырская».
В 4 классе изучаются былины. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который стал прообразом современных героев-воинов. Богатырь является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней и тишиной его духа, кротостью, не желанием убивать, а лишь защищать и охранять землю Русскую. Такой герой может объединить всех живущих в России: стариков и детей, верующих и неверующих, правых и левых, всех любящих свою страну и желающих её возрождения.
Воспитывать патриота надо начинать в начальной школе. Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний. В этом возрасте идёт развитие высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Этот возраст представляет собой такой период становления личности, когда формируется чувство любви к Родине, закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов.
Систематическая работа на основе литературных произведений позволяет повысить уровень нравственного развития младших школьников, сформировать и развить личность гражданина и защитника Отечества. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/04/picture-95218.jpg)
Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.
В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-260353-1382327218.jpg)
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....
статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"
Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...
статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"
Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/24/picture-645443-1435135556.jpg)
Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/13/picture-939050-1502642084.jpg)
доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...
Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения...