Формирование метапредметных умений на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Андреева Ирина Витальевна

Материал содержит итоговый отчёт по теме самообразования "Формирование метапредметных результатов на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Формирование метапредметных умений  на уроках литературного чтения в начальной школе. Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетенции в свете требований ФГОС».

Автор:

Андреева Ирина Витальевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 12»,

первой квалификационной категории

                                                        г. Сыктывкар, 2019 г.

Приёмы работы с текстом как средство формирования читательской компетенции в свете требований ФГОС

Метапредметный урок- это урок, с помощью которого

происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения.

Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую цель, как умение учиться. Реальная действительность состоит в том, что она меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные учащимися в школе, через некоторое время устаревает и нуждается в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня более востребованными. Решением поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий(УУД).

 Это регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации;

-пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию. Представленную в различных формах(сплошной текст; несплошной текст-иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую9 составлять схемы, таблицы, план);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

-высказывать и  обосновывать свою  точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

В начальной школе рождается стремление понимать и толковать всё вокруг, желание поспорить, задать много вопросов, добраться до сути.

Радостно осознавать, что смысл произведения можно созидать  самому в диалоге с автором, учителем, одноклассниками.  

«… Не просто восприятие, а активное восприятие и созерцание произведений искусства есть начало духовной практики.»

                                                                   В.П. Зинченко

Формирование современного читателя - серьёзное и хлопотливое дело. И прежде чем  им заниматься, важно определить те ориентиры, которые помогут формировать качества современного читателя. Значит, каждый учитель должен чётко представлять те цели и задачи, которые будут поставлены перед ним как лидером читательской аудитории.

Каждый урок литературного чтения – это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдёт речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребёнка об этой встрече, значит и нужно постараться её организовать. Для этого учителю надо преподнести содержание так, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия.

Я, находясь в особой позиции «лидера» читательской аудитории, не даю знания о прочитанном на уроке произведении как истину, а стараюсь  создать условия для самостоятельного приобретения индивидуального опыта каждым учеником-читателем.

Ребёнок, встречаясь с текстом, под руководством учителя проясняет собственное понимание каждого произведения. Но делает он это не отдельно от других читателей, а в коллективной деятельности, в кругу других читателей-собеседников. Я активизирую учебную деятельность, руководствуясь и коммуникативной технологией, и способами исследования текста.

Каждый урок я строю на коммуникативной основе, т.е. на принципах учебного диалога читателей о произведении. Учебный диалог  становится превалирующей формой обучения, соответствующей коммуникативной природе художественного произведения, способом эстетического анализа, средством расширения читательского сознания учеников, а также главным условием развития механизмов понимания.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.

Виды коммуникативных действий:

1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке. Распределите с одноклассниками роли».

2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

Художественные произведения, исследуемые детьми, изучаются в условиях столкновения различных мнений. Понимая точку зрения одноклассника, каждый ребёнок учится чувствовать «чужое»понимание, сопоставлять его с собственным видением замысла автора, а главное, приближаться к авторскому пониманию.

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».

4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т. д.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий:

1) на составление плана (план текста, устного рассказа);

2) на проведение самопроверки;

3) на редактирование текста.

Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые  усложняются от класса к классу.

Виды регулятивных действий:

1. Целеполагание: «Какая тема урока? Какие цели поставим?».

Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений. Задания по работе с планом:

-Подготовься к пересказу. Составь картинный план сказки;

2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок  произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».

3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного».

4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана», «Восстанови план»

5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».

Формированию познавательных универсальных учебных действий способствует знакомство с приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Поиск и выделение необходимой информации происходит на занятиях литературным чтением постоянно: от учащихся требуется самостоятельное нахождение определенного фрагмента текста и его интерпретации для ответов на конкретные вопросы учителя или для обоснования своего суждения. Диалог с автором, комментированное чтение, беседа, выделение ключевых слов- всё это приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий

Интерпретация может иметь такие воплощения на творческом уровне:

-интонирование произведения(отрывка) вслух ( выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);

-устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения ( отзыв, сообщение, аннотация..)

-сочинение «по следам» прочитанного, на свободную тему, по аналогии, по началу;

-создание виртуального диафильма;

-драматизация произведения (постановка спектакля);

-иллюстрирование произведения.

Задания для формирования познавательных УУД:

-Ответь на вопрос:«Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари»

-Найди в тексте предложение, содержащее развязку;

-Отметь рисунок, на котором изображён главный герой произведения;

-Допиши данные предложения словами из текста;

-Запиши, почему герой стал вести именно так;

-Заполни таблицу, используя сведения, полученные из текста;

- Как ты понимаешь выражение (слово)? Объяснение найди в тексте;

-Запиши, с чем автор сравнивает снегирей;

-Установи последовательность событий.

На моих уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация.

2.Постановка целей урока.

2. этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста.

Выявление первичного восприятия (беседа, фиксация впечатлений)

Вопросы:

-Что осталось непонятным, необычным?

-Что удивило, вызвало определённые чувства?

2.Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста (приёмы: диалог с автором, комментированное чтение, беседа, выделение ключевых слов).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Ищем ответы на поставленные учениками вопросы в самом произведении.

Выразительное чтение.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

1.Концептуальная (смысловая ) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания.

Помни ключевые моменты анализа:

-понять содержание(-О чём это произведение?)

-вникнуть в смысл(-Какую важную мысль высказал в тексте автор?)

-найти языковые средства, приёмы, способы создания образа.(Как сделан образ?)

Кроме уроков литературного чтения я работала во 2 и 3 классах по программе «Чтение. Работа с текстом» по учебно-методическому комплекту О.Н. Крыловой. Данная программа способствовала обучению школьников извлекать из текстов требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы дети развивали внимание к языковой стороне текста, к деталям.

        В 2018 году прошла курсы  МУ ДПО «Центр развития образования»

Г. Сыктывкар по программе «Межпредметные образовательные технологии и методические приёмы организации работы с текстом на уроках и внеурочной деятельности как механизм формирования грамотного читателя»

На своих уроках я стараюсь заинтересовать учеников процессом исследования, таким образом, строя диалог, чтобы дети чувствовали значимость совершаемых ими открытий, чтобы они не преставали удивляться своим возможностям понимать мысли чувства авторов.

Итогом всей моей  работы являются хорошие результаты диагностических работ.

Литература :

Е.И. Матвиенко «Учим младшего школьника понимать текст»; Москва. ВАКО. 2007

Учебно-методический комплект О.Н. Крылова «Чтение. Работа с текстом». Экзамен. 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы....

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

Формирование мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе

Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализовать...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...

Формирование метапредметных умений на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе

Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу долже...