Статья « Формирование коммуникативных навыков на уроках литературного чтения в начальной школе»
статья по чтению на тему

Этапы работы с текстом на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья « Формирование коммуникативных навыков на уроках литературного чтения в начальной школе»

Автор: учитель начальных классов Телепова Е.В.

 За последние несколько лет  отношение к чтению и книгам в российском обществе, как и во многих странах мира,  изменилось. Чтобы поправить эту ситуацию,  в России разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Главная цель программы - развитие грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального уровня граждан страны. Сроки реализации программы – 2007-2020 годы.

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения  отразилась и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям  общества, инновационной экономики. Это  возможно при условии привития школьникам читательской культуры. Именно читательские умения помогут младшему школьнику  самостоятельно приобретать новые знания, а затем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому одна из главных задач учителя начальных классов:  овладение учениками прочного и полноценного навыка чтения. Навык чтения имеет  две стороны: смысловую и техническую.

Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Смысловая: понимание содержания и смысла прочитанного.

Многие годы  больше внимания уделялось технической стороне чтения.  При оценке навыка в первую очередь учитывали «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте.

В современной школе  школьник должен владеть не только техникой чтения, но и навыками смыслового чтения.

Более того, техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

Не случайно федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные цели освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

Как работать  с текстом на уроках чтения в начальной школе? Прежде чем говорить об этом, нужно определиться, какому чтению мы учим? 
Во-первых, в начальной школе –это обучение медленному чтению художественного текста, то есть понимание смысла каждого слова, умение задавать вопросы и находить ответы в тексте и анализировать прочитанное.
Во-вторых,  ученика нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать  тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои. В-третьих,  уделять одинаковое внимание и чтению про себя.

Наблюдения позволили выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению: 

- Интерес к урокам литературного чтения. 
- Способность к фантазированию, воображению. 
-  Проявление смекалки, сообразительности; открытие новых для себя знаний, поиск ответов на вопросы в книгах. 
- Проявление радостных эмоций в процессе работы. 
- Способность наслаждаться процессом творчества. 
- Стремление к оригинальности. 
- Проявление самостоятельности в работе. 
- Умение преодолевать возникшие трудности. 
Обучение такому чтению требует определенного  подхода. 
Выделяют три этапа работы с текстом : до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.

Покажу технологию работы с басней на уроке литературного чтения в  классе. 
          Работа с текстом до чтения 
         Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. 
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. 
2. Дети читают  ключевые слова, которые учитель заранее выписывает из текста  на доске. Дети высказывают свои предположения о теме

произведения, героях, развитии действия. 

Работа с текстом во время чтения 
Цель – достижение понимания текста. 

          Необходимо соблюдать такую последовательность действий:
1. Дети самостоятельно читают текст про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения. 
2. Чтение вслух по  абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям. 
 
3. Затем задается уточняющий вопрос на понимание содержания произведения  в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание по частям текста. 
4. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: где ошиблись в предположениях о теме и содержании текста, развитии событий, о героях? 
Работа с текстом после чтения 
Цель – достижение понимания основной мысли и подтекста. 
1. Проблемный вопрос к тексту в целом. Далее беседа, результатом которой должно быть понимание авторского текста. 
2. Беседа о смысле заглавия, его связи с темой произведения. Учитель еще раз обращает внимание на иллюстрацию,
 какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
3. Рассказ учителя о писателе. Именно после чтения  ребенок сможет соотнести информацию о писателе с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, это углубит понимание прочитанного произведения. 

4.Творческие задания

В своей практике работу с текстом провожу не только на уроках литературного чтения, но и на уроках внеклассного чтения, окружающего мира, на классных часах.

При чтении художественных произведений дома дети  работают с читательскими дневниками (пишут отзыв о прочитанном произведении

 Кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Ведь  овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...

"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"

Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....

Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"

В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.Групповая...

Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения"

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в се...