Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку

Соколова Любовь Викторовна

В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соколова Любовь Викторовна

Учитель начальных классов,

МКОУ СОШ №5

Новосибирская область, г. Куйбышев

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классах.

Мы живем в эпоху новых технологий и модернизации. Перемены коснулись многих отраслей нашей жизни. Не исключением стала и сфера образования. Утверждение приказа Министерcтвом образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО), направляет деятельность учителей и обучающихся на развитие универсальных учебных действий (УУД), среди которых выделяют: личностные, метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) и предметные УУД.

Конечно, развитие каждого вида УУД важно, но одной из главных задач, на мой взгяд, является развитие коммуникативных УУД, т.к. они способствуют формированию активной, уверенной в себе, коммуникабельной личности, стремящейся к познанию нового, способной найти пути решения проблем. Ведь умение правильно вести себя в сложившейся ситуации – залог успеха.

Каждая школьная программа предусматривает задания для формирования и развития всех УУД, но развитию коммуникативных умений, по моему мнению, нужно отводить больше времени. Уроки русского языка и литературного чтения активно способствуют развитию вышеуказанных умений, т.к. предусматривают уроки развития речи. Но такие уроки больше направлены на обогащение словарного запаса, на развитие умения выражать свои мысли, и крайне редко формируют навыки культурного общения и поведения в обществе.

Начинать формировать коммуникативные навыки важно в раннем возрасте. Ведь с раннего детства дети получают опыт социального общения, в том числе, виртуальный. Урок – это тоже форма общения и развитие  коммуникативных УУД обучающихся способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

При проведении уроков русского языка для формирования коммуникативных УУД, включаю следующие задания: напишите слова приветствия, прощания, благодарности; подчеркните в написанном те слова, которые употребляете наиболее часто. Такое задание не только расширяет словарный запас, но и носит диагностический характер. Моделируем ситуации, в которые можем попасть каждый день, и обучающиеся предлагают несколько решений, из которых выбираем совместно наиболее оптимальное. Чтобы скрасить динамическую паузу, предлагаю детям сказать друг другу комплименты. Такие задания не только расширяют словарный запас, т.к. нельзя повторяться, но и позитивно настраивают на дальнейшую работу.

С коммуникативными УУД так же связана и самооценка. При проверке работ предлагаю обучающимся не только оценить работу товарища, но и поставить отметку своей работе, предварительно сформулировав критерии оценивания. На некоторых уроках дети выступают в роли консультантов, получая при этом социальный опыт.

Развивая коммуникативные навыки, мы воспитываем личность, стремящуюся к общению, умеющую правильно поступить в той или иной ситуации, добиться задуманного. Нам хочется говорить с тактичными, понимающими, внимательными  людьми,  слышать добрые слова. Это делает общение приятным и комфортным, а называется такое поведение коммуникативной культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

В работе рассматриваются приемы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во внеклассной работе учеников 3-4 классов...

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

в работе рассказывается о приемах по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во вне урочное время...

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"

в данной статье представлен опыт работы развития коммуникативных ууд по программе "Школа 2100" 4 касс рус.язык...

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...

реферат "Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"

quot;Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе"- материал к выступлению на МО в нач. школе...


 

Комментарии

Жаркова Иоланта Юрьевна

Вы верно заметили, что "навыки культурного общения" важно начинать формировать в раннем возрасте, имея в виду начальную школу. Терминологию, теории, аксиомы, правила мы (учителя) положим "на полочку" образования учащегося в возрасте, когда к этому он "созреет". А вот саму "полочку" под названием "культурное общение" надо создавать в самом начале воспитания и образования.

Соколова Любовь Викторовна

Согласна с вами, Иоланта Юрьевна, но только так много препятствий на этом пути...Нецензурная речь даже с экранов телевизора, не говоря уже о видеороликах из сети Интернет.