Формирование метапредметных умений на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе
статья

Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу должен  уделять повышенное внимание.

 

В современной педагогике мы стали использовать понятия «метапредметное обучение», "метапредметные результаты и умения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_umeniya.docx62.42 КБ

Предварительный просмотр:

Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу должен  уделять повышенное внимание.

В современной педагогике мы стали использовать понятия «метапредметное обучение», "метапредметные результаты и умения".

Это как раз то, что над предметом или за его пределами, то есть именно то, что остается после изучения учебных предметов.

Значит, метапредметные результаты образовательной деятельности помогают учащемуся решать проблемы и задачи в различных жизненных ситуациях.

Только то, что вызвало наибольший интерес, связано с положительными эмоциями, остаётся в деятельностной памяти ребёнка.

 

В своей работе мы используем приемы смешанного обучения, модуль "Смена рабочих зон".  Учащиеся выполняют задания по маршрутным листам, меняя рабочие зоны. Причем задания в группах различаются уровнем сложности  и степенью самостоятельности. Учитель на таких уроках является только направляющим.

Совместно проходит этап постановки учебной задачи через проблемную ситуацию, построение проекта выхода из затруднения(организация учащихся по исследованию проблемной ситуации), этап рефлексии. А основная часть(получение новых знаний, выводы, применение новых знаний)  -  это деятельность учеников в групповой, индивидуальной и парной формах работы.

Мы реализуем на этих уроках следующие метапредметные результаты (не читаем, на слайде, можно бегло по выделенному…):

- умение самостоятельно определять цели своего обучения,

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей

- умение определять способы действий, корректировать свои действия

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

-  овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

- умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

- находить в тексте необходимую информацию, использовать различные способы поиск а информации(одна из зон - зона онлайн)

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Пример. Русский язык.4 класс. " Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени".

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 Причем, продукт групповой работы у групп разный.

1 группа(сильные учащиеся) в онлайн зоне просматривают материал по теме будущего урока, чтобы быть помощником учителя.

2 группа создает кластер "Домашнее хозяйство", используя слова по теме урока.

3 группа составляет таблицу - помощник для всего класса.

На уроках эффективно используются элементы  из  сингапурских методик. Вот некоторые примеры:

1."Перемешанный класс" - под музыку свободное перемещение по классу, по сигналу случайное образование пар, за 10 секунд обменяться мнениями, потом выделяем время, чтобы записать информацию. Повторяется несколько раз(очень хорошо использовать при составлении характеристик героев, при четком делении на положительные и отрицательные моменты, ответ на вопрос учителя: "Докажите, что ...).

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера

- выбор доказательств для аргументации своей точки зрения

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

    2. "Микс групп" - смешивание учащихся под музыку, когда она прекращается – замирают и создают группы, количество которых зависит от ответа на заданный вопрос(например: сколько звуков в слове "деньки", сколько слов впредложении) - обучающая физ.минутка.

- умение находить общее решение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

 

  3."Конерс - 4 угла" - " Выбери букву, которую надо написать в слове", "Какой корень в твоих словах", "Найди своего персонажа"(характеристики или описание героев) и добавь характеристику или описание.

- смысловое чтение

- умение создавать, применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

4."Встреча" - назначить заранее встречу с конкретным учеником, затем записать свой вариант ответа, далее встреча и обмен мнениями (хорошо использовать на итоговых уроках по теме, при ответах на вопросы тестов, на русском языке при выполнении заданий вида "вставь пропущенные буквы, распредели по частям речи, восстанови текст).

- выбор и использование целесообразных способов действий

- контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной)

5. А)Работа в группе, с партнерами по плечу, по лицу(по схеме). КПД при таком способе обычно 100%. Читает за урок, пересказывает, составляет план КАЖДЫЙ.

manage_mat.jpg     Снимок.PNG

Б)Работа в той же группе над составлением текста из частей на время.

Или: "Найди союзника" (у кого начало твоего текста), совместно выполни задания..

– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации

– выбор доказательств для аргументации своей точки зрения

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами

– нахождение в тексте необходимой информации

– определение основной мысли прочитанного текста

В выборе заданий для обучающихся лучше отдавать предпочтение продуктивным. Наряду с вышеописанными, интересными могут быть:

  1. Тесты с вопросами-«засадами»;
  2. Игра «Книжная выставка» (сортер произведений по заданным признакам);
  3. Моделирование обложки к произведению;
  4. Получение, выполнение и проверка заданий в классном блоге (от учителя, от одноклассника, от родителей)
  5. Выполнение теста на электронном носителе с получением мгновенного результата;
  6. Выделение научных сведений из прочитанного произведения;
  7. Подбор пословицы, фразеологизма как основной мысли произведения;

В заключении хочется сказать, что, когда учитель становится для ученика не главнокомандующим,  а равноправным партнером в работе, тогда и учиться станет интересно.

Чем самостоятельнее поиск, тем дороже он ценится и лучше запоминается. "Цель учения — достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний". Сюнь-цзы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

Формирование метапредметных умений на уроках литературного чтения в начальной школе.

Материал содержит итоговый отчёт по теме самообразования "Формирование метапредметных результатов на уроках литературного чтения в начальной школе....

литературное чтение и русский язык в начальной школе статья №5

литературное чтение и русский язык в начальной школе статья №5...