статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"
статья по чтению по теме

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№624, г. Санкт-Петербург

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_liter_polya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

  «Воспитание  любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка  в начальной школе».

Автор : Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей  квалификационной  категории, ГБОУ  НШ-ДС №624 г. Санкт-Петербург.

Каждый раз, когда я встречаю первоклассников, невольно думаю, как же сложно будет малышам включиться в ритм школьной жизни!  Трудной и утомительной работой для них станет чтение и письмо.   Проблема формирования литературного поля  у школьников   не утратила своей актуальности и сейчас.  В соответствии с новыми ФГОС  в начальной школе происходят существенные изменения  в организации  учебного процесса,  он  становится  личностно – ориентированным.  От авторитарного характера обучения учитель переходит к  демократическому,  поисково – творческому.  Школьнику на уроках приходится решать множество проблем одновременно.  Ребенку необходимо с ранних лет  учиться думать, нестандартно мыслить, получать знания не только на уроке, но и добывать их из разных источников.  Человек, обитающий в социокультурном  пространстве, не может существовать без книги.  Литературное произведение служит объектом исследования ребенка, в некоторой степени определяет его поведение, которое может проявиться в его устной и письменной речи .  Согласно коммуникативно – деятельностной концепции, необходимо воспитывать у ученика читательскую культуру.  Культура читателя предполагает наличие некой внутренней позиции, т.е. умения воспринимать и принимать художественное произведение, созданное другим человеком – автором.  Даже если художественное произведение не нашло отклика в душе маленького читателя, он должен научиться понимать  замысел автора.  От первого впечатления, которое учимся формулировать полными, точными предложениями переходим к вопросам, сомнениям, иногда недоумениям, связанным с постижением чужого, авторского языка.  Дальнейшие наблюдения, анализ, интерпретация произведения приводят к рефлексии уже сделанных открытий и их переосмыслению.  От извлечения новых смыслов, благодаря анализу произведения в коллективной деятельности, переходим к созданию собственных текстов и поиску новых произведений данного автора.  Основная трудность в формировании литературного поля детей  заключается в том, что ребенок  на начальном этапе не умеет выразить свою мысль не только полно, но и вообще никак.  Да и  письменная речь не формируется как специфическая форма речи, отличная от речи устной.  Письменная  речь  в учебном  процессе рассматривается как  дополняющая устную , так  как чаще всего приспосабливается  к  целям и задачам функционирования  устной  речи, поэтому  письменная речевая  деятельность  на  начальном  этапе  складывается у ребенка стихийно,  путем  проб  и ошибок.  Ученику  необходимо осознать сам процесс выражения мысли в словах, уметь абстрагироваться  от чувственной стороны речи. Письменная речь лишена звучания, интонирования.  У начинающего обучаться письменной речи ребенка отсутствует мотив, потребность в письме, поэтому мотивацию необходимо создать. Одной из задач, стоящих перед учителем, является обучение детей полноценно общаться, точно выражать свои мысли.  У младших школьников ограничен объем слов, однообразны синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который создают дети, часто распадается на короткие однообразные структуры.  Поэтому задача учителя - научить детей чувствовать слово, владеть синонимами, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции. Необходимо обучать детей строить предложения, понимать текст, его тему, идею, структуру, языковые средства в соответствии с целью, содержанием, типом и стилем речи.

Гармоничное развитие устной и письменной речи на начальном этапе обучения русскому языку - это залог успешного овладения детьми функционально-жанровым разнообразием письменных текстов в дальнейшем.  Чтобы повысить эффективность работы по формированию литературного поля у детей, ввожу элементы теоретических сведений лингвистического и речевого характера, а также систему заданий для формирования осознанных коммуникативных умений, необходимых  детям  для составления предложений  как в устной, так и в письменной речи.  Вопросы к тексту и вопросы к важным по смыслу словам в художественном произведении  помогут ученику понять смысл  читаемого, осуществить обобщение прочитанного и выразить это своими словами.  В процессе обучения учитель может  выбирать тексты и задания к ним, изменять их, исходя из уровня сформированности  у детей навыков чтения, а также особенностей восприятия и понимания ими смысла текста.  В третьих и четвертых классах на этой основе у школьников будут формироваться умения анализировать и составлять тексты определенного типа: повествование, рассуждение, описание.  Ответы на многие вопросы по грамматике и орфографии требуют анализа языкового материала, выявления сходных и отличных признаков, установления внутрипредметных связей.  Так у детей формируется способность к применению знаний в новой ситуации.  Интерес  возникает чаще тогда, когда ребенок обращается к своему опыту.  В третьих, четвертых классах полезным является проведение лингвистических работ, которые помогают закрепить  усвоенный материал и увидеть ошибки.  Полезно включать задания, помогающие детям осмыслить механизм образования переносных значений слов, метафорическую лексику, что способствует развитию образной речи . Важно, чтобы дети почувствовали красоту родного языка, полюбили его, осознали его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства. Необходимо в каждом ребенке пытаться развивать способность владеть словом, чувствовать слово, осмысливать закономерности языка точно, ясно выражать свои мысли. Таким образом происходит формирование литературного поля , развивается  эстетический вкус, расширяется читательский кругозор, совершенствуется теоретическое мышление ребенка. Конечно, первоклассник не сразу станет тем, «кто полюбит великую литературу».  В начальной школе важно наметить первые шаги его движения к книге, авторскому сочинению.  Задача учителя состоит в определении ориентиров, которые помогут ребенку делать самостоятельный выбор в оценке того или иного художественного произведения .  Стараюсь пройти эту часть пути не торопя ученика, не ругая его за то, что он «не так понял» или «не так прочитал».   В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ребенок в себе самом открыл способности удивляться необычному эпизоду, сострадать и сопереживать героям , чувствовать красоту поэтических произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

Презентация к урокам литературного чтения и русского языка "Увлечение чтением"

Этот учебно-методический материал для учителей и младших школьников направлен на разработку системы общего развития детей, развития и формирования в них отдельных качеств....

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

Формирование метапредметных умений на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе

Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу долже...

литературное чтение и русский язык в начальной школе статья №5

литературное чтение и русский язык в начальной школе статья №5...

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотны...